Об этом говорит Четвертая Благородная Истина — о пути (марта), ведущем к прекращению страданий, о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга)

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), т.е. психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней.

Этап мудрости.

(1) Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

(2) Правильная решимость. Человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

Этап нравственности.

(3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

(4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы:

· ненасилие, не причинение вреда живым существам, «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

· отказ от дурной речи (ложь, клевета);

· не присвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

· правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»);

· отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю. У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен), обеты ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

 

(5) Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

Этап сосредоточения.

(6) Правильное усердие. Все три ступени данного этапа предназначены в основном для монахов и постоянных занятий буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» («связывать воедино, запрягать, сопрягать», оно родственно русскому «иго» и английскому «yoke» («ярмо», «иго»). Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга (психопрактика, психотехника), направленного на изменения сознания и перехода из обыденного, мирского, сансарического состояния в высшее состояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова — одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем, в широком смысле — любая форма психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары; в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. «Правильное усердие» понимается в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

(7) Правильное памятование, целостный контроль над всеми психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь— успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от страстей и аналитическое созерцание, предполагающее развитие благих, с точки зрения, буддизма и отсечение неблагих состояний сознания.

(8) Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится святым, архатом («достойным»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: