Как было показано ранее, общие функции управления образуют в своей единой связи общий цикл менеджмента как процесса целенаправленной деятельности, осуществляемого под руководством управляющего субъекта. В этом цикле такие общие функции как планирование, организация, мотивация и контроль выступают как этапы, стадии единого процесса, а функция координации – как согласование всех стадий в единство.
Эту взаимосвязь общих функций, взятую в организационно-функциональной плоскости, можно проиллюстрировать моделью (см. рис 7.1):
Рис. 7.1. Модель взаимосвязи общих функций менеджмента как этапов
управленческого цикла
Как видно из этой круговой диаграммы, управленческий процесс осуществляется как последовательность стадий, движение в которых идет по циклу от этапа планирования к этапу контроля, а затем снова возобновляется. Сама же их взаимосвязь осуществляется посредством координации, которая обеспечивает согласование функций в единый процесс.
Такая диаграмма приводится в качестве иллюстрации во многих отечественных учебниках менеджмента и отражает более глубокое проникновение в сущность действительной взаимосвязи функций менеджмента, чем, скажем, книга М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури. Однако она все же не в полной мере иллюстрирует сущность управленческого цикла, так дает о нем только плоскостное, а не пространственное представление.
|
|
Кроме того, она игнорирует то обстоятельство, что общие функции, составляющие управленческий цикл, в действительности выступают как расчленение на основные составляющие любой функции управления, а значит, и как такое же точно расчленение себя самих.
Поэтому эту модель следовало бы, на наш взгляд, дополнить двумя другими, которые в большей мере позволили бы отразить как сущность взаимосвязи функций, так и пространственность и динамизм процесса (см. рис. 7.2, рис 7.3)
Как видно из представленных моделей, процесс управления представляет собой совокупность циклов, которые ''вращаясь'' по собственным ''орбитам'', одновременно составляют в своей совокупности иную пространственно-временную ''орбиту'', более высокого порядка. Взятый же в своей непрерывности, процесс превращается в спираль.
Таким образом, все три модели, вместе взятые, позволяют составить более глубокое представление о процессе управления, о взаимодействии в нем общих функций.
На стадии планирования определяются миссия и цели деятельности, способы и средства, необходимые для их достижения.
Рис 7.2. Модель управленческого цикла, демострирующая
многомерную взаимосвязь общих функций
По сути, на этой стадии менеджеры должны поставить перед собой три вопроса: 1) Где находится организация и в чем ее предназначение? 2) Куда организация должна двигаться и чего в результате этого добиться? 3) Как организация сможет этого достичь?
|
|
Посредством планированиязадаются основные качественные и количественные характеристики предстоящей деятельности организации, которые должны быть отражены в соответствующих документах.
Функция планирования будет подробно рассмотрена в теме 8. Здесь же следует указать на то, что планирование в существовавшей ранее в СССР системе огосударствленной экономики и планирование в новых условиях перехода к рыночной экономике – это два концептуально отличающихся типа планирования.
|
|
Рис 7.3. "Стереометрическая", пространственная модель управленческого цикла
В рыночной системе хозяйствования планы не задаются жестко сверху. Даже на микроуровне, как уже было показано, они носят всё более индикативный, а не директивный характер, в большей мере применяются не административные, а экономические способы стимулирования. Кроме того, отдельные хозяйственные организации самостоятельно ''добывают'' необходимые ресурсы на договорной основе. В конечном счете конкурентную проверку рынком проходят системы планирования, применяемые организациями, так как именно их качество обусловливает достижение эффективных производственных и рыночных результатов. Планы носят гибкий, адаптивный характер, быстро корректируются в зависимости от изменения ситуации – этого преимущества была лишена закостенелая система директивного планирования.
Вместе с тем следует отметить, что и тот и другой тип планирования несут в себе определенное общее содержание: планы всегда выступают как средство постановки целей, определения способов их достижения, контроля и оценки полученных результатов и являются основой для стимулирования работников, подразделений, организаций.
На стадии организации (организовывания) о беспечивается установление необходимых для выполнения плана организационных отношений, а также закрепление их в форме определенной структуры.
Организационная структура функционирует как система, позволяющая достичь намеченных целей. Посредством организационных отношений и оргструктуры создаются реальные условия для их достижения. Структура должна в каждом своем звене быть наделена необходимыми для выполнения планов ресурсами (персоналом, финансами, зданиями, оборудованием, материалами, транспортом и т.д.).
К важным аспектам функции организации относятся делегирование полномочий и ответственности, проектирование и рационализация оргструктур,и их гибкая перестройка в рыночных условиях хозяйствования, эффективная организация трудового процесса самого руководителя. Все эти аспекты функции организации будут рассмотрены в теме 9.
На стадии мотивации процесс выполнения плана наполняется реальным ''двигательным'' наполнением – достигается активизация людей и их сообществ посредством побуждения их к эффективной целенаправленной деятельности.
Следует помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная система организационных отношений не принесут успеха, если конкретная работа на конкретном месте не будет выполнена в срок и с максимальной эффективностью. А это не происходит автоматически!
|
|
Выше уже было показано, что без создания условий для реализации экономических интересов, то есть без стимулирования, все функции менеджмента лишаются реального наполнения, полноценного содержания. Поэтому управленческий цикл содержателен, если в каждом своем звене (а не только в ''звене'' мотивации) он ''наполнен'' стимулированием, подразумевает и осуществляет его.
Но, конечно, о функции мотивации следует говорить отдельно – и подробно. Различные аспекты проблемы мотивации и стимулирования, включая основные понятия, действие мотивационного механизма, преимущества и недостатки ''содержательных'' и ''процессных'' теорий мотивации будут рассмотрены в теме 10.
На стадии контроля управленческий цикл получает свое логическое завершение, в его цепи обеспечивается '' замкнутость'', а весь процесс приобретает новое качество - свойство саморегулировки.
Контроль, таким образом, выступает в роли обратной связи, которая позволяет осуществить корректировку планов и способов их выполнения. Функция контроля имеет три основных аспекта: 1) установление определенных стандартов (целей и средств); 2) измерение и оценку действительных результатов; 3) принятие мер по корректировке средств достижения стандартов, либо самих стандартов.
Более полно функция контроля будет освещена во всех её аспектах в теме 11.
Итак, рассмотрение общих функций менеджмента как основных составляющих процесса управления позволяет проанализировать этот процесс как цикл, более того - как сложную систему циклов, как систему взаимодействующих орбит. Мы еще раз убедились, что функция координации – это центральная функция отношений менеджмента.
Таким образом, действие механизма менеджмента обеспечивается реализацией системы взаимосвязанных общих функций (координации, планирования, организации, мотивации, контроля), которые, взаимопроникая друг в друга, обеспечивают единство функционирования во всех плоскостях отношений менеджмента.
|
|
Центральной функцией отношений менеджмента выступает функция координации, которая в социально-экономической плоскости управленческих отношений тесно взаимосвязана со стимулированием, являющимся основой всего механизма менеджмента.
В заключение рассмотрения темы отметим, что отношения менеджмента – это многоплоскостная система. Все плоскости взаимопроникают друг в друга. Они образуют сложное сферическое взаимодействие, которое только для удобства анализа может быть расчленено на плоскости.
Базовой плоскостью, определяющей возможности достижения результатов организационно-управленческой деятельности с максимальной эффективностью, является социально-экономическая плоскость, в которой субъекты управления взаимодействуют в качестве экономических интересов.
1 Как мы полагаем, сделав такие выводы, К. Маркс тем самым теоретически открыл производственный эффект межличностного общения примерно на 60 лет раньше «хотторнских экспериментов» Элтона Мэйо.