Психоаналитический подход - подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.
выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека
раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека
Взгляд, что основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства, не обязательно предполагает конфликтную динамику глубинных инстинктов между собой или с чем-то. Просто детские запечатления либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, раскопать эти детские влияния - задача психоанализа.
· Теория личности З. Фрейда (Я, Супер-Я, Оно): основные инстинкты - инстинкт удовольствия (либидо) и разрушения (мортидо) - постоянно требуют удовлетворения. Влечения "Оно" чаще всего находятся в конфликте с правилами "Сверх-Я", таким образом, между этими структурами личности постоянно происходит борьба. "Я" пытается разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не нарушались нормы морали.
|
|
· Теория личности Юнга: психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения.
· Теория личности Эриксона: главное – сознание, а не бессознательное.
Вопрос 29 Бихевиористический подход к изучению особенностей личностного
развития.
Бихевиристический подход опирается на детерминанты поведения, связанные с окружением или ситуацией. Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности - труженика или бандита, поэта или торговца
Существуют два направления в поведенческой теории личности:
- рефлекторное (важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т.д.)
- социальное (личность - это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Человек стремится совершать те действия, после которых следует положительное подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности - доброту или честность, агрессивность или альтруизм.)
|
|
Поведение - результат непрерывного взаимодействия между переменными личности и переменными окружения. Условия окружения формируют поведение через нарушение; поведение человека в свою очередь формирует окружение.
Люди и ситуации взаимно влияют друг на друга. Чтобы прогнозировать поведение, нужно знать, как характеристики индивида взаимодействуют с характеристиками ситуации.
В современной формулировке бихевиористический подход теперь называется теорией социального научения, или социально-когнитивным подходом
Вопрос 30 Когнитивный подход к диагностике личности.
Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать».
Психологи, которые придерживаются когнитивного подхода в психологии, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.
Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В личности доминирует преимущественно сознательное.
Главным понятием в этом направлении является " конструкт "- это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.
Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.