Другой важнейшей буддийской доктриной является учение об отсутствии индивидуального простого и вечного «я», или души (атмана), называемое обычно на санскрите анатмавада. Эта буддийская доктрина отличает буддизм от большинства как неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих учение о «я» (атман) и душе (джива).
Почему буддизм отрицает существование вечного «я»? Отвечая на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся с отличием индийского мышления от европейского. Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности, буддизм же, напротив, утверждает, что именно ощущение «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует омраченную страстность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. Таким образом, буддизмом отрицается то, что в Индии получило название джива (душа) или пудгала (личность). Некоторые фрагменты ранних буддийских текстов, где говорится об отсутствии души, настолько напоминают соответствующие рассуждения британского философа-скептика Д. Юма в «Трактате о человеческой природе», что ученые-буддологи XIX в. были потрясены тем обстоятельством, что подобного рода теории, бывшие на Западе частью скептической и, в конечном итоге, вольнодумной и даже антирелигиозной мысли, в буддизме имеют сугубо религиозный характер.
|
|
Но если такой сущности, как душа, нет, то что же такое личность? Личность есть «только имя» для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском трактате «Вопросы Милинды» монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром, первая половина II в. до н. э.): после завоевания части Индии Александром Македонским в IV в. до н. э. там были созданы индо-эллинистические государства. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизической структуры человека, равно как и их совокупность, не являются личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу. Есть ли колеса колесница? Или, может быть, кузов — колесница? Не являются ли колесницей оглобли или еще какие-либо детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается — никакой колесницы нет вовсе. Царь возражает, говорит, что колесница есть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Точно так же и личность, отвечает Нагасена, есть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта.
|
|
В буддийской традиции они называются пятью скандхами (дословно «куча»):
1. группа чувственного (рупа), т. е. всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;
2. группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального) — ведана;
3. группа осознавания различий (круглое-квадратное; белое- черное и т. д.), а также формирования представлений и понятий — санджня;
4. группа деятельных факторов — волевых и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы;
5. сознание как таковое (виджняна).
Скандхи никоим образом не есть «кирпичики», из которых складывается личность. Они именно группы элементов, причем выделяемые достаточно условно, а относительно реальны именно элементы, составляющие группы. Эти элементы в буддийской философии называются дхармами.
Само слово «дхарма» (от санскритского корня dhr«держать») — «держатель», или «носитель». Держатель чего? Своего собственного качества. Дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние.
Обобщая сказанное — буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп мгновенных элементарных психофизических состояний— дхарм. Дхармы постоянно возникают и исчезают, их сменяют новые, но обусловленные предшествующими дхармы, по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие дхармы в своей совокупности образуют поток существования, который эмпирически и обнаруживается как «живое существо». Любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся состояний.
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности сущего. Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики:
1. все непостоянно;
2. все есть страдание;
3. все лишено неизменной;
4. все нечисто.
Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (соответственно и весь поток дхарм, т.е. живое существо) живет только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поется в известной песне: «Призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг — за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется «жизнь»».
Нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать; каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею. Поток состояний, образующих личность, можно сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и воспринимаем его как непрерывную длительность. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. Каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма.
Правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он — поток состояний (дхарм), последовательность кадров-мгновений. Поэтому профессиональные ученые-буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» и тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей.
|
|
Чтобы понять эту особенность буддизма, можно рассмотреть два примера, приводимые современными проповедниками буддизма.
Первый пример, с бильярдными шарами: кий (кармический импульс) бьет по шару (условная личность), получающему, таким образом, определенное ускорение и траекторию; этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию, и т. д.
Передается только энергия, которая и связывает данное существование с существованием «кармического преемника» личности (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом ум, опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Буддизм учит, что Будда помнит все свои предыдущие жизни, на чем построены сюжеты джатак (джати ‘рождение’), нравоучительных повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гау- тамы — Будды Шакьямуни.
Второй пример, калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся как «данная личность») после поворота калейдоскопа (действие кармы, обусловливающее характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются). Но эта новая конфигурация причинно обусловлена как их исходным положением, так и кармическим импульсом. Эта новая конфигурация и есть новое живое существо, причинно связанное с первым.
Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы.
|
|
Доктрина отсутствия «я», теория дхарм и учение о мгновенности формируют основу буддийского понимания жизни как процесса.
Мир страданий, мир рождений и смертей (сансара) безначален и никем не сотворен; он — не божественное творение, а энергия совокупных влечений и желаний живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое живое существо в отдельности умирает и, в соответствии со своей кармой, обретает новое рождение, так же и весь мир в целом возникает из пустоты, проходит цикл развертывания и пребывания, а йотом разрушается, чтобы воссоздаться вновь, в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и идентичных друг другу миров.
Каждый из этих миров делится на три уровня: мир желаний, в котором живет подавляющая часть живых существ, мир форм и мир не-форм, в котором рождаются только практикующие созерцание (медитацию) йогины. Но все эти три уровня не выходят за пределы сансариче- ского существования и отличны от нирваны — высшей цели буддизма.