(В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.)
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе или в специальных рекомендациях. Как процесс оценка знаний реализучется в ходе контроля (проверки) последних. По существу, оценка знаний - это часть операций по их проверке. Следует различать оценку и отметку, которая является условным выражением оуенки, условной единицей измерения уровниясформированности знаний. Слово "оценка" в быту иногда имеет значение отметки.
Так, в англоязычных странах знания оцениваются по четырем уровням: А - самая высокая отметка, далее соответственно - В,С,D. В отечественной школе в принципе имеется пятибалльная система отметок, которая на практике, однако, является четырехбалльной:
"5", "отлично" - владеет в полной мере;
"4", "хорошо" - владеет достаточно;
"3", "удовлетворительно" - владеет на минимиально допустимом уровне;
"2", "неудовлетворительно" - не владеет знаниями согласно стандартным требованиям.
В мире существуют и другие шкалы отметок за знания: девяти-, десяти-, двенадцатибалльные системы отметок. Вальдорфская и некоторые другие школы предпочитают обходиться без числовых отметок, давая словесные содержательные характеристики успехам ученика.
|
|
2) Поощрение и принуждение в воспитании
Для закрепления положительных качеств применяется метод поощрения, который носит оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путём положительной оценки воспитателями учёбы, труда, поведения воспитуемых и побуждает их к дальнейшим успехам.
Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства воспитуемых и тем самым вызвать у них состояние удовлетворённости своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувства радости и гордости. Поощрить− значит вызвать у человека желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Если поощрение применяются умело, то под их влиянием у человека постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.
При применении мер поощрения необходимо избегать типичных ошибок:
|
|
· Слишком частое применение поощрений;
· Поощрение только каким-либо событиям, праздникам;
· Общий характер формулирования основания для поощрения;
· Слабая популяризация отличившихся и поощрённых.
Принуждение − метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на воспитуемых, недобросовестно относящихся к учёбе, работе, своим обязанностям, нарушающих дисциплину и порядок, с целью побудить их выполнять нормы и правила поведения и исправить своё поведение.
Принуждение может выражаться в форме категорического требования, приказа, предупреждения о привлечении к ответственности, осуждения.
При правильном применении принуждения имеет следующие последствия:
· Развивает чувства долга, поднимает ответственность за свои поступки и действия, за состояние учёбы, дисциплины, работы;
· Приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;
· Порождает потребность устранить недостатки;
· Переходит в самодисциплину, формирует уважение к порядку, законам;
· Укрепляет авторитет педагога и коллектива.
Основными средствами принуждения являются: осуждающий взгляд, замечание; упрёк, напоминание; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание; низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение проступков нарушителя коллективом; критика; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании; наложения взыскания и т.д.