Методы дисконтирования

Методы дисконтирования (метода приведенной стоимости), основываются на учете фактора времени.

До эксплуатационной стадии проекта, т.е. момента выпуска продукции, проходит определенное время (предынвестиционная и инвестиционная стадии). Это означает, что время является одним из факторов (ресурсов) проекта. Учет фактора времени является одним из важнейших принципов оценки эффективности проекта.

Методы базируются на понятиях теории ценности денег во времени - одна и та же денежная сумма имеет разную ценность во времени по отношению к текущему моменту в силу, например, инфляции, возможности альтернативного использования денежных средств, риска и неопределенности, связанной с инвестированием в данный объект, и других причин.

Любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход.

До эксплуатационной стадии проекта, т.е. момента выпуска продукции, проходит определенное время (предынвестиционная и инвестиционная стадии). Это означает, что время является одним из факторов (ресурсов) проекта. Учет фактора времени является одним из важнейших принципов оценки эффективности проекта.

Путем дисконтирования возможно соизмерять затраты и выгоды, осуществленные в разные периоды времени, сводить будущие денежные суммы к настоящему моменту принятия инвестиционного решения. Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом.

Формула дисконтирования обратна формуле начисления сложных процентов.

Формула начисления сложных процентов F(t) = P (1+r)t.

P - располагаемая сумма денег сегодня, положенная в банк,

r - ставка процента.

t – период лет.

Через t лет – F(t) = P (1+r)t - коэффициент начисления сложных процентов.

Задача: вы имеете сумму в 100000. Сколько денег выбудете иметь через 3 года если положите их в банк под 7 % годовых.

F(t) = 100000* (1+0,07r)3=122504.

Техника дисконтирования (операция обратная начислению сложного процента). Формула дисконтирования.

P = F(t) * 1/(1+r)t

P – неизвестно, F(t) и r – известны. r – ставка дисконта может быть и процентом риска, среднеотраслевая доходность, темпы инфляции.

В общем виде ставка дисконта (r) может быть представлена как

r = IR + MRR * RI, где

IR (inflation rate) – темп инфляции,

MRR (minimal rate of return) – минимальная реальная норма прибыли, т.е. минимальная норма прибыли, получаемая при альтернативном использовании денежных средств.

RI (risk of investments) – коэффициент, учитывающий степень инвестиционного риска.

Обычно она берется как экзогенная величина (данной извне) и, полагается равной кредитному проценту, (альтернативной стоимости капитала).

Задача: вы имеете сумму в 1000000 и хотите купить нетбук за 3000000. Для этого кладете деньги в банк на 3 года под 45% годовых (белинвестбанк).

Формула начисления сложных процентов - F(t) = P (1+r)t..

P - располагаемая сумма денег сегодня, положенная в банк - 1000000,

r - ставка процента – 0,45. t – период лет – 3 года.

Через 3 года – F(3) = P (1+r)3 = 1000000* (1+0,45) 3 = 1000000 * 3,048625=3048625.

Формула дисконтирования обратна формуле начисления сложных процентов

P = F(t) * 1/(1+r) t P – неизвестно, F(t) и r – известны.

Р = 3048625*1/(1+0,39)3 = 3048625/(1+0,39)3= 3048625/2,685619 = 1135166

Основные показатели динамичных методов оценки финансово-экономической деятельности:

NPV (ЧДД) - чистый дисконтированный доход разность суммарных дисконтированных выгод и суммарных дисконтированных затрат.

NPV = ΣB(t)/(1+r)t - ΣC(t)/(1+r)t,

ЧДД>0, и чем оно больше тем выгодней инвестирование

PI – индекс доходности (прибыльности), показывает относительную доходность проекта, в большинстве случаев он вычисляется как отношение ЧДД к стоимости первоначальных вложений

PI=NPV/C0, где C0 – первоначальные затраты.

Критерием принятия инвестиционного решения является сравнение PI с нулем (принимаются проекты, для которых PI>0).

IRR – внутреннюю норму доходности

ΣB(t)/(1+IRR)t = ΣC (t)/(1+IRR)t

Необходимо найти такую ставку дисконта при которой д/выгоды проекта равны д/затратам. т.е ΣB(t)/(1+IRR)t - ΣC(t)/(1+IRR)t = 0 или ЧДД=о

При принятии инвестиционного решения этот критерий позволяет инвестору оценить целесообразность вложения средств в данный проект. Если банковская ставка больше IRR, то положив деньги в банк, инвестор без риска получит большую прибыль.

Основные принципы осуществления инвестиционных проектов в инновационную деятельность:

- Сочетание научно-технологический анализа с коммерческим, финансово-экономическим, социальным.

- При разработке и экспертизе инвестиционных проектов в инновационную деятельность потоки инновационной продукции, полученной в результате реализации проекта, как и потоки используемых в проекте разнообразных ресурсов, должны быть представлены в виде потоков денежных средств.

- При оценке эффективности сопоставление затрат и результатов с учетом изменения ценности денег во времени.

- При осуществлении инвестиционных инновационных проектов учитывать неопределенность и риски, связанные с реализацией проекта.


 

Тема 5. Планирование инноваций

Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента

Одной из характеристик современного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Данное обстоятельство вызвано рядом факторов, среди которых главное место занимает тенденция роста непредсказуемости предпринимательской среды и риска, связанного с функционированием компаний.

В новых условиях особую актуальность приобретает такой вид долгосрочного планирования, как стратегическое. Основной целью стратегического планирования в организации является создание долгосрочного преимущества, а основным методом - постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Таким образом, в качестве основной задачи стратегического планирования инновационной деятельности выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.

Современное стратегическое планирование инноваций охватывает период от трех до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

Система стратегического планирования охватывает:

o анализ рынка;

o постановку целей;

o разработку альтернативных стратегий;

o составление стратегического плана.

При разработке стратегии достижения целей фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития (5И/0Г-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка. Результаты всестороннего анализа показывают направления расширения ассортимента, параметры необходимых усовершенствований, номенклатуру новых изделий и сроки их освоения. Эти общие выводы детализируются с привлечением конструкторов, производственников, технологов, маркетологов.

Организация процесса освоения нововведения и предварительного расчета возможной его эффективности требует не только плана соответствующих работ, но и комплексного учета ожидаемой рыночной конъюнктуры, прогнозируемой прибыли с учетом имеющихся на фирме ресурсов, источников финансирования, возможного риска, а также наиболее целесообразных методов управления. Исходя из этих положений, последовательный процесс принятия стратегических инновационных решений имеет ряд этапов.

На первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и возможное определение рыночных окон, изучение макросреды компании, анализ практики торговли и коммерческих норм поведения, изучение законодательной базы. От профессионального уровня проведения данного этапа зависит оптимизация процесса принятия решения руководством компании, так как информация играет первостепенную роль в данном процессе.

На втором этапе определяются собственные возможности компании и выявляются рамки использования той или иной инновационной стратегии. Эффективная ее реализация может быть ограничена рядом факторов. Это, прежде всего, наличие финансовых средств, адекватность развития технологической базы и уровень профессионализма работников, т.е. качество основного и привлекаемого капитала. Существенное значение имеет степень конкуренции и наличие законодательного регулирования деятельности в выбранной отрасли.

На третьем этапе в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а также их коррегированию с информацией, полученной на первом этапе процесса принятия решений.

На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы; рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту. Довольно часто к работе привлекаются консультационные фирмы.

Организация принятия решения - шестой этап, на котором происходит:

o конкретизация заключений и выводов, сформулированных на высшем уровне руководства;

o доведение положений решения до всех уровней управления;

o распределение функций;

o делегирование полномочий нижестоящим руководителям. Для этого формируется определенная инновационная структура в виде проектно-целевых групп, координационных центров по разработке новых продуктов, венчурных подразделений. На этом этапе многое зависит от умения руководителей создавать инновационный климат на фирме, от их способности нейтрализовать возможное внутреннее и внешнее сопротивление и мотивировать всех внутрифирменных субъектов к достижению намеченного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: