Проблемное поле - совокупность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связанных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри - или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.
Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики социально-культурной деятельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.
Основу категории «содержание» социально-культурной деятельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.
Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно связанная с реализацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга.
|
|
Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого «проблемного поля», в содержание которого в контексте нашего предмета включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжируются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.
Необычайное разнообразие проблемных полей, характеризующих состояние и перспективы развития сферы культуры, образования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном проектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культуры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности «Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций.
В рамках единого социально-культурного пространства (в контексте нашего предмета - проблемного поля) все проблемы характера проявления можно подразделить на две типологические категории: личностные и социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, социально-психологические), отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сферы).
|
|
В проблемное поле входят личностные (по преимуществу социально-психологические) и отраслевые (по преимуществу социально-культурные) проблемы.
Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные граждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населения, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели - структуры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспечения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирования.
Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие:
1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям;
2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско-ординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы;
3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования;
4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналистов, населения;
5) снижение социального статуса и профессиональной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.
Между обеими группами проблем - личностными и отраслевыми - существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Нерешенность отраслевых проблем существенно обостряет личностную проблематику.
17.Понятие "принципа" в теории.Характеристика общих принципов СКД
Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.
В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, изменяющимися потребностями и интересами людей.
К общим принципам социально-культурной деятельности относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. - нацелен на учет такого важного фактора, как понятие педагогическая закономерность. Универсальным характером обладает принцип личностного подхода - предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.
|
|
Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.
Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:
-принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;
-принцип единства и преемственности культурно-исторического,
-социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
-принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.
|
|
18. Понятие "принципы" в теории.