· Основные данные ребенка, жалобы со стороны родителей и
педагогов.
· Краткие сведения из анамнеза.
· Общая характеристика внешнего вида и поведения ребенка.
· Общая характеристика деятельности и общения ребенка.
· Уровень развития психических познавательных и речевых
процессов.
· Аффективная и эмоционально-личностная сфера.
· Психологический диагноз (вид отклоняющегося развития).
· Условно-вероятностный прогноз развития ребенка.
· Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка, в том числе задачи и направления коррекционно-педагогической работы с ним.
Таким образом, в теории и практике специальной психологии накоплен значительный опыт теоретического обоснования, разработки и использования психодиагностического инструмента в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Однако нерешенным остается ряд проблем – обозначим некоторые из них.
Серьезные проблемы существуют при решении задачи разделения нормы и патологии, то есть дифференциации нормально развивающихся детей от детей с отклонениями в развитии. Эта проблема связана с существующей до сих пор неопределенностью понятия «нормальное развитие», или «нормативное развитие», в психологии, с отсутствием однозначных критериев отнесения того или иного варианта развития ребенка к нормативному или отклоняющемуся. В специальной психологии также нет однозначно установленных и принятых всеми исследователями нормативов развития ребенка, на основании которых можно было бы вполне определенно отнести развитие ребенка к нормативному. Теоретически это вряд ли возможно в связи с большим разнообразием вариантов развития с точки зрения социального, экономико-географического, культурального, религиозного разнообразия форм социальной жизни. В практике психодиагностики все еще широко представлен так называемый «интуитивно-эмпирический подход», по определению В.И. Лубовского [13], когда заключение о соответствии развития ребенка возрастным нормативам принимается на основе практического опыта специалиста и его профессиональной интуиции.
|
|
Существуют также проблемы использования разработанных методов и психодиагностических методик для обследования отдельных категорий детей с отклонениями в развитии. Так, например, ряд методик требуют учета времени выполнения тестовых заданий, и от времени выполнения ребенком задания зависит получаемая им оценка, которая положена в основу заключения на ребенка. Но у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ограничение движений руками не связано прямо со снижением у них интеллектуальных функций, поэтому для них необходимо разрабатывать такие методики, в которых не учитывается скорость выполнения ими задания.
|
|
Еще большие сложности возникают при оценке развития детей с аутистическими нарушениями. Эти дети не могут воспринимать задание, данное специалистом, как это требуется при предъявлении заданий в психодиагностике. Поэтому большинство используемых заданий детям недоступны, и их изучение проводится преимущественно с помощью наблюдения, косвенного обследования, что не всегда обеспечивает объективность и надежность полученных результатов. Недаром специалисты и родители приходят к выводу, длительно наблюдая за ребенком с аутизмом, что возможности этих детей значительно больше, чем они показывают это при специальном обследовании, а их реальных возможностей никто определить и не может.
№54.Анализ психодиагностических ошибок педагога