Структура организаторской деятельности и её особенности

Билет №1

Понятие, объект, предмет, задачи педагогики.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжение всей его жизни.

Предмет педагогики:

· Педагогический процесс т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

· Закономерности совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на воспитание обучение, развитие, и психологическую подготовленность последних к активному и творческому труду в условиях динамического реформирования всех сфер общественной жизни.

Задачи педагогики:

  • Нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания
  • Изучение и обобщения практического опыта педагогической деятельности
  • Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания
  • Прогнозирование развития образовательных систем
  • Внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики
  • Разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов

Объект педагогики —те знания, которые передаем от одного поколения к другому.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Сущность понятия компетенция и компетентность.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Билет №2

Методы педагогики.

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.

5. Социологические методы. Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также их документации.

6. Исследовательская беседа. С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

7. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

8. Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.

9.Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

10.Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

 

Структура организаторской деятельности и её особенности.

Организаторская деятельность - Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников.

В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

• усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

• подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

• определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

• распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

• внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

• учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

• определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

• работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

• итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей.

Организаторская деятельность педагога включает в себя вовлечение учеников в различные виды работ, проводимых в школе. От учителя потребуются организаторские способности, активность, энтузиазм и заинтересованность. В рамках организаторской деятельности проводятся совместные работы по планированию и подготовке различных школьных мероприятий, распределение обязанностей и поручений между учениками. Учитель должен стимулировать желание детей принимать участие во всех происходящих событиях, вносить элементы новизны, радостного ожидания, необычности. Важно заинтересовать ребят предстоящей работой, помочь каждому найти в ней ценное для себя, и почувствовать важность своего участия. Со стороны учителя так же должен производиться постоянный контроль и управление организованной деятельностью учеников, при этом нужно соблюдать тактичность приемов и поддерживать сотруднические отношения.

Билет №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: