Возникновение и сущность государства

Возникновение государства, его сущность, механизмы функционирования являются одними из сложных политологических проблем, которые важны с точки зрения развития общества и политической системы в целом. Это связано с концентрацией в государству всего комплекса экономических, социальных и политических интересов различных социальных групп, а также противоречий, возникающих между ними. В первобытном обществе не существовало ни государства, ни какой-либо политической системы. Проблемы, которые возникали, в том числе противоречия между членами общества, решались чаще всего силой авторитета племенных главарей и на основе диких обычаев. Однако дальнейшее развитие общества потребовал адекватного и однозначного решения многих общих дел, в том числе защиты от внешних врагов, охраны собственности и т.п..

С распадом первобытных общин и крепких родоплеменных связей возникла потребность в создании специальных организационных структур и органов управления в рамках общественной жизни определенной выделенной сообщества. Одновременно с появлением рабовладельческого общества происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорению которой способствовала появление общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы и слои со своими специфическими интересами и погребами.

С появлением частной собственности появилась настоятельная потребность в создании эффективного механизма урегулирования взаимоотношений между различными общественными группами и в защите отношений частной и коллективной собственности.

Существует множество различных подходов и теорий относительно происхождения государства:

1. Патриархальная теория. Согласно этой теории государство произошло от семьи, разрослась. Разрастание семьи происходило за счет механического сочетание родов в племена, племен в большие сообщества, вплоть до государственных образований. В таком государстве роль отца выполняет монарх, роль детей – его подданные. Задачей монарха является забота о своих подданных, которым, в свою очередь, принадлежит ему подчиняться. Представителями этой концепции были древнекитайский мыслитель Конфуций, древнегреческий философ Аристотель, древнеримский мыслитель и политический деятель Цицерон, английский ученый XVIII в. Р. Филмер.

2. Теократическая теория. Данная теория утверждала божественное происхождения государства. Ее истоки находятся в древних источниках Ближнего и Дальнего Востока. Обоснование постулатов этой теории на протяжении веков поддерживало абсолютную власть правителей, в том числе представителей клира, необходимость безусловного выполнения их решений.

3. Теория насилия. Государство возникает в результате завоевания и порабощения слабых групп и сообществ более сильными и более организованными, в частности подчинение земледельческих племен воинственными кочевыми племенами. Вследствие этого победители основывают особый институт - государство, в состав которой входят органы управления побежденными.К представителям этой теории принадлежит австрийский ученый Л. Гумплович.

4. Договорная теория. Эту теорию также называют теорией общественного договора. Она исходит из постулата, указывающий на то, что главным фактором возникновения государства является склонность людей к согласованным действиям, которые привели к заключения ими соглашения о сознательное самоограничение собственной свободы и прав на пользу общих интересов и безопасности совместного сосуществования. Договор заключается между правителями и подданными с целью организации и упорядочения общественной жизни. В этом смысле государство начинает выступать в роли органа всеобщего примирения людей, естественным состоянием которых является конфликт. На этих позициях стояли такие ученые как Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидрои другие.5. Марксистская теория. Государство возникает в результате раскола общества на классы и появления частной собственности. Данный раскол произошел вследствие разделения труда. Сначала, в первобытном обществе существовали общинная собственность, общие труд и хозяйствования. Равноправное отношение членов первобытной общины к орудий труда приводило коллективные принципы сосуществования.

Впоследствии разделение труда, а именно выделение земледелия от скотоводства, вызвал передачу собственности от родителей детям. Была создана крестьянская община, основанная на частной собственности, что привело к экономическому неравенству, усиление власти вождей и приобретение признаков ее наследственности.

Раскол общества на две противоположные социальные группы стал причиной, по мнению сторонников классового подхода, возникновения определенной организации -государства, которая была инструментом в руках имущих классов для дальнейшего угнетение бедных слоев. Поэтому апологеты марксистской теории, частности В. Ленин, определяли государство не только как институт политической системы, осуществляющий управление обществом, но и как институт классового господства и машину для угнетения одного класса другим.

Племенная организация общественной жизни является стадией, переросшая в государство. Именно племя, оседлое на определенной территории, становится организацией государственного типа. Одним из критериев государственной организации, заменившей племенной союз, является понятие народа, а не племени. В государстве исчезает разделение населения на отдельные роды, которые вели свое начало от общих предков. Впоследствии основой принадлежности к определенному государству становится постоянное пребывание на ее территории независимо от происхождения, от племени, которое первым освоило эту территорию. В отличие от старых родовых и племенных признаков, государство объединяет своей властью все население. Общий язык, культурные черты, историческая традиция объединяют потомков отдельных племен в общее целое.

Момент осознания принадлежности к этому общего, рождаясь на определенном этапе развития данного общества, становится фактором, объединяющим общество и поддерживает постоянство его существования. История становления и развития государства представляет собой сложный, многогранный процесс, который протекает своеобразно в разных регионах земного шара. Однако, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства в основном совпадает у большинства народов.

В процессе развития человеческого общества изменялись исторические типы государства. Цивилизационного тенденцией развития государства является постепенное превращение государства в орган отражение общих потребностей и интересов всего общества в целом. Тип государства определяется типом производственных отношений, экономической базой общества, интересами тех или иных классов. Основными принципами эволюции типов государств является коренное изменение формы правления, государственного устройства,полный переход от одного общественного строя к другому.Исторически первым типом государства была рабовладельческое государство. Онапредставляла собой неограниченное диктатуру рабовладельцев, отражала и защищалаих интересы. В данном государстве рабы не признавались за людей, им отводиласьроль так называемой особой породы животных.Вторым историческим типом государства была феодальное государство.

В сравнению с рабовладельческим она была значительно сложнее. Это, прежде всего,касалось аппарата управления, процесса судопроизводства и т.п.. Феодальное право,имея крепостных за неполноценных людей, защищало привилегии одних состояний ипочти полное бесправие других. Однако феодал не имел права распоряжать сяжизнью крестьян. Это было уже шагом вперед в рамках общественного развития.

Средневековья и начало Нового Времени, в частности для европейских стран,были периодами усиления и централизации государственной власти. Основой этого процесса были постепенное устранение феодальной раздробленности, ликвидацияполицентризма власти, объединения провинций вокруг единого центра.Вследствие постепенных преобразований феодального общества возникаеттретий тип государства - буржуазный. Он характеризуется возникновениемгосударственно-территориальной организации общества с упорядоченным государственнымаппаратом управления, имел свойственные ему служебные отношения и функции, которыепришли на смену вассальным связям, отношениям личной зависимости.Появление буржуазного государства стала значительным продвижением человечества на путипрогресса. Она явилась фактором ликвидации сословности, появления конституционногоправа, регламентирующего права, свободы и обязанности граждан, в частностипринципа разделения функций власти на законодательную и судебную,Итак, что такое государство и в чем заключается ее сущность? Государство - этоособая форма человеческого сообщества, которая обладает суверенитетом и имеет определеннуюструктуру и организацию политической власти и управления социальнымипроцессами на определенной территории.Сущность государства как базового института политической системы заключается вналадке и благоустройстве жизнедеятельности общества в целом иосуществлении политической власти избранной частью населения в социально-неоднородном пространстве с целью удовлетворения общесоциальных потребностей,обеспечения целостности и безопасности общества.К важным характерных признаков и элементов государства относятсяследующие:1. Суверенитет. Означает независимость государства во внешних иверховенство во внутренних делах. В государстве существует верховная политическая власть,которая принимает все решения, которые являются обязательными для исполнения каждым членомобщества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельныхполитических сил.2. Территория. Представляет собой физическую, материальную основу государства, егопространственную сущность. Государственная территория - часть суши, недр,воздушного и водного пространства, на которой действует власть и законы данного государства.Государство должно заботиться о территориальной целостности и суверенитете.3. Наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих властныеполномочия. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебнойветвей власти, силовые структуры: армия, органы охраны правопорядка, службыбезопасности.4. Наличие права, которое закрепляет систему норм, санкционированныхгосударством (законов и других нормативно-правовых актов), которые являются обязательнымидля выполнения всеми субъектами общества.5. Право устанавливать и собирать налоги с населения. Налоги являютсянеобходимыми для материального обеспечения государственной политики: экономической,социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата играждан, которые не производят материальных ценностей и существуют за счетбюджетных средств.Определение признаков и элементов государства имеет не только теоретический, но иважный практический смысл. Они позволяют не только отличать государство от129других общественных организаций, но и видеть в ней необходимую форму существования иразвития сообществ в современной цивилизации. Государство является субъектом международногоправа. Только наличие государственных признаков и атрибутов позволяет ей быть таковыми наделяться соответствующими правами, обязанностями и полномочиями.Место и роль государства в политической системе общества, а также ее сущностьопределяются ее функциями.Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.К внутренним функциям государства относятся следующие: политическая,организационно-управленческая, культурно-воспитательная, правоохранительная, экономическая,социальная, экологическая, национально-интегративная, демографическая.1. Политическая функция. Связана с сохранением и укреплениемполитического строя, существует, и социально-политической структуры общества, собеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическимипартиями, общественными институтами, разработкой программных целей и задачразвития общества, проведением политического курса, отвечающегоинтересам государства.2. Организационно-управленческая функция. Включает в себя осуществлениевластных полномочий и административного управления, имеет свое проявление ввыполнении решений, формировании и использовании кадров, осуществлении мер покоординации деятельности различных элементов механизма управления и контроля.3. Культурно-воспитательная функция. Содержит такие составляющие, как созданиедля удовлетворения культурных потребностей населения, развитие системы образования,предоставление возможности творческой самореализации и привлечения к мировымкультурных ценностей, выработка на этой основе высокой духовности игражданственности.4. Правоохранительная функция. Обеспечения правопорядка и законности,установление правовых норм, которых должны придерживаться все граждане ипредставители власти.5. Экономическая функция. Является одним из главных и заключается в организации ирегулировании экономических процессов, поддержании экономической стабильности исоздании стимулов для дальнейшего роста экономики. В современных условияхучастие государства в экономических процессах проявляется в разработке и осуществленииналоговой политики, предоставлении кредитов, использовании долгосрочногопланирования и т.д..6. Социальная функция. Включает в себя следующие составляющие: удовлетворение потребностейлюдей в жилье, в работе, развитие сферы здравоохранения, предоставления социальныхгарантий слабозащищенных слоям населения, разработка специальных программсодействие как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.7. Экологическая функция. Заключается в мероприятиях по защите окружающейсреды, в контроле и оптимизации использования природных ресурсов, атакже в выработке механизмов влияния на частные компании промышленногосектора экономики с целью улучшения экологического состояния.8. Национально-интегративная функция. К ней относится обеспечениеусловий для сохранения и развития национальной самобытности представителейразных национальностей, проживающих на территории государства, а также130выработки у них чувство единой родины.9. Демографическая функция. Заключается в проведении специальных мероприятий,направленных на создание устойчивых количественных и качественных параметроврепродуцирования населения, которые отвечают долгосрочным интересамразвития общества.К внешним функциям государства относятся дипломатическая и военная.1. Дипломатическая функция.К ней относятся следующие составляющие: установление тесных и стабильных связей сдругими государствами и международными организациями в различных отрасляхжизнедеятельности общества на принципах партнерства и сотрудничестватакже защита интересов государства на международной арене.2. Оборонная функция.Включает в себя такие компоненты, как защита государства от внешнихпосягательств, сохранение независимости и территориальной целостности государства, участиев миротворческих и антитеррористических мероприятиях в рамках реализации принциповколлективной безопасности и действий по повышению международной стабильности.Важнейшими аспектами развития современного государства является ее социальные иправовые составляющие.Правовое государство - это государство, в котором не только провозглашаются, но иобеспечиваются права и свободы личности, реализуется принцип взаимногоответственности и всех, кто вступает с ней в отношения.Основными признаками правового государства являются:верховенство права;соответствие закона праву;формальное равенство всех граждан перед законом.Социальное государство - это государство, которое может обеспечить гражданам достойныйусловия жизни, труда, социальная защита, возможности для самореализации.


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: