Переменная может содержать изменяемое значение. Каждая переменная должна иметь тип. Тип переменной определяет множество значений, которые может иметь переменная.
Например, в следующей программе описываются переменные X и Y, имеющие тип Integer. Таким образом, X и Y могут содержать только целые значения (числа). Если в вашей программе предпринимается попытка присвоить этим переменным значения другого типа, Pascal сообщает об ошибке.
program Example;
const A = 12; {константа A не изменяет значения}
B: Integer = 23; {типизированная константа B получает начальное значение}
Var
X, Y: Integer; { переменные X и Y имеют тип Integer }
J: Real; { переменная J имеет тип Real }
Begin
X:= 7; { переменной X присваивается значение }
Y:= 7; { переменной Y присваивается значение }
X:= Y + Y; { значение переменной X изменяется }
J:= 0.075; { переменной J присваивается значение с плавающей точкой }
End.
В этой простой и не очень полезной программе X первоначально присваивается значение 7; двумя операторами ниже ей присваивается новое значение: Y + Y. Как можно видеть, значение переменной может изменяться.
|
|
A - это константа. Программа назначает ей значение 12, и это значение изменяться не может - в ходе выполнения программы оно остается постоянным.
B представляет собой типизированную константу. Ей присваивается значение при описании, но дается также тип Integer. Типизированую константу можно рассматривать как переменную с начальным значением. Позднее программа может изменить первоначальное значение B на какое-то другое значение.
Если вы вернетесь обратно к приведенному в начале главы примеру кода, то увидите, что функция GetNumber имеет раздел описаний, в котором описывается переменная. Процедуры и функции могут содержать разделы описаний также как программы и модули.
31.
Структура программ
В своей простейшей форме программа Pascal состоит из заголовка программы, который именует программу, и основного программного блока, выполняющего назначение программы. В основном программном блоке находится секция кода, заключенная между ключе- выми словами begin и end. Приведем простейшую программу, иллюстрирующую эти принципы:
program Privet;
begin
Writeln('Добро пожаловать в Pascal');
end.
Первая строка - это заголовок программы, который именует данную программу. Остальная часть программы - это исходный код, который начинается ключевым словом begin и заканчивается end. Хотя данная конкретная программа содержит только одну строку, их может быть много. В любой программе Pascal все действия выполняются между begin и end.
Ввод и вывод данных
Решение даже самой простой задачи на компьютере не обходится без операций ввода – вывода информации. Ввод данных – это передача информации от внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод - обратный процесс, когда данные передаются после обработки из оперативной памяти на внешний носитель (экран монитора, принтер, дискету или винчестер и другие устройства). Выполнение этих операций