Российская Федерация – социальное и светское государство. Правовой статус религиозных объединений

Россия как социальное государство характеризуется на основе статей 7, 38-41, 43 Конституции Российской Федерации. Под социальным государством понимается государство, в котором гарантируются достойные условия жизни личности и свободное развитие человека, принципы социально-ориентированной экономики и социальной справедливости во взаимоотношениях работников и работодателей. В Конституции РФ провозглашаются минимальные социальные стандарты – в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Поощряется добровольное социальное страхование, жилищное строительство, создание дополнительных форм социального обеспечения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию систем здравоохранения, физкультуры и спорта. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях (статьи 7, 38, 39, 40, 41, 43).

Однако государство не обязуется обеспечивать право на труд как право на гарантированное рабочее место и «рыночную» зарплату. В статье 37 Конституция РФ закрепляется свобода труда. Труд свободен, каждый имеет права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Заработная плата гарантируется на уровне установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Фиксированный размер государственных пенсий и социальных пособий вообще не устанавливается Конституцией РФ. На практике размеры таких социальных выплат пока не соответствуют общепринятым стандартам цивилизованных государств.

Конституционные основы в сфере жилищной и образовательной политики также предопределяются ограниченной ролью государства в обеспечении граждан соответствующими социальными благами (статьи 40 и 43 Конституции РФ). Бесплатное жилье или предоставление его за доступную плату возможно в соответствии с реалиями жилищной политики государства только в отношении малоимущих или нуждающихся граждан, признанных таковым на основании установленных законом требований. Государство не берется обеспечить каждого гражданина бесплатным высшим образованием в государственных и муниципальных учреждениях. Гражданин сможет его получить, только если успешно пройдет соответствующий конкурсный отбор.

Россия как светское государство характеризуется на основе статей 14 и 28 Конституции Российской Федерации. Под светским государством поднимается государство, в котором церковь отделена от государства, а государство от церкви. Основными признаками светского государства являются: 1) запрет устанавливать государственную или общеобязательную религию, возлагать государственные функции на религиозные объединения; 2) обеспечение светского характера образования в государственных образовательных учреждениях; 3) недопустимость установления статусных преимуществ или ограничений для граждан и их групп в зависимости от отношения к религии; 4) признание и создание равных условий для функционирования религиозных объединений, невмешательство государства в их деятельность.

Принцип светского государства означает, что органы публичной (политической) власти не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов; религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов, участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, участвовать в выборах. Конституционный принцип демократического и светского государства, применительно к конкретным историческим реалиям, сложившимся в России как многонациональной и многоконфессиональной стране, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова, Д.А. Савина»).

Признаются и создаются равные условия для функционирования религиозных объединений. Правовое регулирование создания и деятельности религиозных объединений осуществляется ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии с которым:

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: