Инновационный процесс

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в нововведение, который можно представить как последовательную цепь событий: "наука техника производство". В общем виде инновационный процесс состоит в коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рассматривая инновационный процесс (рис. 2.1), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция - инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Конвенция инновации - система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.

Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм-последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и в итоге - моральное старение инновации.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении мо пополни производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Составляющие инновационный процесс этапы называются фазами инновационного процесса. Обычно выделяют пять фаз:

  • наука 
  • исследование 
  • разработка (проектирование)
  • производство 
  • потребление (эксплуатация).

Каждая фаза инновационного цикла на практике представляет собой самостоятельные сферы деятельности и имеет свой круг задач и исполнителей, свою специфику организации, финансирования и управления.

Инновационный процесс графически можно отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов - кривая прибыльности (рис. 2.2).

Основой инновационного процесса является стадия "наука". Она включает фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), научно-технические разработки (НТР).

Фундаментальные исследования делятся на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и фундаментальные поисковые исследования (ФПИ).

Результаты ФТИ аккумулируются в научных открытиях, обоснованиях новых открытий и представлений, положениях новой теории. Задачей ФПИ является открытие таких новых принципов, как создание изделий и технологий; материалов и их соединений с неизвестными ранее свойствами; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы исследуемого явления, но отнюдь не конкретные направления. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Базой развития прикладных исследований являются фундаментальные исследования, но они могут быть и самостоятельными научными работами. В процессе прикладных исследований новые знания, идеи воплощаются в оригинальные образцы, технологические схемы, т.е. происходит процесс придания идее материальной субстанции и формы. На этом этапе новшество начинает переходить в нововведение. Однако выполнение прикладных исследований связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР.

Прикладные исследования включают научно-исследовательские работы (НИР), информационные работы (ИР), организационно-экономические работы (ОЭР), научно-учебные работы (НУР).

НИР прикладного характера ставят своей целью решение технических проблем, уточнение неясных теоретических результатов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве научно-технического задела при выполнении НТР.

Информационные работы направлены на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей частью ИР являются патентные исследования.

Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации управления и планирования производства, методов организации труда, классификации и оценки эффективности научных работ и т.д.

Научно-учебные работы осуществляются с целью подготовки кандидатских и докторских диссертаций, монографий, научных статей, учебных пособий, а также учебных и научных работ аспирантов, соискателей и студентов и т.д.

Научно-технические разработки включают опытно-конструкторские работы (ОКР) и опытно-технологические работы (OTP).

Главная цель осуществления ОКР - практическое применение научных исследований для создания, модернизации или усовершенствования образцов новой техники, материала. Вещественным результатом ОКР является документация, которую можно использовать в производстве. На основе документации изготавливается, испытывается и доводится до процесса производства опытный образец новой техники.

Опытно-технологические работы направлены на модернизацию, совершенствование и разработку новой технологии производства.

Стадия "техника" является переходной от науки к производству. На данном этапе инновационного процесса происходит первичное внедрение нового образца в производство.

На смену стадии "техника" приходит стадия "промышленное производство". В производстве знания материализуются, а исследования находят свое логическое завершение.

За процессом промышленного производства инноваций следует их сбыт и эксплуатация. На стадии "эксплуатация" осуществляется три одновременно протекающих процесса:

  • непосредственное использование потребителем инновации, произведенной на основе научно-технических достижений;
  • сервисное обслуживание изделия, предполагающее обеспечение его безаварийной экономичной работы в течение нормативного срока службы;
  • ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Инновационный процесс имеет большой рисковый характер. В первую очередь, неизвестна реакция рынка на предлагаемый товар или технологию. Иногда новый продукт, созданный с учетом достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован па рынке. Инновация должна заканчиваться успешным ее внедрением на рынки сбыта. Если новые продукты, процессы или услуги не принимаются рынком, то инновации не существует.

Следует различать понятия "жизненный цикл инновации" и "жизненный цикл изделия". Если жизненный цикл инновации отражает происходящие события в цепи "наука - техника - производство", то жизненный цикл изделия включает стадии "наука - техника - производство", сбыт, эксплуатацию и утилизацию продукции.

Результаты анализа жизненного цикла изделия позволяют установить время осуществления научной разработки прогрессивной технологии и  внедрения, оценить вероятность появления аналогичного товара на рынке, перестроить производство, чтобы избежать потерь, а также определить затраты на утилизацию изделия, претерпевающего физический и моральный износ.

Применительно к масштабам распространения инновации по критерию сложности инновационного механизма, определяемой числом участников, выделяют ряд типов инновационного процесса.

1. Автономный инновационный процесс. Характеризуется тем, что весь комплекс работ по НИОКР и производству выполнен в рамках хозяйствующего субъекта (предприятия, компании), создавшего инновацию. Здесь инноватор един в двух лицах: сам придумал - сам произвел. Формами автономного инновационного процесса являются следующие:

  • автономный линейный инновационный процесс;
  • автономный диффузный инновационный процесс.

2. Инфраструктурный инновационный процесс. Характеризуется тем, что участие в создании инновационного продукта принимали специализированные научно-исследовательские организации (НИО). Здесь нововведение выступает результатом коллективного творчества и совместных усилий разных групп разработчиков и заинтересованных сторон. Выделяют следующие формы инфраструктурного инновационного процесса:

Наличие в составе инновационных процессов некоторых типов имитаторов свидетельствует о трансферте инноваций, их более широком рыночном распространении. Трансферт в данном случае выступает в роли рыночного регулятора диффузных процессов. Согласно теории диффузии инноваций, посвященной исследованию процесса создания и распространения нововведений, возможны три вида диффузии, или рассеивания, инноваций по территориальному признаку. При диффузии расширения инновации распространяются от места возникновения равномерно по всем направлениям. Если инновация распространяется в определенном направлении, то речь идет о диффузии перемещения. Также возможно и смешанное распространение, обладающее признаками обоих видов.

Результатами процесса распространения инноваций выступают:

  • o межотраслевой перелив капитала (инвестиции устремляются в инновационные виды деятельности, ибо они потенциально более прибыльны);
  • o изменение технологического уклада в отрасли возникновения инновации;
  • o массовое появление товаров с более высокими потребительскими свойствами.

В зависимости от достигнутых результатов предприятие может перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянного улучшения производимых товаров и используемых технологий.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для развития научных школ, обеспечения прогрессивных преобразований в экономике в целом, в отраслях и на отдельных предприятиях, повышения конкурентоспособности предприятий и продукции, расширения ассортимента качественной продукции, совершенствования методов коммерческой реализации продуктов и услуг. Для того чтобы инновационная деятельность приносила предприятию успех, необходимо, чтобы менеджер "знал места", где находятся идеи, и владел методами их выявления.

Источники инноваций находятся как вне, так и внутри организации. Во внешней среде организации выделяют два вида источников:

  • o изменения макросреды организации;
  • o изменения деловой среды.

Изменения макросреды - это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, экологических и правовых факторов. Наибольший интерес с точки зрения инновационного менеджмента представляют научно-технические факторы. То есть фирмы, которые не сумели своевременно отследить новые открытия и изобретения в областях науки, соответствующих их сфере деятельности, могут испытать ослабление конкурентных позиций, провал в хозяйственной деятельности из-за быстрого устаревания продукта фирмы.

При исследовании научно-технических факторов следует обращать внимание на науки в смежных и даже, казалось бы, далеких от сферы деятельности фирмы отраслях. Открытия, сделанные там, через некоторое время могут распространиться на многие производственные и непроизводственные отрасли. Яркий пример тому - развитие микроэлектроники, которая находит применение практически во всех видах деятельности человека - в медицине, образовании, станкостроении и т.д.

Для поиска инновационных возможностей в деловой среде необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров фирмы, например, поставщиков сырья или оборудования; конкурентов и потребителей продукта фирмы.

Во внутренней среде организации также существует два вида источников:

  • o изменения внутренней среды организации;
  • o решение проблем и устранение недостатков организации.

Изменения внутренней среды организации не столько дают инновационную идею, сколько возможность инициации инновационного процесса.

Существуют две разновидности изменений внутренней среды организации:

1) эволюционные (естественные) изменения - это функциональное и физическое устаревание оборудования, продукта, приобретение опыта сотрудниками организации. Эти изменения происходят независимо от желания менеджеров, их можно учитывать в планах и использовать для проведения инноваций;

2) ситуационные изменения - это новые ситуации, часть которых можно спрогнозировать заранее и быть готовыми к их использованию, а часть является внезапными, неожиданными. Искусство менеджмента заключается в исключении неожиданных ситуаций.

Другой внутренний источник инноваций - решение проблем организации. Следует различать видимые (явные) и невидимые (скрытые) проблемы. Видимые проблемы - это те, которые мешают работе организации, нарушают ее ритмичный, непрерывный процесс. Например, брак из-за поломок оборудования, отсутствие денежных средств на предприятии, конфликты между сотрудниками и т.д. Скрытые проблемы - это определенная невидимая (и вследствие этого неиспользованная) возможность улучшения чего-либо, внесения новизны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: