Кривая жизненного цикла инновации

 

 

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности.

Например, к элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

1) материально-технические ресурсы;

2) финансовые ресурсы;

3) организационные ресурсы;

4) кадровые ресурсы;

5) социально-психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

-свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;

-соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;

-сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании.

Главным фактором, отражающим инновационную активность организации и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

 

Что касается инновационного потенциала региона, то он состоит из системы потенциалов, а именно:

- производственно-технологического потенциала;

- кадрового потенциала;

- информационного потенциала;

- финансового потенциала;

- научно-технического потенциала;

- организационного потенциала;

- управленческого потенциала;

- инновационной культуры;

- потребительского сегмента потенциала.

Первые четыре из указанных относятся к блоку ресурсов инновационного потенциала, от их количественного и качественного состава зависит функционирование системы инновационного потенциала. Научно-технический потенциал тесно связан с ресурсным блоком, опирается на него. Поскольку появление изобретений, новшеств, инновационных программ на предприятии невозможно без взаимодействия людей, оборудования и технологий, финансовых ресурсов, а также информации.

 

На наш взгляд, центральными компонентами инновационного потенциала являются его управленческое и организационное звено. Именно от правильных, своевременных управленческих решений зависит, будут ли раскрыты возможности предприятия по созданию востребованной конкурентоспособной продукции.

Поэтому в структуру инновационного потенциала внесён и потребительский сегмент, где оценивается, насколько данная новация нужна потребителю, и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.

Инновационная культура как готовность предприятия, персонала, руководящего звена воспринимать получение новшества, переводить их в нововведения, учитывать неудачи и адаптироваться к изменениям окружающей среды, пронизывает все компоненты инновационного потенциала.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: