Источники конституционного права РФ как отрасли права

Источники конституционного правав широком смысле представляют собой способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права. В узком смысле под источником понимается правовой акт, с помощью которого нормы закрепляются и имеют высшую юридическую силу. К источникам конституционного права можно отнести следующие группы источников: нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права, договоры нормативного содержания, решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Рассматривая систему нормативных правовых актов, а также касаясь вопроса иерархии источников конституционного права, можно выделить три уровня:

- нормативные правовые акты, действующие на всей территории РФ (федеральные): Конституция, законы РФ, законы, принятые в СССР и РСФСР, действующие в части непротиворечащей Конституции РФ, декларации, подзаконные акты (нормативные правовые акты, принимаемые Президентом, палатами Федерального Собрания, Правительством);

- нормативные правовые акты, действующие на территории (региональные): конституции (уставы) субъектов, законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов РФ. Существует определенное соотношение федерального закона и законодательства субъекта РФ. Согласно Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ (ч. 5 ст. 76). Вне предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ принимают собственное законодательство, которое имеет приоритет над федеральным (ч. 6 ст. 76).

- нормативные правовые акты, действующие на территории муниципального образования: уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами местного самоуправления.

Конституция РФ является основным источником российского конституционного права. В Конституции закрепляются основные устои общественного и государственного строя, система государственной власти. Конституция наделяется высшей юридической силой в системе российского законодательства. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Среди разновидностей источников права важнейшим источником конституционного права является закон. Закон – это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой на соответствующей территории, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом Российской Федерации или субъекта РФ и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы о поправках к Конституции РФ – законы, которые вносят изменения и дополнения в главы 3-8 Конституции РФ (см. Законы о поправке от 30.12.2008 об изменении сроков полномочий Президента (6 лет) и Государственной Думы (5 лет), а также о контрольных полномочиях Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ).

Федеральные конституционные законы в системе источников отличаются тем, что они: принимаются только по вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ, принимаются, если они одобрены большинством не менее 3\4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2\3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, обладают повышенной юридической силой – федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Федеральные законы – законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением установленной процедуры (ст. 105-107 Конституции РФ). Данная группа законов многочисленна.

К актам органов государственной власти (подзаконным актам) относятся: указы и распоряжения Президента РФ, акты Федерального Собрания (постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации, Регламенты палат Федерального Собрания), акты Правительства РФ (постановления, распоряжения, заключения).

Договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. По уровню принятия выделяется:

- международный правовой договор. Закрепляется положение о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

- Федеративный договор от 31. 03. 1992 г., включающий три договора между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий.

- договоры федеральных органов государственной власти с конкретными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий с учетом особенностей данных субъектов.

Договоры нормативного содержания по числу участников делятся на двусторонние и многосторонние.

Особым видом источников конституционного права следует считать декларации. Так, Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации явилась тем документом, в котором была заключена политико-правовая модель переустройства общественного и государственного строя страны. Также действует Декларация о языках народов РФ от 25.10.1991 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г.

Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации могут также рассматриваться в качестве источников конституционного права. В научной литературе существуют следующие позиции по вопросу определения их в качестве источников конституционного права. Одна заключается в том, что решения Конституционного Суда РФ являются источниками конституционного права. Прежде всего, это относится к решениям по вопросам толкования норм Конституции РФ, о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ. Такие решения Конституционного Суда вносят уточнения, корректируют право с позиции конституционного эталона, тем самым порождают новые общеобязательные правила поведения. Следовательно, их можно назвать источниками права.

Другая позиция заключается в том, что Конституционный Суд РФ новые правила не создает. Суд уточняет содержание конституционной нормы и применяет ее. По одним вопросам результатом судебного решения является исключение из законодательства норм, не соответствующих Конституции РФ, по другим (толковании) появляется правило надлежащего понимания данной нормы, а не новая норма.

В любом случае решения Конституционного Суда РФ имеют важнейшее значение для российской правовой системы, для законодателя и правоприменителей всех уровней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: