Социальные изменения и процессы


Глава 29

Динамика социальных процессов

§ 1 Социальные изменения и социальные процессы § 2 Классификация социальных процессов § 3 Социальные процессы, противоречия и конфликты

§ 1. Социальные изменения и социальные процессы

В большинстве предыдущих глав социальные явления и проблемы, возникавшие при их рассмотрении, характеризовались преимущест­венно как статические. Мы «анатомировали» общество, выделяли в нем различные струюуры и анализировали их как по отдельности, так и во взаимодействии. Такой «статичный» подход обусловлен прежде всего спецификой предмета общей социологии, которую ингересует в первую очередь проблематика актуального, современного общества, его горизонтальный и вертикальный «разрезы».

Идея динамизма социальных процессов в истории социологии

Однако еще со времен О. Конта было принято рассматривать общест­во не только в его статичном состоянии, но и в процессе изменения и развития. Не случайно в новой науке социологии («социальной физи­ке»), конституированной французским социологом, выделяются две основные составляющие — социальная статика и социальная динами­ка. Если социальная статика изучает и характеризует общество как со­стояние целостности и равновесия его элементов и в качестве основно­го закона использует закон социальной (прежде всего классовой) гармонии, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой. В качестве ос­новного закона социальной динамики Кон г рассматривал закон смены трех состояний — теологического, метафизического, позитивного. Первое относится к периоду до XIV в. (безраздельное господство ре­лигиозного сознания), второе охватывает XIV—XVIII вв. (застойное, окаменевшее состояние, предшествующее Новому времени), третье начинается с XIX в.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Идеи динамизма социальных процессов были присущи и Г. Спен­серу, другому крупному представителю социологии XIX в., который, по существу, сформулировал основные положения эволюционизма в качестве методологического фундамента новой науки. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, английский социолог рассматривал со­циальную эволюцию как продолжение биологической.

Но самый значительный вклад в анализ динамики общественного развития социологии XIX в. внес К. Маркс. Он создал теорию общест­венной формации, в рамках которой выделил ряд этапов последова­тельного развития общества. При этом наиболее глубоко им был рас­смотрен этап капитализма, чему Маркс посвятил главный труд своей жизни — «Капитал». Можно дискутировать но поводу тех или иных ха­рактеристик рассматриваемых этапов (общественных формаций), мож­но не соглашаться с подчеркиванием Марксом решающего значения экономических факторов в общественном развитии, молено ставить под сомнение политические выводы, которые были сделаны из этой теории, но нельзя не признать «социологизма» концепции развития общества Маркса и присущего ей динамизма социальных процессов.

Стремление рассматривать общество и его конкретные структуры в состоянии изменения и развития характеризует творчество еще двух классиков социологической науки — Э. Дюркгейма и М. Вебера. И хотя ни один из них не оставил после себя специальных теорий, по­священных динамике общественного развития, весь дух их социоло­гического анализа убеждает в ее наличии, в том, что она пронизывает рассмотрение любой крупной проблемы. Идет ли речь об обществен­ном хозяйстве или социальной солидарности, о религии или эгике, об общественном разделении труда или социальном действии, о соци­альном факте или идеальном типе, о самоубийстве или поведении в труде — всюду в той или иной степени осуществляется процессуаль­ный анализ, включающий в себя в качестве обязательного учет соци­альной динамики названных выше явлений и проблем.

Таким образом, уже основоположники мировой социологии зало­жили фундамент одного из наиболее значимых подходов к рассмотре­нию любых социальных проблем и лежащих в их основе социальных явлений и процессов. Видеть их в состоянии изменения, развития, ди­намики — вот главное требование этого подхода, которое социологи XX в. стремились учитывать в ходе научных разработок.

Социальные изменения

Поскольку главными, узловыми понятиями, характеризующими «дина­мический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и


Глава 29 Динамика социальных процессов



«социальный процесс», дадим их социологическую трактовку. В любой на­уке те или иные понятия определяются через другие и в связи с ними. Ино­го пути нет. В нашем случае социальные изменения более всего связаны с социальными процессами. Поэтому под социальным изменением будем по­нимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социалгмых системах и подсистемах в ходе их взаимодействия.

В приведенном определении подчеркивается несколько положе­ний. Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»). Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появле­ние не просто любой новации, а только такой, которая имеет сущест­венный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем. В-третьих, изменение является социальным по­стольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия не­скольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым раз­личные стороны жизнедеятельности каждой из них.

Яркие примеры таких социальных изменений в России начала 1990-х гг. — внедрение рыночных отношений и осуществление реально­го процесса демократизации, которые привели и продолжают приводить к глубочайшим переменам в жизни практически всех социальных систем и подсистем, социальных общностей и институтов, социальных организа­ций и структур. Разумеется, не все социальные изменения, затрагивая ос­новы общественной жизни, столь фундаментальны. Многие из них каса­ются отдельных сторон экономики, культуры, языка, морали и т.д.

Ряд социологических теорий создан как раз на базе анализа тех или иных социальных изменений. Так, американский социолог У. Огборн в книге «Социальное изменение»1 формулирует положения теории куль­турного отставания (иногда ее называют теорией культурного лага), осно­ванной на идее разиоскоростных социальных изменений в различных со­циальных системах, связанных определенным образом между собой, прежде всего в системах культуры. Он выделяет материальную и немате­риальную (адаптивную) культуры, которые изменяются и развиваются неравномерно и несоразмерно. Материальная культура, включающая в себя материальные предметы, технологические новшества и изобретения, развивается быстрее адаптивной (нематериальной), представленной мно­гими социальными институтами (школа, семья, церковь), различными системами ценностей (законы, обычаи, нравы) и политическими институ­тами (правительства, политические партии и клубы и т.д.). Технологичес­кие изменения оказываются для общества более значимыми, в силу этого структуры адаптивной культуры не успевают приспособиться к нуждам

1 См ■ Ogbum WT. Social Change. N Y, 1950.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


людей и развиваться соответственно изменениям в материальной культу­ре. Кроме того, технологические перемены встречают сопротивление со стороны привычек, традиций, консерватизма в поведении людей. Следует отметить, что теория культурного отставания Огборна была подвергнута критике рядом американских социологов за некоторое упрощенчество в анализе социальных изменений, поведения людей и их адаптивной куль­туры, а также за неправомерность противопоставления двух систем куль­туры — материальной и нематериальной.

Социальные изменения, включающие самый широкий спектр пере­мен, имеют направленный характер. Однако определение этой направ­ленности (скажем, прогресс или регресс) связано с оценками ее людь­ми. Оценки же эти субъективны и выражают мнение определенной группы членов общества. Как, к примеру, оценить такое социальное из­менение, как рост больших городов? Прогресс это или регресс? По­скольку ответы на подобные вопросы обычно оказываются диаметраль­но противоположными, социологи часто предпочитают уходить от оценочных характеристик и использовать вместо «прогресса», «разви­тия», «регресса» и т.д. нейтральный термин «социальное изменение».

В этом отношении представляет интерес еще одна теория социаль­ных изменений — теория векторов американского социолога У. Мура, изложенная им в работе «Социальное изменение»1. В соответствии с этой теорией каждая страна "изменяется и развивается по своему осо­бому вектору. Создается, следовательно, большое количество векто­ров, соответствующее общему числу стран. Эти векторы «располага­ются» как бы вокруг центральной оси, означающей некую идеальную линию развития мира. Поскольку все они направлены в ту же сторо­ну, что и ось, мы ничего не можем сказать о преимуществах тех или иных векторов, или, по-другому, моделей развития тех или иных стран. Попытки же каким-то образом выявить критерии обществен­ного прогресса обречены на неудачу. Единственно достоверное, что мы можем сказать (по Муру), так это то, что каждая страна изменяет­ся в той мере, в какой она сама стремится к этому.

Социальный процесс

Теперь о другом важном понятии, с которым мы соотносим социальные изменения, — социальном процессе. Оно используется преимущественно отечественными социологами, и скорее всего потому, что в силу своей аб­страктности относится больше к лексикону социальной философии, с которым на протяжении многих десятилетий наша социология тесно «дружила». Особенность социального процесса состоит в том, что он вы-

1 См.: Moore W.E. Social Change. N Y., 1974.


Глава 29. Динамика социальных процессов



ступает как нечто безличное, не имеющее своего четкого конкретного субъекта. Не случайно на приведенной в главе 4 схеме предметных зон социологии социальные процессы занимают внешнюю позицию по отно­шению к социальным общностям. Собственно, само движение от соци­альных общностей через социальные институты и организации к соци­альным связям и процессам есть движение от личного к безличному.

Небезынтересно в этом плане отметить, чго К. Маркс, рассматри­вая социальную жизнь как естественно-исторический процесс, счи­тал, что никто в отдельности не является его господином. Вместе с тем полностью лишать социальные процессы их носителей было бы не­правомерно. Субъектами социальных процессов могут быть человече­ское общество в целом, общество в отдельной стране, конкретные со­циальные общности, институты, организации.

Социальный процесс выступает как совокупность, точнее, взаимо­связь социальных действий, которые могут происходить одновременно, последовательно, чередуясь с другими, взаимопересекаясь и т.д. Вряд ли социальный процесс должен характеризоваться одним каким-либо действием (взаимодействием), в этом случае теряется процессуальное качество последнего. Но социальный процесс — это не просто взаимо­связь любых социальных действий, в них проявляются и выражаются те или иные линии общественных преобразований, изменений. Итак, социальный процессэто взаимосвязь социальных действий, через ко­торые проявляются определенные тенденции общественной жизни.

Социальный процесс может быть охарактеризован как последователь­ная смена состояний в системах и подсистемах, социальных институтах и организациях. Он выражает динамику социальных изменений с помо­щью социальных показателей. Так, если рассматривать процесс использования свободного времени, то одним из его основных социаль­ных показателей окажется удовлетворенность (неудовлетворенность) данным процессом. Причем это будет качественный показатель социаль­ного процесса. Количественными же его показателями станут соответст­вующие индикаторы. Они покажут связь удовлетворенности свободным временем с факторами, влияющими на этот процесс (пол, возраст, обра­зование, профессия, наличие благоприятной среды, возможность выбора из нескольких вариантов того или иного занятия и т.д.). Для социологии очень важны основные показатели и индикаторы развития социальных процессов, ибо они фиксируют точки отсчета изменений в них.

Социальные процессы испытывают на себе влияние множества факторов — как извне, так и изнутри. Их изучение, знание, прогнози­рование могут дать эффект в предвидении результатов социальных процессов. Для российского общества это особенно важно сейчас, по-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


скольку мы живем, плохо представляя пути, возможности и перспек­тивы социальных процессов в нашей стране, в первую очередь таких значимых и сложных, как демократизация и переход к рыночным от­ношениям. Насколько они могут быть успешными? Каковы варианты (сценарии) развития этих процессов? К чему общество и его отдель­ные структуры должны быть готовы в ходе их осуществления? Эти и многие другие вопросы возникают при анализе важнейших и трудней­ших социальных процессов современного российского общества.

Социальные процессы протекают во времени и пространс-т в с, которые выступают как их формы и одновременно условия и спо­собы осуществления. Такие характеристики социального времени и пространства, как чередование действий, социальный ритм, периодич­ность, цикличность, протяженность, социальная дистанция и др., под­черкивают изменчивость и динамику социального процесса. Собствен­но, приведенные выше характеристики касаются не только самого социального времени и пространства, но и социального процесса.

Социальный процесс включает в себя несколько фаз (стадий) и характеризуется наличием ряда состояний. Говоря о фазах, нужно иметь в виду зарождение, функционирование, развитие, ослабление, ис­чезновение социального процесса. Характеризуя его состояния, назовем стабильность, застой, кризис. Многие социальные процессы в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экономические, за ко­торым должно начаться движение вперед, в направлении стабильности.

§ 2. Классификация социальных процессов

Важная теоретическая проблема общей социологии, рассматривающей социальные процессы, — их классификация, связанная с выделением тех или иных видов. Одна из первых классификаций социальных процессов была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Бёрджес-сом1. Будучи наиболее яркими представителями и основателями Чикаг­ской социологической школы, они отразили в этой классификации основные экономические и социальные процессы — кооперацию, конку­ренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп), характерные не только в целом для США периода 1920-х гг., но и для Чикаго, где име­ли место и мощное индустриальное развитие с присущими ему коопера­цией, конкуренцией, конфликтами, и «переплавка» (амальгамизация) многочисленных этнических групп с постепенным превращением их в

1 См. Park R, Burgess E. Introduction to the science of sociology Chicago, 1924


Глава 29 Динамика социальных процессов



«американскую нацию». Конечно, можно попытаться использовать эту классификацию социальных процессов применительно к нашему време­ни, однако вряд ли она останется в полной мерс актуальной.

Виды социальных процессов

Новые времена требуют «новых песен». Появилось осознание необходи­мости четких критериев классификации, связи их с характером, содержа­нием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью со­циальных процессов. В зависимости от направленности социальные процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, по характеру — эволюционными и революционными. В оценке и тех, и других много релятивизма. Об относительности прогрессивного и регрессивного уже говорилось выше. До недавнего времени в отечест­венной литера гуре революционные процессы считались прогрессивны­ми, вслед за К. Марксом их называли локомотивами истории и в боль­шинстве своем (если это не были контрреволюции) оценивали позитивно. Сегодня отношение к революции как одной из разновидностей социаль­ного процесса резко изменилось, особенно в российском общественном сознании. Произошла переоценка многих революций, в первую очередь Октябрьской социалистической, Великой французской и др.

В зависимости от отношения к качественному состоянию объекта будем различать социальные процессы функционирования и развития. Первые означают воспроизводство качественного состо­яния, вторые — переход к новому качеству. Выделим специально функциональные и дисфункциональные процессы — в зависимости от того, как они способствуют реализации основных функций общества или менее крупных социальных образований. Ес­ли первые направлены на достижение основных целей общества (его структур), то вторые препятствуют этому. Заслуга крупнейших пред­ставителей структурно-функционального анализа американских со­циологов Т. Парсонса и Р. Мертона состоит в том, что они подробно рассмотрели эти виды социальных процессов (функциональные — Парсонс, дисфункциональные — Мертон).

Социальные процессы могут быть стихийными и созна­тельно организованными. Ci ихийные являются результатом действия многих разнонаправленных сил и выступают в своей упоря­доченности через определенные системы показателей как статистиче­ские величины (например, это касается демографических процессов). Социологию подобные процессы 'интересуют особенно, прежде всего их неявные, скрытые, латентные последствия. В отличие от стихий­ных сознательные процессы характеризуются целенаправленными



Раздел V[. Социальные изменения и процессы


действиями с запланированным результатом. В реальности оба эти вида социальных процессов — стихийные и сознательные — часто вза­имосвязаны. Так, если посмотреть на современные экономические ре­формы в России, то нетрудно увидеть, как переплетаются в них сти­хийные и сознательные процессы, причем многие трудности реформ как раз и обусловлены превалированием в них стихийного.

В соответствии г критерием эффективности социальные процессы можно характеризовать как эффективные, недостаточно э ф -ф е к т и в н ы е, н е э ф ф е к т и в н ы е. Важной характеристикой эффек­тивности социального процесса является достижение результата, успех как таковой. В разработке этого понятия приняли активное участие американские социологи, учитывая традиционные ценности американ­ской культуры, среди которых личный успех, эффективность и полез­ность деятельности, активность и упорный труд занимают доминирую­щие позиции. Не случайно Парсонс еще в конце 1930-х гг., создавая типологию обществ, назвал США наиболее ярким образцом общества «универсалистского образца достижения», т.е. страной, в которой глав­ной целью, даже самоцелью для всех (отсюда — «универсалистское») являются достижение и успех как таковые.

Еще одна классификация социальных процессов связана с их со- держанием. Здесь можно выделить экономические, полити­ческие, духовные, информационные и иные процессы. Каж­дый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Накладываясь друг на друга, переплета­ясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, ко­торое мы определяем как социальный процесс в целом.

§ 3. Социальные процессы, противоречия и конфликты

Единый социальный процесс и его конкретные виды имеют противо­речивый характер. Любой социальный процесс противоречив по оп­ределению, ибо он означает движение, изменение, а источником его не мо­жет быть что-либо иное, кроме как «борьба противоположностей» (Гегель). Значит, вопрос не в том, чтобы доказать, что социальные процессы отмече­ны печатью противоречивости, а в том, чтобы проанализировать эти проти­воречия и выявить пути их разрешения. Собственно, к этому сводится зада­ча любого социологического исследования, поскольку каждое из них сопряжено с анализом конкретных социальных процессов. Более того, сама исследовательская проблема формулируется на основе выявленных реаль­но существующих противоречий. Если нет противоречия, нечего изучать.


Глава 29. Динамика социальных процессов



Проблема основного противоречия

Поскольку противоречий бывает много — внутренних и внешних, содер­жательных и формальных, антагонистических и неантагонистических, главных и второстепенных, всегда возникает вопрос: какие из них необ­ходимо учитывать в первую очередь? Для анализа социального процесса наиболее значимо то противоречие, которое определяет его суть и, следо­вательно, является основным. Выделение основного для данного социаль­ного процесса противоречия и есть задача социологического исследования. Правильно определив такое противоречие, наметив пути его изучения и разрешения в рамках данного процесса (либо даже выходя за них), соци­олог может провести эффективное научное исследование, которое, при соблюдении ряда условий, даст важный теоретический и практический результат, направленный на изменение самого социального процесса.

В качестве основного противоречия социального процесса могут вы­ступать как внутренние, так и (в ряде случаев) внешние противо­речия. Первые, как правило, более значимы для социальных процессов, именно они определяют их характер и «лицо». Однако в определенных условиях на ведущее место могут выходить и внешние протийоречия. Так, если страна находится в состоянии войны с каким-либо государст­вом, то именно внешние противоречия окажутся в этой ситуации ре­шающими. Более того, они будут влиять на характер и содержание вну­тренних процессов, заставляя их, к примеру, «работать» на войну.

В отечественной литературе 1960— 1980-х гг. с регулярностью раз в пять лет проводились дискуссии относительно характера противоречий в обще­стве, причем излюбленной темой было обсуждение вопроса о том, какое противоречие считать основным. Одни авторы полагали, что таким являет­ся противоречие между производительными силами и производственными отношениями, другие — между производством и потреблением, третьи — между новым и старым, четвертые — между обществом и природой, пятые...

Поскольку в этих дискуссиях участвовали не только философы, но и социологи, создавалось впечатление, что для социологии эта проб­лема является животрепещущей. Между тем никакого реального зна­чения она не имела, пользы науке не принесла, зато сама дискуссия приобретала идеологическую направленность. Последняя была за­метна особенно явно в отрицании антагонистических противоречий в советском обществе, чем, собственно говоря, и подчеркивалось его принципиальное отличие от капиталистического.

На деле же антагонистические противоречия существовали, многие из них не находили и не могли найти своего разрешения в имевшихся условиях, потому просто «подавлялись». Нарастая и усиливаясь, они в



Раздел VI Социальные изменения и процессы


конечном итоге привели к краху самой системы. Собственно, в том и состоит особенность антагонистических противоречий, что они не мо­гут быть разрешены в рамках одного и того же социального процесса и «требуют» перехода к новому-процессу, повой системе.

Социальный конфликт

Высшей формой противоречий в социальных процессах является соци­альный конфликт. Он характерен для определенного тина взаимоот­ношений и взаимодействий между социальными общностями и охва­тывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. Следует отличать социальные конфликты от индивидуальных, в ко­торых принимают участие отдельные люди. Подчеркнем, что в рамках социальных процессов имеют место прежде всего социальные кон­фликты, и именно о них пойдет дальше речь.

Определяя социальный конфликт, отметим прежде всего его тесную связь сантагопистическим противоречием. В социологиче­ской литературе такой позиции придерживается, в частности, извест­ный английский социолог Э. Гиддеис. В двух своих работах, вышедших одновременно в 1989 г., — «Социология: учебник 90-х годов» и «Уст­ройство общества»1, он характеризует конфликт как «антагонизм меж­ду индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы: столкновения интересов двух и более индивидов и групп и активной коллективной борьбы друг с другом». Рассматривая отличие противоречия от конфликта, Гиддеис указывает на то, что первое выра­жает уязвимое звено в социальных конструкциях, тогда как второй под­черкивает наличие противоборства сторон. При этом далеко не всегда противоречие приводит к конфликту. Для того чтобы это произошло, необходимо осознать противоположность интересов и сформировать соответствующую мотивацию поведения.

Иную сущностную трактовку конфликта предлагает А.Г. Здраво-мыслов. По его мнению, конфликт — это «форма отношений между по­тенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нор­мами, интересами и потребностями. Существенная сторона социально­го конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках неко­торой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта»2.

А.Г. Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов: 1) конфликты по поводу жизненных средств, 2) конфликты как столкно-

1 Guldens A. Sociology, Idem The Constitution of So(icly

2 Здравомыслов А Г Социолошя конфликта. М, 1994 С 94.


Глава 29. Динамика социальных процессов



вения интересов, 3) ценностные конфликты^. Первая группа касается кон­фликта потребностей и связана прежде всего с распределением жизнен­ных средств. Такие конфликты возникают из-за ограниченности ресурсов и — в качестве результата — возможностей удовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременные потребности. Они мо­гут быть весьма длительными и напряженными. Так, уже несколько лет в России возникают, временно затухают и потом вспыхивают с новой силой конфликты в связи с задержками и невыплатой заработной платы, в кото­рых участвуют десятки миллионов человек.

Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов. В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общ­ности) к обладанию жизненно необходимыми благами, интересы ори­ентируют субъектов социальных процессов на определенный тин взаи­модействия. В ряде случаев оно выступает в форме столкновения, цель которого — нейтрализовать, нанести ущерб или даже уничтожить про­тивоположную сторону конфликта. Некоторые международные про­цессы, сопровождающиеся столкновением диаметрально противопо­ложных интересов сторон, приобретают характер военных конфликтов.

Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Если пер­вые две группы чаще всего сопровождаются «материализованными» акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, во­енные действия и т.д.), то конфликты ценностей имеют преимущест­венно «идеологизированную» направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов. Так, в России переходного периода существуют принципиально расходящиеся оценки ее будущего и пу­тей его достижения, связанных с рыночными реформами и демокра­тизацией политической жизни страны. Реформистски ориентирован­ным партиям и движениям противостоит блок так называемых народно-патриотических сил во главе с коммунистами, ратующих за возврат к государственному социализму.

Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнитель­но недавно, с середины 1980-х гг. (Ф.М. Бородкин, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк и др.). Причины столь позднего вни­мания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столь­ко в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существо­вании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту. Общество «развитого социализма» по определению не могло быть изнутри кон­фликтным, в нем признавалось наличие лишь некоторых противоре­чий, среди которых антагонистическим не находилось места.

'Тамже С 106-129



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Здесь содержится один из любопытнейших парадоксов: общество «развитого социализма», считавшее себя наиболее последовательным воплощением идей марксизма в жизнь, не хотело замечать, что как раз К. Маркс был основателем первой социологической парадигмы кон­фликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социаль­ные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общест­ва во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому обществу.

Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальных кон­фликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или иной форме поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX — начале XX в. подобные (однако вместе с тем и отлича­ющиеся) положения высказывали Г. Зиммель, М. Вебер и В. Парето. В современной социологии наиболее последовательно выражают по­зицию всеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни общества английский социолог Р. Дарендорф (живший до 1960-х гг. в Германии) и американский социолог Л. Козер.

Они полагают, что конфликт является естественным результатом лю­бой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом ос­новной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономи­ческих и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не «разрешение» (против этого термина резко высту­пал Дарендорф, считая, что он создает ненужную иллюзию полного уст­ранения конфликта), а «регулирование». Для этого должны быть созданы специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательные для конфликтующих сторон; эти институты вырабатывают правила пове­дения для них (что также признается данными сторонами); власти макси­мально способствуют реализации арбитражных функций.

В социологической науке существует и иная парадигма конфликта, ос­нованная на признании его неестественности и опасности для общества. Конфликт рассматривается как социальная болезнь. Такой точки зрения придерживаются Э. Дюркгейм (из классиков мировой социологии), Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Бродаль (из современных социологов). Осо­бенность этой парадигмы состоит в том, что конфликт характеризуется как нарушение структурно-функционального равновесия в социальном процессе (Парсонс), поэтому главная задача — вовремя конфликт обнару­жить и принять эффективные меры по его преодолению. Сам конфликт рассматривается как социальный процесс, имеющий свою биографию (история, корни, фон, кризисы, поворотные точки), свои фазы и этапы.


Глава 29. Динамика социальных процессов



Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления — конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без пораже­ния» (она была переведена на 30 языков, в том числе на русский в 1990 г.). В этой книге, равно как и во многих других конфликтологи­ческих работах, недостатка в которых в последнее время не ощущает­ся, даются практические советы и рекомендации по разрешению кон­фликтов, поиску путей примирения противоположных интересов.

Вопросы и задания

1. Как происходило становление идей динамизма социальных процессов в истории
социологии?

2. Что такое социальное изменение и социальный процесс?

3. Проанализируйте понятие социального процесса в рамках его пространственно-
временных характеристик, фаз, основных факторов.

.4. Чем обьясняется видовое разнообразие социальных процессов? Какие критерии составляют основу их классификации?

5. Почему социальные процессы имеют противоречивый характер? Какие виды
противоречий лежат в их основе?

6. Что такое основное противоречие? Почему в науке придается большое значение
его определению?

7. Какие виды конфликтов вы могли бы выделить в современном обществе?

8. Какие теоретические разработки проблемы социального конфликта вам известны?

9. В чем особенности изучения социальных конфликтов в нащей стране'?

Литература

Бородины Ф М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1994.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И, Нечипурепко В.Н, Попов А,В. Социология. М., 2000.
С. 413-444 «

Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 20.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социол. исслед. 1994. №5.

Зайцев А К. Социальный конфликт. М, 2000.

КозерЛ Функции социального конфликта. М, 1993.

Кравченко С.А., Мнацаканяи М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 51-63, 429-462.

Российская социолошческая энциклопедия. М., 1998.

Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 16, 17.

Фишер Р., Ури У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 267-284, 323-344.

Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М., 2001.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 19—44.


Глава 30

Социальное поведение и общественные движения

§ 1 Социальное поведение и е/о типы §2 Обща таенные движения и их ш(ледования в iоциопогии

§ 1. Социальное поведение и его типы

Социальные изменения происходят благодаря тому, что люди объеди­няются и осуществляют коллективные действия, которые мы будем называть социальным поведением (в литературе, особенно западной, его часто называют коллективным поведением). Одной из наиболее значимых форм социального поведения являются общественные дви­жения, поэтому им далее будет уделено особое внимание. Сейчас же о том, что такое социальное (коллективное) поведение, почему и как оно способствует осуществлению социальных изменений.

Теории коллективного поведения

В американской социологической литературе коллективное поведение очень часто характеризуют как необычное, нестандартное, несоответст­вующее установленным образцам. Н. Смелзер определяет его как «относи­тельно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагиру­ющих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Согласно этому определению, существует коренное различие между коллективным пове­дением и повседневной деятельностью людей...» *. В таком случае его нуж­но рассматривать как определенную разновидность дсвиантного (откло­няющегося) поведения. А если речь идет о «нормальном» социальном поведении групп людей, не являющимся «экстремистским»?

По всей видимости, традиция рассматривать социальное поведение групп людей как отклоняющееся от установленных стандартов идет еще от французских социологов конца XIX— начала XX в. Г. Лебоиа и Г. Тар-да. Первый из них разработалг понятие толп ы, под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чув­ствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. Толпа рас-

Смел >ер НДж Социоло) ия С 578


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения



сматривалась Лебоном как разрушительная, иррациональная, бессозна­тельная сила, поведение которой регулируется законом «духовного едине­ния толпы». Другой закон, действию которого толпа также подвержена, — закон подражания (это понятие наиболее подробно было разработано Тар-дом, который считал подражание основным социальным процессом).

Во второй половине XX в. появился целый ряд новых теорий, объяс­няющих коллективное поведение. Это теория конвергенции Г. Олпорта, суть которой состоит в том, чго участники совместных социальных акций собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрас-положенностями, а коллективное поведение рассматривается как следст­вие повседневной жизни, но не влияния голпы. Это теория возникновения норм Р. Тэрнера, смысл которой состоит в объяснении коллективного по­ведения как результата, принятого большинством вследствие освоения норм, характерных для небольшой группы лиц. Это теория коллективно­го поведения как политического протеста (основные положения сформу­лированы Дж. Школьником), согласно которой оно становится прежде всего формой политической борьбы. Наконец, это теория прирастающей ценности Н. Смелзера, объясняющая коллективное поведение стремле­нием изменить господствующие социальные условия путем прохождения последовательных этапов, начиная с изменения структурных факторов коллективного поведения, появления структурной напряженности и кон­чая мобилизацией к действиям и установлением социального контроля.

Главная особенность этих теорий состоит в том, что, при всех раз­личиях между ними, коллективное поведение рассматривается как нечто особенное, не типичное, не повседневное, а скорее как экстраор­динарное. Другими словами, сохраняется принципиальное различие между коллективным поведением как определенного рода отклонени­ем от нормы и повседневной деятельностью групп людей.

Такой подход представляется не соответствующим в полной мере ре­альным социальным процессам и изменениям. Изменения в обществе осу­ществляются не только за счет экстраординарных коллективных действий, может быть, даже не столько за их счет, сколько в результате повседневной деятельности групп людей, социальных общностей в самых различных сферах общественной жизни. Поэтому под социальным поведением мы бу­дем понимать коллективные, групповые действия людей, преследующих об­щие цели и сплоченных общими интересами, как в обычных, стандартных, так и в экстраординарных, нормативно не санкционированных условиях.

Типы социального поведения

Согласно широко распространенной в американской социологии точке зре­ния Дж. Лофланда, типы коллективного поведения толпы или массы (иные



Раздел VI Социальные изменения и процессы


его субъекты не предполагаются вследствие изначальной трактовки тако­го поведения как отююняющегося от принятых норм) базируются на трех типах эмоций: страхе, враждебности, радости. Примеры таких типов коллективного поведения приводятся следующие: поведение, осно­ванное на страхе, — поведение зрителей в театре в связи с начавшимся по­жаром; поведение, базирующееся на враждебности, — поведение толпы линчующих людей; поведение, основанное на чувстве радости, — поведе­ние на спортивном соревновании в результате победы любимой команды.

Можно ли конструировать типологию социального поведения, исхо­дя только из чисто эмоциональных характеристик? Не будет ли такой подход излишней психологизацией коллективного поведения? И что вообще оно собой представляет, если уйти в сторону от предложенного Н. Смелзером определения?

Прежде всего нужно признать, что социальное поведение совсем не обя­зательно подразумевает некое отклонение от норм и стандартов, принятых в обществе. Конечно, некоторые типы социального поведения могут им не соответствовать и выступать гак нечто противоречащее институционально принятому поведению тех или иных социальных общностей. Естественно, что на этом построено любое экстраординарное коллективное поведение, будь то преследование гомосексуалистов, поведение заложников в средст­вах транспорта, захваченного террористами, или праздничный карнавал.

Однако социальным (именно социальным, и никаким другим) поведе­нием заполнена вся обыденная, повседневная жизнь людей. Разве поведе­ние тех или иных социальных общностей, трудовых коллективов в сфере производства — не социальное поведение, которое вполне укладывается в институциональные рамки? Почему коллективное поведение обязатель­но должно быть «стихийным» и «неорганизованным»? Оно может таким быть в отдельных случаях, но может и не быть. Кстати, поведение трудо­вых коллективов далеко не всегда кто-то специально организует. Оно ча­сто рождается из определенной необходимости достичь какой-то цели.

Социальным может быть поведение участников какого-либо общест­венного движения. Когда «зеленые» или их сторонники объединяются в целях экологической защиты какого-либо объекта природы, они харак­теризуются в этом случае социальным поведением, которое, кстати, в од­них случаях может соответствовать тем или иным нормам, в других — противоречить им (если, скажем, какие-то формы поведения институ­ционально в данном обществе не закреплены). Во время испытаний Францией ядерного оружия на атолле Муруроа сторонники «зеленых» в Москве очень быстро объединились и продемонстрировали у ворот французского посольства протестующее социальное поведение, за что немедленно были разогнаны милицией. В то же время аналогичные по


Глава 30. Социальное поведение и общественные движения



формам коллективные протесты (плакаты, надписи, письменные и уст­ные лозунги) в других странах не вызывали соответствующих реакций полиции, ибо институционально, нормативно были разрешены.Итак, социальное поведение является универсальным, охватывая любые сферы общественной жизни в самом широком диапазоне ее проявлений — от обычной, нормальной, повседневной до различных форм отклонений. По­этому в самом общем виде типология социального поведения включает в се­бя две основные градации: 1) социальное поведение в институционально принятых, нормативно санкционированных условиях повседневной жизни; 2) социальное поведение в экстремальных и экстраординарных условиях.

Первый тип социального поведения может быть конкретизирован в за­висимости от сфер его проявления: производственно-трудовой, бытовой, общественно-политической, образователь­ной, досуговойи т.д. Второй тин социального поведения, имея такую же «сферную» структуру, подразделяется на отклоняющееся от принятых норм социальное поведение, не представляющее общественной опасности, и общественно опасное социальное поведение. Конечно, жестких границ меж­ду двумя последними видами социального поведения не существует, и пер­вые в определенных условиях могут перерастать во вторые (коллективная «радость» болельщиков спортивной команды в связи с ее победой на со­ревнованиях может перерасти в разгул, в драки, равно как и коллективная «печаль» болельщиков команды, потерпевшей поражение, и тогда возни­кает угроза общественно опасного социального поведения).

§ 2. Общественные движения и их исследования в социологии

Понятие социальных движений

Коллективные действия и социальное поведение групп людей состави­ли основу нового общественного явления, возникшего лишь в XX в. и < по-настоящему зарекомендовавшего себя во второй его половине. Речь идет о мощном развитии социальных движений, которым был обуслов­лен и стимулировался динамизм человеческого общества в течение не­скольких последних десятилетий. Социальные движения выступали и выступают и как источник социальных перемен, и как импульс напряже­ний и конфликтов, и как средство и инструмент их преодоления. Вместе с тем они указывают на те особенности и скрытые возможности данного институционального порядка, которые ранее не были известны.

Исходя из этого, социальные движения можно определить как совокуп­ность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных общественных процессов и изменений или со-



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


противление им. В ряде случаев одно и то же движение имеет и конструк­тивную, и деструктивную направленность. Так, движение сторонников мира, появившись в конце 1940-х — начале 1950-х гг., было изначально на­правлено не только на его укрепление, но и на борьбу противддерной уг­розы. Это же касается и движения «зеленых», оказывающего с самых пер­вых шагов своей жизни сопротивление загрязнению окружающей среды.

Социальные движения стали характерными как для человеческого общества в целом, так и для отдельных стран, поскольку люди осозна­ли полезность своего объединения для достижения определенных це­лей и возможность выполнить новые социальные роли, придававшие им вес в собственных глазах и в глазах значимых других.

Каким образом происходит формирование общественных движе­ний? Как правило, причиной их появления являе гея недовольство, не­удовлетворенность жизнью в целом или какими-либо ее сторонами. Другими словами, в основе возникновения общественных движений чаще всего лежат объективные явления. Однако не всюду, где существу­ет недовольство, такие движения возникают. Для этого необходимо еще и наличие субъективной готовности людей к объединению, к созданию социальных движений. Такая готовность предполагает определенный уровень сознания, образованности, устойчивости ориентации, устано­вок, диспозиций, состояния культуры данной общности в целом.

Социальные движения — это особые образования в обществе, под­черкивающие его динамизм. Дело в том, что они, в отличие, скажем, от социальных институтов, обладающих устойчивостью и стабиль­ностью, высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Общественные движения появляются «по поводу» и прекращают свое существование в связи с исчезновением конкретной причины их возникновения и деятельности. В них задействовано ограниченное число людей (хотя оно может быть немалым), большинство же насе­ления относится к общественным движениям равнодушно (а иногда и неприязненно). Ярким примером таких общественных движений яв­ляются выступления «антиглобалистов». Они приурочиваются обыч­но к встречам руководителей ведущих держав мира (так называемые саммиты) и стремятся выразить протест (часто в разрушительной форме — поджоге автомобилей, разгроме магазинов, забрасывании камнями полицейских и т.д.) против усиливающихся процессов гло­бализации, которые, по мнению участников этих движений, имеют исключительно негативные последствия для человечества.

Если к стабильной работе социальных институтов проявляет инте­рес большинство населения, то в деятельности общественных движе­ний заинтересованы лишь их непосредственные участники. Таковы,


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения 545

скажем, религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, экологические, революционные, политические движения.

Социальные движения могут иметь свою о р г а н и з а ц и ю, но боль-ш инство из них ею не располагают. При этом под организацией будем по­нимать формальное социальное образование с официальным членством, -фиксированными правилами и нормами поведения, инструкциями, санкциями, жестко закрепленными статусами и ролями. Если общест­венное движение достигает стадии формальной организации, обрастая установленными правилами и нормами поведения своих членов, оно пе­рестает быть движением, превращаясь в саму организацию.

Стадии жизненного цикла общественных движений

В связи со сказанным встает вопрос о стадиях, которые проходит боль­шинство общественных движений в рамках своих жизненных циклов. Первая стадиявозникновенияв литературе часто называется ста­дией беспокойства. Ее исходным пунктом, началом является с о ц и а л ь -' нос недовольство, неудовлетворенность теми или иными сторона­ми жизни. Так, еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России возникло движение солдатских матерей, выражавших возмущение ситуацией, сло­жившейся в армии, «дедовщиной», бесчеловечным отношением к солда­там, особенно новобранцам. Новый импульс этому движению дала война в Чечне, методы и формы ее ведения, бессмысленные жертвы, большин­ство которых составляли молодые, необученные солдаты, становившие-■ ся, по существу, пушечным мясом.

Вторая стадия общественного движениястадия сращения, соедине­ния, объединения. В ее рамках оно должно ясно и четко заявить о себе, раз­вивать свою стратегию для того, чтобы стать действительно обществен­ным и массовым. Лидеры движения на этой стадии определяют политику и тактику поведения, стараются привлечь новых членов. Коллективные действия его участников становятся достоянием общественного мнения, прежде всего через средства массовой информации.

Движения могут формировать союзы с другими движениями и органи­зациями ради обеспечения необходимых ресурсов для дальнейшего разви­тия. Продолжая приведенный выше пример с движением солдатских мате­рей, отметим, что это движение объединило свои усилия с рядом поддержавших его организаций, провело несколько крупных акций проте­ста, серьезно увеличило свои ряды и получило финансирование для расши­рения деят ельности. Будучи созданным в 1988 г., движение уже в 1989 г. до­билось принятия решения правительства о возвращении из армии в вузы на учебу 176 тыс. бывших студентов. За 1989—1996 гг. под влиянием Комите­та солдатских матерей (создан в апреле 1989 г.) были внесены изменения в



Раздел VI Социальные изменения и процессы


нормативные акты: впервые в истории армии России введено страхование жизни и здоровья солдат и матросов, закреплены нрава на альтернативную службу; 7,5 тыс. юношам, покинувшим свои части из-за неуставных отно­шений, оказана помощь; идет поиск пропавших без вести солдат. В конце 1990-х гг. резко активизировалась борьба движения солдатских матерей за принятие закона об альтернативной воинской службе.

Третья стадия — формализации и бюрократизации — достигается только успешно развивающимися общественными движениями, кото­рые для реализации своих целей (часто они бывают очень серьезными и труднодостижимыми) и активизации деятельности стремятся создавать элементы формальной организации. Формализация и бюрократизация (хотя бы частичная) превращает движение в активно действующее и ре­зультативное, повышает роль лидера. Применительно к нашему приме­ру следует отметить, чго благодаря формализации деятельности и созда­нию организации движению солдатских матерей удалось сделать то, что очень часто не могли выполнить армейские и иные структуры — освобо­дить из плена (иногда с выкупом) многих молодых российских солдат.

Наконец, четвертая стадияспада и исчезновения. Существует не­сколько причин спада общественного движения. Одна из них — движе­ние полностью выполнило свои задачи, вследствие чего перестает быть нужным. Вторая — исчезают сами причины того или иного движения. Можно предположить, что окончание войны в Чечне, реформирование российской армии, очищение ее от явлений, подобных «дедовщине», со­здание нормальных условий службы сделают ненужным общественное движение солдатских матерей и оно постепенно прекратит свое сущест­вование. Третья причина — общественные движения получают закончен­ность и определенность, обретают устойчивые традиции, культурные об­разцы, символику и, постепенно институционализируясь, превращаются в социальную организацию. Именно таким путем создаются многие по­литические партии. Наконец, еще одна причина исчезновения общест­венного движения связана с обстоятельствами «неестественного» харак­тера (в отличие от первых трех). Речь идет о разгроме или уничтожении общественного движения, запрете его властным органом. Чаще всего та­кие акции имеют место в том случае, когда деятельность общественного движения становится опасной и нежелательной для властей.

Теории общественных движений

Существует ряд теорий общественных движений, которые посвяще­ны преимущественно причинам их возникновения. Одна из них — те­ория депривации (американские социологи Дж. Роуз, Д. Моррисон). Суть ее состоит в том, чго люди объединяются в общественные дви-


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения



жения в результате определенных потерь и лишении преимуществен­но материального характера, а участие в самих движениях выступает как средство поиска источников доходов. Интерес к этим движениям возрастает в периоды крушений надежд и ожиданий.

Другая теория общественных движений была сформулирована изве­стным американским социологом У. Корнхаузером и получила название теории массового общества. В соответствии с ней общественные движе­ния есть результат объединения людей, испытывающих явный дефицит социальных связей и общения. Участие в общественном движении высту­пает как средство приобретения чувства социальной принадлежности.

В теории мобилизации ресурсов (американский социолог Л. Кил-лиан) источником общественных движений, включения в них широ­ких слоев населения считается стремление людей реализовать свои ценностные ориентации. При этом термин «ресурсы» трактуется до­статочно широко и включает в себя человеческий труд, деньги, ком­муникации, людей, их контакты со средствами массовой информации, позитивный общественный имидж и др. Судьба общественного дви­жения зависит от того, как оно организует реализацию этих ресурсов.

Наконец, следует сказать о широко распространенной в 1980—1990-х гг. теории новых социальных движений (американский социолог Дж. Маккар-ти, голландский социолог X. Кризи). Согласно этой теории, в отличие от прежних общественных движений, характерных для индустриальных об­ществ США и Западной Европы и касавшихся в основном сферы производ­ства, новые социальные движения связаны прежде всего с глобальной эко­логией, угрозой ядерной войны, защитой прав женщин, охраной животных и т.д. Их фокусом является качество жизни (в отличие от прежних движе­ний с доминированием экономических проблем). В новых социальных дви­жениях принимает участие преимущественно средний класс (в отличие от прежних с доминированием рабочего класса). Эти движения — ответ на экспансию государственной власти, средств массовой информации.

Типология общественных движений

Поскольку общественных движений очень много, необходима их ти­пология. Критериев для выделения типов общественных движений существует несколько. Назовем некоторые из них. Так, в качестве ос­нования выступают цели общественных движений. Ими могут быть: социальный переворот (революция, контрреволюция), политические результаты (движение в поддержку президента), экономические, со­циальные, культурные реформы (движение реформ в России) и т.д.

Общественные движения можно классифицировать в соответствии с их интересами в тех или иных сферах деятельности, тогда будем вы-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


делять политические, религиозные, расовые движения, движения за ре­формы в области образования и т.д. По характеру общественные дви­жения могут быть направлены на изменение поведения своих членов (движение анонимных алкоголиков, различные культовые движения, секты и др.) и трансформацию окружающего общества (политические движения). Каждый из этих видов движения, в свою очередь, может быть подвергнут дальнейшей классификации. Так, политические дви­жения в зависимости от их характера выступаю г как реформаторские, радикальные (революционные), консервативные.

Одни движения преследуют ограниченные по масштабам переме­ны (например, движение за спасение вымирающих видов животных и растений), другие являются чрезвычайно широкими (так, многие женские движения направлены не только на лмапсипацию женщин, но и на приход их к власти).

В конце 1960-х гг. в американской социологии (Г. Блумер) была предпринята попытка использовать в комбинации два критерия для оп­ределения четырех типов социальных движений — широту и глу­бину изменений, которые они несли с собой (рис. 11).

К альтернативным социальным движениям американские социологи относяг те, что стимулируют отдельные группы людей изменить свое поведение по отношению к тем или иным принятым в обществе его пор-мам. Примером является движение в пользу планирования семьи в сто­рону роста числа детей.

Социальные движения религиозного характера могут радикально изменить жизнь определенных групп людей. В качестве примера при­водится деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно. Причем результат этих действий настолько глубок, что про таких людей говорят, будто они родились вновь.

Третий тип социальных движений — реформаторский — имеет ог­раниченную для общества глубину. Особенно это касается реформа­торских движений, влияющих на политические процессы. В качестве примера часто приводят давно начавшиеся дебаты в конгрессе и сена­те США относительно разрешения или запрета абортов и наличие со­ответствующих общественных движений.

Революционные социальные движения относятся к четвертому типу. Они влияют на жизнь всего общества. Как наиболее яркие при­меры таких движений американские социологи приводили револю­ции в США и России. Однако недавно в США начал меняться взгляд на революционные социальные движения. Если раньше считалось, что революция — это установление власти левого правительства, то в





Раздел VI. Социальные изменения и процессы


щееся со стремлением улучшить отдельные его стороны. Широкое движе­ние за реформы возможно, как правило, в демократическом обществе. В нашей стране к таким движениям еще только начинают привыкать.

Нужно иметь в виду, что реформаторы могут встречаться с сопро­тивлением властей, особенно если их действия авторитарны. В том случае, если реформы не удаются, часть реформаторов может перейти на позиции революционных движений. Значит, последние возникают там, где реформы блокируются. Наличие сильных реформаторских движений гораздо больше способствует динамизму общества, чем ре­волюционных, поскольку те означают не столько динамизм, сколько взрыв и резкий переход к новому социальному состоянию, тогда как движения реформ есть эволюционный, постепенный процесс.

Специфика общественных движений в России

Некоторые западные социологи считают, что размах общественных дви­жений свидетельствует об уровне демократии в стране: чем их больше, тем страна демократичнее. Возможно, это и так. В таком случае Россия, конеч­но, отстает от США, хотя бы потому, что у нас еще не сформировались дви­жения в поддержку гомосексуалистов и лесбиянок (в США их цель — по­ложить конец дискриминации при приеме на работу, в частности учителями в школы), равно как и движения за спасение тюленей и афри­канских слонов. Дойдет ли до «такой жизни» когда-нибудь и наша страна?

В связи с этим необходимо отличать общественные движения в России от существующих в развитых западных странах с богатыми демократичес­кими традициями. Для нашей страны добровольное участие людей по их инициативе в общественных движениях — дело новое. Подчеркнем два мо­мента: добровольное участие и инициатива самих людей. Дело в том, что и в условиях авторитарного режима общественные движения (чаще называв­шиеся общественными организациями) существовали, но инициатором их была компартия, а добровольность имела, как правило, вынужденный, при­нудительный характер: приглашали людей в партийные комитеты и «пред­лагали» принять участие в той или иной общественной структуре.

Поэтому естественно, что опыт создания общественных движений в России пока невелик. Сами же общественные движения, в связи с резкой политизацией жизни в стране, изначально приобретали в ос­новном политическую окраску. Только в последние годы стали появ­ляться экологические, женские, антивоенные (в связи с войной в Чеч­не) движения. Практически не развито волонтерское направление общественных движений, что резко отличает Россию от развитых за­падных стран. Но не следует забывать, что волонтерское движение требует наличия немалого количества обеспеченных людей, которые,


Глава 30. Социальное поведение и общественные движения



во-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: