Спрос – это платежеспособная потребность

Закон спроса: «Чем выше цены, тем меньше величина (объем) спроса»

Главным фактором спроса является изменение цены, которая влияет на «движение» по кривой спроса.

Р

 
 


Ро

 
 


D'

Р1 D

Qo Q1 Q


Неценовые факторы (детерминанты) спроса влияют на сдвиг кривой спроса, т.е. изменяется спрос или меняется функция спроса (QD)

QD – функция спроса;

QD = f (a, b, c, …, z)

QD = a – bP

Детерминанты:

1. Изменение доходов населения;

2. Изменение законодательной базы относительно налогообложения и субсидирования физических лиц;

3. Инфляционные ожидание;

4. Сезонность;

5. Изменение моды;

6. Предпочтение потребителей;

7. Изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.

Как правило в микроэкономическом анализе рассматривается на товар.

Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов при одной и той же цене.

=∑Q1+Q2+Q3+…+Qn

 
 


3-ая группа средняя
2-ая группа богатая
1-ая группа бедная
Р
3-ая группа средняя
2-ая группа богатая
1-ая группа бедная

Р0
D2
D3
D1

       
   
 
 


3 ПРЕДЛОЖЕИЕ, ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Предложение – это количество товаров и услуг, которые хотят и могут производители (продавцы) предложить на рынок при различных уровнях цен.

Закон предложения: «Чем выше цена, тем больше объем предложения»

S’

Р S

Ро

Р1

           
   
     
 
 
 


Q1 Q0 Q

Главный фактор предложения – изменение цены (движение по кривой предложения)

Qs = f (a, b, c, …, z)

Qs = aP + b

На сдвиг кривой влияют детерминанта (неценовые факторы):

1. Изменение цен на ресурсы

2. Изменение в законодательной базе (налоги, кредиты, субсидии)

3. Достижение НТП – инвестиции

Рыночное предложение – сумма индивидуальных предложений при одной и той же цене.

=∑Q1+Q2+Q3+…+Qn

Рыночное равновесие:

Р S

 
 


Р'

Р* D'

D

Q* Q’ Q

ЛЕКЦИЯ № 3

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Эластичность спроса и её типы

2. Виды эластичности спроса по цене. Факторы эластичности.

3. Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность спроса.

4. Эластичность предложения.

5. Применение теории эластичности в хозяйственной практике

1 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ЕЁ ТИПЫ

Любой производитель изучает спрос на продукцию своего предприятия, а не рыночный спрос вообще, также его интересует спрос на продукцию конкурентов. Связь между величиной индивидуального спроса (DИ) и ценой незначительна, а между рыночным спросом (DРЫН.) и ценой – значительна.

Типы эластичности спроса:

1. Чувствительность покупателя к изменению цены измеряет коэффициент эластичности спроса по цене: EDP

2. Чувствительность покупателя к изменению дохода измеряет коэффициент эластичности спроса по доходу: EDI

3. Чувствительность покупателя к изменению цены на сопряженные товары измеряет коэффициент перекрестной эластичности спроса: EABDP

Эластичность – это технический термин, который показывает, как изменяется одна переменная величина при влиянии на нее другой технической величины.

Применительно к спросу эластичность характеризует чувствительность покупателя к изменению цены, то есть показывает, как меняется объем продаж (Q) товара при изменении цены (Р) на этот товар.

EDP = % изменение объёма продаж

% изменение цены

Коэффициент эластичности показывает, как изменяется объем продаж (Q) при изменении цены (Р) на 1%.

При расчете коэффициент эластичности спроса по цене EDP всегда получается отрицательным (так как кривая спроса имеет отрицательный наклон, спрос обратно пропорционален цене), но для его анализа принимается абсолютное значение.

Исчисление коэффициентов:

1. Формула относительного прироста

EDP = (1)

2. Формула дуговой эластичности (формула средней точки)

EDP = = (2)

3. Формула первоначальной точки

EDP = (3)

4. Формула конечной точки

EDP = (4)

5. Формула производной

EDP = (5)

= a – bP

= - b, таким образом EDP =

2 ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ. ФАКТОРЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ.

Существуют следующие виды эластичности спроса по цене EDP:

1. эластичный спрос

2.неэластичный спрос

3. спрос единичной эластичности

4. абсолютно эластичный спрос

5. абсолютно неэластичный спрос

Эластичный спрос —это спрос, когда незначительное изменение цены ведет к большому изменению объема продаж, при этом коэффициент эластичности

EDP >1, ↓Р=> ↑TR

Пример

Q0=10 ед. P0=30 грн. Q1=25 ед. P1=20 грн.

По формуле дуговой эластичности: EDP= = 2 1/7>1

P

20 D

10 20 Q

По формуле относительного прироста:

Q0=100 % P0=100 % Q1=250 % P1=66,7 %

EDP==4,5 >1

TR=P*Q

TR0=P0*Q0=30*10=300 грн.

TR1=P1*Q1=20*25=500 грн.

TR0 <TR1

Товары, обладающие эластичным спросом: предметы длительного пользования, автомобили, бытовая техника, мебель, дорогостоящие товары, предметы роскоши.

Неэластичный спрос —это спрос, когда изменение цены практически не влияет на изменение объема продаж. EDP<1 и выручка изменяется незначительно, увеличение цены приводит к увеличению валового дохода.

P

D

10 Q

Q0=10

P0=30

Q1=12

P1=20

EDP= = 5/11 <1

EDP==0, 6

Товары, обладающие неэластичным спросом: продукты первой необходимости, соль, картофель, хлеб.

Спрос единичной эластичности:

Практически любые товары могут обладать как эластичным так и неэластичным спросом, отсюда следует существует определенная цена и соответственно объем, при котором коэффициент эластичности спроса будет равен 1. Когда товар дорогой спрос на него более эластичен. Если цена на товар снижается под воздействием каких-либо неценовых факторов, то и эластичность спроса на товар уменьшается.

Спрос единичной эластичности —это такой спрос, когда изменение цены перекрывается изменением объема продаж, выручка при этом либо остается неизменной, либо является максимальной.

∆Q%=∆P%=>EDP=1

Q0=20 P0=10 Q1=10 P1=20 EDP=1

P

D

Q

P грн. Q тыс. шт TR тыс. грн EDP
2,1       13/3 11/5 9/7 7/9 5/11 3/13
1,8    
1,5    
1,2    
0,9    
0,6    
0,3    

EDP==13/3

P0=1,2 Q0=40

P1=0,9 Q1=50

EDP==1

P0=1,5 Q0=30

P1=1,2 Q1=40

EDP==1

P

E>1

E=1

E<1

40 Q

TR

TR

40 Q

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса, наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с осью а.

P

EDP=*

P0 D

Q0 Q

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Если кривая спроса задается линейной функцией QD= a-bp, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках спроса и равен = -b => Точечная эластичность может выражаться EDP= -b

Абсолютно эластичный спрос —это спрос, который при незначительных изменениях цены приводит к очень большому изменению объемов продаж. В реальной экономике абсолютно эластичного спроса не существует, но эта модель применяется для анализа функционирования рынка совершенной конкуренции.

P

Pconst D

Q0 Q1 Q

По- сколько Р const выручку можно увеличить путем увеличения объемов продаж

Абсолютно неэластичный спрос – это спрос, когда изменение цены никак не влияет на изменение объема продаж.

P

D

EDP = 0

 
 


Q

Q = const

Факторы эластичности:

1. фактор времени

2. наличие взаимозаменяемых товаров

3. значимость товара для потребителей

4. доля затрат в бюджете потребителей

1. На коротких интервалах времени спрос на продукцию менее эластичен т.к. покупатель в силу привычки или в силу других обстоятельств не успевает отреагировать на изменение цены. С изменением времени он находит товар-заменитель и отказывается от подорожавшего блага, поэтому спрос на это благо становится более эластичен.

2. Чем больше товаров-заменителей, тем более эластичен спрос.

3. Чем выше значимость товара тем менее эластичен спрос

4. Чем выше доля затрат в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос

3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЁСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.

Эластичность спроса по доходу определяется как процентное изменение объема продаж к процентному изменению доходов населения.

EDI=

EDI=

Эластичность спроса по доходу используется для выявления нормальных (доброкачественных) товаров и недоброкачественных. Поэтому для анализа коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо учитывать знак коэффициента. Если коэффициент положительный, значит товар относится к нормальным благам. Т.е при увеличении дохода объем покупок блага возрастает, а при сокращении дохода объем покупок блага сокращается. Если коэффициент эластичности отрицательный товар недоброкачественный. Предприниматель, зная коэффициент эластичности спроса на свой товар, может спланировать изменение объема продаж при изменении доходов населения.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, как меняется объем продаж одного блага при изменении цены на другое. Если EDPAB=< 0, то товары взаимодополняемые, если EDPAB>0 то взаимозаменяемые.

4 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность предложения определяется фактором времени. Различают мгновенный или краткосрочный, краткосрочный или среднесрочный и долгосрочный периоды.

Эти периоды зависят не от продолжительности времени (час, день, месяц, год), а от способности производителя отреагировать на изменение цены, увеличив или уменьшив объемы производства.

Мгновенный (краткосрочный период): предложение отличается очень низкой эластичностью. Коэффициент эластичности предложения по цене ESP 0

ESP < 1

Кривая предложения имеет либо вертикальна, либо имеет очень крутой наклон:

P S0

S1

 
 


Q

S0 - мгновенный период

S1 - краткосрочный период

Этот период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар, который поступает в продажу по уже установившейся рыночной цене. Таким образом, предложение подстраивается под спрос.

Если цена изменяется, объем производства можно очень незначительно изменить путем изменения объемов использования некоторых переменных факторов производства.

Краткосрочный (среднесрочный) период: предложение более эластично. Коэффициент эластичности предложения по цене ESP 1

Кривая предложения становится более пологой.

P

S0


Q

В этом периоде производитель в состоянии в некоторой мере отреагировать на изменение рыночной цены (увеличив или уменьшив объемы производства), но достичь этого можно лишь путем изменения переменных (оборотных средств: сырья, материалов, полуфабрикатов) факторов производства, а также путем мотивации и стимулирования труда. Количество предприятий в отрасли, как и величина самих предприятий, остается неизменной.

Долгосрочный период: Предложение становится еще более эластичным. Коэффициент эластичности предложения по цене ESP > 1

Кривая предложения приобретает более пологий вид.

P

S0

 
 


Q

Производитель в состоянии изменить свои производственный фонды, произвести структурную перестройку производства, обновить оборудование, внедрить новые технологии и т.д. Этот период достаточен для того, чтобы в отрасль вошли новые предприятия (или вышли из нее), а сами предприятия также могут увеличится в размерах.

Следует отметить, что чем длительнее временной интервал, тем более эластичен как спрос, так и предложение.

В теории предложения анализируются также 2 крайних вида предложения:

· Абсолютно эластичное предложение

· Абсолютно неэластичное предложение

Абсолютно эластичное предложение – это предложение, когда незначительное изменение цены ведет к большому изменению объема предложения. Такое предложение соответствует совершенно конкурентному рынку труда.

P

S

Р=const ESP = ∞

Q

Абсолютно неэластичное предложение – предложение, когда любое изменение цены никак не влияет на объем производства.

S

ESP = 0

Q

Q = const

5 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Теории эластичности спроса и предложения широко используются в хозяйсвенной практике как производителем так и потребителем и государством.

Опираясь на эту теорию производитель рассчитывает объм производства продукции при изменении цен

Эластичность по доходу и перекрестная эластичность применяется для планирования и прогнозирования развития предприятий.

Государством теория эластичности используется при решении проблемы повышения минимальной з/платы и следовательно проблемы безработицы.

Если увеличивается з/плата в отраслях, производящих товары эластичного спроса, значит стоимость товара увеличиваетсяи следовательно объем продож товара сокращается, что может привести к увольнению работников и увеличению безработицы

Так же учитывая эластичность спроса и предложения, государство определяет необходимость и величину косвенных налогов.

Рассмотрим распределение налогового бремени между потребителем и производителем при эластичном и неэластичном спросе на товар.

       
   


D Sн

       
   
 


S S

D

Р1 Р1

Р0

Р0

Р2 Р2

       
   


Q1 Q0 Q1 Q0

Неэластичный спрос Эластичный спрос

Р1 - Р0 – потребитель

Р0 - Р2 - производитель

Предложение в обоих случаях неизменно

Государство вводит налог и следовательно предложение сокращается

Если товар неэластичен, большую часть налога платит потребитель, если эластичен – производитель.

ЛЕКЦИЯ № 4

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Принципы поведения потребителя. Потребление, потребность и полезность.

2. Условие максимизации полезности.

3. Бюджетные ограничения и кривые безразличия.

4. Эффект дохода и эффект замещения.

1 ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ И ПОЛЕЗНОСТЬ

Потребности являются предпосылкой производства, а потребление - его конечной целью.

Теория поведения потребителя является важной составной частью микроэкономического анализа, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику и взаимосвязь с ценами.

В создании этой теории внесли значительный вклад экономисты XIX и начала XX века: Г. Госсен, Э. Энгель (Германия), М. Менгер, Э. Бем-Баверк (Австрия), Ф. Эджуорт (Англия) и другие.

Существует два основных принципа поведения потребителя:

1. суверенитет,

2. рациональность.

Суверенитет означает, что потребитель самостоятельно решает, что ему покупать, а что – нет. Суверенность возможна только при условии свободы потребительского выбора. (Существуют товары, запрещенные к употреблению медикаменты, выписываемые по назначению, алкогольные напитки, сигареты, непродаваемые до совершеннолетия. Политика военного коммунизма – не продавали, не покупали, распределение по талончикам).

Рациональным потребителем принято называть такого рыночного субъекта, который стремиться к максимальному удовлетворению потребностей путем потребления полезных свойств товаров с учетом существующих ограничений в доходах и ценах.

Наука не выработала точных критериев рациональности.

Полезность является целью потребления и представляет собой свойство экономических благ удовлетворяющих потребностям, приносить удовольствие, то есть удовлетворение от покупки.

Доходы потребителя – это денежные средства, поступающие в его распоряжение.

Два вида дохода:

1. номинальный (сумма денег, которая получена),

2. реальный (товары и услуги, которые можно купить за эти деньги).

Выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет потребительский выбор, так как изменяется реальный доход и альтернативная стоимость данного блага.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями выбирает такой набор благ, который одинаково полно удовлетворяет его потребности.

Понятие общей и предельной полезности. Закон предельной полезности.

Ценность экономических благ для потребителя заключается в их полезности.

Создатели трудовой теории стоимости отвергали полезность как источник стоимости и цены товара, поэтому источник стоимости искали только в производстве.

Неоклассики обратили внимание на то, что разную полезность имеют не только разные экономические блага, но и отдельные части одного и того же блага для одного потребителя.

В связи с этим они предложили различать общую и предельную полезность экономических благ.

TU (Total Utility) - общая полезность, т. е. полезность всех составных частей блага, которое потребляется. Это полезность, которую извлекает потребитель из общего количества потребляемых благ.

MU (Marginal Utility) – предельная полезность:

1) полезность каждой следующей единицы потребляемого блага или прирост общей полезности (TU) при дополнительном потреблении блага,

2) полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага.

,

,

если MU =0, тогда TU = max

ПРИМЕР № 1

Q ед. MU ютил TU
     
     
     
     
     

Оценка полезности потребителем – явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями человека. Но существуют общие свойства полезности:

1. Потребности неравнозначны, следовательно, каждый потребитель распределяет свои потребности по значимости. В первую очередь удовлетворяются более насущные потребности.

Бем-Баверк (Австрия). Степень потребностей:

1) самые важные, чтобы избежать смерти;

2) те, неудовлетворение которых плохо отражается на здоровье, счастье;

3) те, неудовлетворение которых ведет к кратковременным страданиям, лишениям.

2. Потребности обладают способностью насыщения, что уменьшает интенсивность их потребления.

Из выше сказанного можно вывести закон убывающей предельной полезности:

каждая дополнительная единица приобретаемого блага приносит потребителю полезность, которая убывает (убывающая предельная полезность).

Парадокс воды и алмаза.

Предел – дополнение к какой-либо единице. В пределе вода дешевле (ее много), а алмазов мало, следовательно, они оцениваются по максимуму.

Теорию предельной полезности использовал Маршалл для анализа рыночного равновесия. Цену товара определяет не общая полезность, а предельная полезность.

Кардиналистская и ординалистская теория предельной полезности.

Полезность представляет собой оценочные суждения людей о способности блага удовлетворять потребность. Эта способность зависит от:

1) места блага в иерархии потребностей,

2) степени редкости блага.

Так как покупатель использует не одно, а множество экономических благ, он должен уметь оценить сочетание полезностей различных благ.

Стремясь к максимизации полезности, покупатель должен выбрать из разных наборов самый оптимальный для себя.

Кардинализм (количественный подход) исходит из того, что покупатель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага.

Функция полезности будет выглядеть следующим образом:

TU = f (x) + f (y) + … + f (n),

где TU –общая полезность,

x, y, …, n – товары.

Ординализм (порядковый подход) исходит из того, что потребителю не надо оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага. Вполне достаточно, что он знает, какие наборы благ приносят большие и какие меньшие удовлетворения, поэтому потребитель предпочитает большую полезность меньшей и оценивает полезность не абсолютными, а порядковыми числами.

TU = f (x, y, …, n).

Ординалисты и кардиналисты использовали различный математический и понятийный аппарат, но пришли к одинаковым выводам, в частности, что потребитель стремится к максимизации общей полезности (TU) от всех потребляемых благ, а предельная полезность (MU) – убывает.

2 УСЛОВИЕ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ

В простейших моделях потребления рассматривается одно условие – ограниченность экономических благ. В условиях рынка основными ограничителями выступают цены товары и доход потребителя, поэтому значение имеет не только полезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара, такое соотношение называется взвешенной предельной полезностью

Предположим потребитель имеет доход (бюджет) 4,5 ден. ед. в неделю и покупает 2 товара: товар А и товар В

  PA=1 д.ед. PB=0,5 д.ед.
Q MUA,ютил MUA/PA MUB,ютил MUB/PB
         
         
         
         
         

Взвешенная предельная MU

полезность P

Условием максимизации полезности является равенство взвешенных предельных полезностей. Это правило максимизации или правило равновесного состояния потребителя:

MU A = MU B =... = MU Z

PA PB PZ

Уравнение дохода: I = QA* PA+ QB* PB+... + QZ* PZ

Применительно к примеру: 4,5 = 3*1+3*0,5

Если взвешенные предельные полезности не равны следовательно потребитель должен изменить структуру покупок, например преобразовать большее количество одного блага и меньше другого.

Пример 2

Товар P,$ Q,ед MU, ютил TU, ютил
А 0,7      
В 0,5      

I=20$

Определить максимизирует ли потребитель полезность и если нет, то как он должен изменить структуру покупок.

MU A = 30 = 42,8

PA 0,7

MU B = 20 = 40

PB 0,5

Не максимизирует полезность, необходимо покупать больше товара А и меньше товара В

Полезность и спрос. Понятие выигрыша потребителя.

Закон убывающей предельной полезности объясняет отрицательный наклон кривой спроса. Каждый потребитель в соответствии со снижающийся предельной полезностью готов купить большее количество товара, только при условии снижения цены.

MU P

Q Q

С помощью кривой спроса можно проиллюстрировать выигрыш потребителя – это разность между ценой, которую готов заплатить потребитель и реальной ценой товара. Цена, которую готов заплатить потребитель – предельная полезность дополнительной единицы блага, а реальная цена на рынке определяется взаимодействием спроса и предложения.

3 БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Ординалисты объясняют потребительский выбор с помощью карты кривых безразличия и линий бюджетных ограничений (бюджетных линий).

Карта кривых безразличия иллюстрирует предпочтения потребителя при выборе 2-х товаров, а бюджетная линия – ценовые и бюджетные ограничения потребителя.

Чтобы построить кривую безразличия, принимаются допущения:

- потребитель способен оценивать и сравнивать полезности разных сочетаний экономических благ;

- потребляется набор из 2-х экономических благ;

- если набор А предпочтительнее набора В, В – предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора С (правило транзитивности);

- большие количества благ всегда предпочтительнее, чем меньшие. Т.е. предполагается, что потребности полностью не насыщаются.

Кривая безразличия получила такое название потому, что потребителю безразлично, какой набор благ приобрести, т.к. общая полезность этих наборов для потребителя одинакова.

Набор Конфеты Сок
А    
В    
С    
Д   1,5

MUC больше в т.С, чем в т.В.

Любая точка на кривой безразличия отражает разные количества 2-х товаров, но каждая точка отражает одинаковую общую полезность этих 2-х благ.

Т.к. рыночные условия постоянно меняются, т.е изменяются цены и доход покупателя, строится карта кривых безразличия.

TU3=300

TU2=200

TU1=100 ютил

Свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любо набора меньшему. Чтобы увеличить количество одного товара в потреблении при сохранении той же общей полезности, нужно пожертвовать некоторым количеством другого товара.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения. Пока одного блага мало, потребитель готов отказаться от значительного количества другого блага.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое. Согласно правилу транзитивности: набор С более предпочтительнее, чем В и А.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Ординалисты вместо понятия «предельная полезность» используют понятие «предельная норма замещения» (MRS).

Предельная норма замещения товара У товаром Х– количество товара У, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить дополнительную единицу товара Х, оставаясь при этом на кривой безразличия.

MRS – коэффициент, который показывает от какого количества товара У нужно отказаться, чтобы получить 1 дополнительную единицу товара Х.

MRS = - ∆Qy / ∆Qx = d Qy / d Qx

В экономическом анализе применяется абсолютное значение MRS.

Применительно к задаче *:

А→В: MRS=-3/+1=3

В→С: MRS=-1/+1=1

С→Д: MRS=-0,5/+1=0,5

Вогнутость кривой безразличия связана с убыванием MRS.

Кривые безразличия потребителя А и В отражают набор двух товаров Qy – кинофильмы и Qx - спектакли. Для потребителя А спектакли предпочтительнее кинофильмов (т.к ∆Qx<∆Qy). Для потребителя В – наоборот.

 
 

       
   
 

Потребитель С – заядлый театрал. Потребитель D ходит только в театры

MRS=0 MRS=0

Если 2 товара (кино и спектакли) для некоторого потребителя являются совершенными субститутами, значит он оценивает их полезность абсолютно одинаково и MRS=1.

Если 2 товара абсолютно комплиментарные друг к другу, то они не могут замещать друг друга, поэтому MRS каждого товара по отдельности =0.

Линия бюджетных ограничений (бюджетная линия)

Выбор потребителя в рыночной экономике связан не только с предпочтениями, но и с уровнем доходов и цен. Это определяет границу потребительского выбора.

Чтобы построить бюджетную линию, надо знать доход потребителя и цены товаров.

Пример: i=6 д.е. в день, pк=1,5 д.е., рс=1 д.е.

если QC=0, QК=6/1,5=4 ед. если QК=0, QC=6/1=6 ед.

Каждая точка на бюджетной линии показывает один и тот же уровень дохода, т.е. определенный набор 2-х благ, который потребитель может приобрести при заданных р и i.

Любая точка внутри треугольника (слева от бюджетной линии) показывает, что доход, предназначенный для 2-х благ, не полностью был потрачен.

Если доход увеличивается, кривая безразличия смещается параллельно вправо вверх. Если доход уменьшается, то – влево вниз. Если меняется цена одного из благ, то меняется угол наклона бюджетной линии. Цена уменьшается:

Графическая интерпретация равновесия потребителя (оптимальный выбор потребителя)

Для определения оптимального выбора надо соединить карту кривых безразличия и бюджетную линию. Тока касания одной из кривых с бюджетной линией определит выбор потребителя.

Точка а – оптимальный выбор потребителя.

d – ниже расположенная кривая безразличия говорит о меньшей полезности благ

b и c – не полностью удовлетворены потребности

е – недосягаема при данных доходе и цене. Надо либо увеличить доход, либо снизить цены.

5 ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

Эффект дохода – заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, позволяющий приобретать большее количество подешевевшего блага.

Эффект замещения, проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляется возможность замещать им в потреблении более дорогие товары заменители. При снижении цены на одно из благ в наборе благ, потребитель может приобретать большее количество товаров заменителей, цена на которые не изменилась.

В случае с нормальными товарами и товарами низкого качества, а также с взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми товарами эти эффекты могут действовать разно направленно. Построение линии доход – потребление для 2-ух доброкачественных товаров. Предположим дана карта кривых безразличия. Предположим цены товаров не меняются, а доход потребителя увеличивается.

Линия доход-потребление. 1) PA, PB = const, I↑. Блага А и В доброкачественные.

QA
QB

Линия доход-потребление. 2) PA, PB = const, I↑. Благо А менее доброкачественно, чем благо В

QA


QB

Построение линии цена-потребление для взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. 1) I = const, PB =const, PA↓. Товары А и В взаимозаменяемые.

QB


QA

Линия цена – потребление для взаимодополняемых товаров. I = const, PB =const, PA↓.

QA
QB

Линия индивидуального спроса

QA


Q1
Q2
PB
QB
QB
P2
P1

ЛЕКЦИЯ № 5

ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Понятие субъекта хозяйствования. Виды предприятий.

2. Постоянные и переменные факторы производства и проблема их оптимального сочетания. Производственная функция.

3. Предельная производительность и закон убывающей отдачи. Предельная норма технологического замещения.

1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Хозяйствующий субъект - носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукции с целью реализации своих экономических интересов.

Основные функции хозяйствующего субъекта - достижение рациональной комбинации всех производственных факторов. Главный мотив деятельности- максимизация прибыли (дохода).

Субъектами предпринимательства могут выступать отдельные индивиды (семьи), различного рода ассоциации или государство.

Как метод хозяйствования предпринимательство характеризуется признаками

1. экономической свободой, которая создает предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом его возможностей и способностей.

2. материальной ответственностью за принимаемые решения вплоть до банкротства

3. ориентацией на коммерческий успех

4. новаторством, творческим поиском. К этому предпринимателя побуждает конкуренция.

В экономически развитых странах сложились устойчивые организационно-правовые формы

ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Предприятие (фирма) – самостоятельная единица, обладающая правом юридического лица, владеющая основными фондами и оборотными средствами для производства и реализации материальных благ и услуг.

Основная функция предприятия (цель деятельности)- удовлетворение потребностей потребителей и максимизация прибыли (дохода).

В структуре национальной экономики предприятие является первичным звеном, т. к. на нем происходит непосредственное соединение производственных факторов с целью создания благ и услуг, соединение личных и кооперативных интересов.

В предприятии как хозяйственной единице заключается единство производительных сил и производственных отношений, поэтому различают технико-экономическую и социально-экономическую стороны деятельности предприятия.

Основным признаком предприятия является экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность. Предприятия, целью которых является получение прибыли, называются коммерческими. К некоммерческим относят государственные предприятия, созданные для увеличения занятости населения, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению, а также предприятия, создаваемые общественными организациями и фондами. Например, центр занятости.

По формам собственности предприятия различают

- частные

- коллективные

- государственные

- основанные на смешанных формах собственности

По сфере деятельности

- промышленные

- сельскохозяйственные

- транспортные

-строительные

- предприятия связи

- предприятия жилищно-коммунального хозяйства

По формам организации деятельности

- государственные

- акционерные

- кооперативные

- совместные (имеют иностранный капитал)

- арендные (на договорной основе)

- коллективные (основаны на собственности трудовых коллективов)

В зависимости от размеров предприятия делятся на

- крупные

- средние

- малые

2 ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОБЛЕМА ИХ ОПТИМАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.

Для осуществления производственной деятельности предприятию необходимы факторы производства, основными из которых являются труд, земля и капитал.

Применяемые в производстве факторы подразделяются на постоянные (фиксированные) и переменные.

К постоянным относят количественные масштабы, которые невозможно изменить на данном временном отрезке.

К переменным относят производственные факторы, количественный состав которых может быть изменен на данном временном отрезке.

Производство определенного продукта требует использования какого-то сочетания факторов производства, и отсутствие некоторого из них может привести к остановке производства, следовательно факторы производства являются взаимодополняемыми.

Если имеются в наличии все производственные факторы, то при прочих равных условиях объем производимой продукции будет зависеть от количества вводимых факторов. Зависимость между объемом выпуска и количеством применяемых факторов выражается производственной функцией.

Q = f(x1, x2,..., xn), где

Q – количество произведенной продукции

x1, x2, xn – используемые факторы производства

Производственная функция показывает максимально возможный выпуск продукции, которую может произвести фирма при каждом конкретном сочетании факторов производства. Она строится для определенной технологии и применение более совершенной технологии увеличивает объем выпуска при любой комбинации факторов производства описывается уже новой производственной функцией.

Объем произведенной продукции зависит не только от количества используемых факторов, но и от комбинации, в которой они применяются, следовательно кроме взаимодополняемости производственные факторы характеризуются и взаимозаменяемостью, то есть они могут использоваться в производственном процессе в различных пропорциях, замещая друг друга.

Существуют определенные границы замещения одних факторов другими. Они обусловлены научно-техническим прогрессом уровнем технологий.

В некоторых производственных процессах вводимые факторы могут применяться только в строго фиксированных пропорциях, их взаимозамена технически невозможна и недопустима.

Каждой из имеющихся производственной технике соответствует ряд определенных комбинаций, используемых факторов. Применяемые два фактора: труд и капитал и некоторая конкретно данная технология, позволяет применить четыре комбинации для достижения данного объема производства. Q = 10 ед.

Комби- нации Количество единиц
капитала, Qк труда, QL
A    
B    
C    
D    

Qк (ед.)

       
 
   
 


5 A

4

3 B

2 C

1 D

 
 


0 1 2 3 4 5 QL (ед.)

Для достижения объема выпуска равного 10 единицам можно использовать различные комбинации. Если применить комбинацию А (Qк=5, QL=1), то эта комбинация наиболее капиталоемкая, а комбинация D более трудоемкая. Соединив точки A, B, C и D получаем кривую, называемую изоквантой выпуска 10 единиц продукции.

Изокванта (iso – «тот же самый», quant – «количество») – это кривая, точки на которой показывают различные комбинации использованных факторов, при которых производится одинаковый объем продукции.

Изокванта имеет вогнутый





Подборка статей по вашей теме: