Маркетинговое понимание рынка: функции рынка, классификация рынков, конъюнктура рынка, спрос и предложение

В маркетинге под рынком понимается совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Понятие «рынок» характеризует ситуацию, когда существуют потребители, имеющие некие потребности, и товары (или услуги), удовлетворяющие эти потребности. Таким образом, потребители приобретают не столько продукцию, сколько выгоды, предоставляемые этой продукцией, способные удовлетворить их потребности.

Рынок — это место встречи потребностей, обуславливающих спрос, с выгодой, заключенной в товаре и удовлетворяющей эти потребности. Если не существует продукции, предлагающей выгоду, то нет и рынка — есть только потребители, обладающие потребностями. Рынок увязывает выгоды продукции с потребностями, обуславливающими спрос на нее.

Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами. Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Рынки делятся на товарные и финансовые, внутренние и международные.

Товарный рынок представляет собой систему экономических связей между производителями и потребителями данного товара и внутри групп производителей и потребителей. Различают следующие виды классификаций товарных рынков:

по народнохозяйственной структуре страны; по уровню доходов в стране; по территориальному признаку; по товарно-отраслевому признаку; по отношению к общественному производству; по характеру конечного использования; по сроку использования.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Спрос характеризует количество продукции, услуг, кᴏᴛᴏᴩое потребители хотят и могут купить по некᴏᴛᴏᴩой цене в течение определенного времени действия цены. Кроме цены на спрос влияют: вкусы потребителей; доходы потребителей; цены на товары-заменители; ожидания потребителей. Потребительский спрос определяется с помощью: ряда характеристик товарного потребления и опросов покупателей; экспертных и конъюнктурных оценок; потенциального объема покупки.

Выделяют следующие виды спроса:

макроспрос – спрос на большие, объединенные по тому или иному признаку группы товара. Микроспрос – спрос на отдельные виды товара; городской и сельский спрос; удовлетворенный и неудовлетворенный спрос; условно удовлетворенный спрос, когда товары приобретены, но худшего качества или иного вида; отложенный спрос, когда покупка отложена до накопления определенной суммы денег; твердо сформулированный спрос; альтернативный спрос (покупатель принимает окончательное решение в магазине); импульсивный спрос. Очень полезный и простой способ изучения спроса – ведение журнала учета спроса, в кᴏᴛᴏᴩый постоянно записываются неудовлетворенные запросы покупателей. К примеру, «Книга жалоб и предложений». Спрос можно выяснить, прибегая к моментальным опросам покупателей, а также на выставках и т. д.

Эластичный спрос – спрос, при кᴏᴛᴏᴩом изменение цены заметно влияет на объем продаж. Обычно он наблюдается для товаров широкого потребления среди малообеспеченного и среднего класса.

Неэластичный спрос характеризует такие сегменты рынка, где потребители мало реагируют на изменение цены. Как правило, более состоятельных потребителей привлекают другие ценности – качество, престижность или, например, польза для здоровья.

Предложение характеризует количество продукции, услуг, кᴏᴛᴏᴩое производители хотят и могут продать по некᴏᴛᴏᴩой цене в течение определенного времени действия цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: