Характеристика специфических принципов СКД

Принципы – это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли существуют различные подходы, и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа, и свои принципы.

Специфические принципы – неразрывная связь СКД с жизнью, практическими задачами ре­формирования нашего общества. Основное содержание социально-культурной деятельности возрождение духовного наследия предше­ствующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач.

Осуществление принципа связи социально-культурной деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.

Первое - целенаправленность социально-культурной деятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей.

Второе - конкретность социально-культурной деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в соци­уме, решая ежедневно присущие только ему задачи.

Третье - оперативность. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое. Очень важно вовремя ин­формировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяс­нить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты насе­ления.

Четвертое - непрерывность процесса социально-культурной деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически прово­димая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.

Поскольку социально-культурная деятельность строится на добровольных началах, для привлечения посетителей административные методы воздействия неприменимы, да и возможности оказания морального влияния весьма ограниченны. Люди идут в учреждение культуры в силу потребности, внутренних мотивов.

Социально-культурная деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны.

Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм социально-культурной деятельности.

В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и за­просами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески.

Учреждения культуры располагают большим арсеналом различных выразительных средств, форм и методов деятельности.

Важнейшим принципом СКД является дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию социально-культурной деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно-досуговых программ.

Принцип дифференцированного подхода при организации культур­но-досуговой деятельности предполагает прежде всего необходимость учета специфики труда и профессиональных интересов различных групп населения.

Интересы и запросы различных возрастных групп на­селения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возраст­ные особенности населения.

Дифференцированный подход необходим и по половым признакам.

Чтобы СКД строить дифференциро­ванно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне из­учать и знать свой социум, его особенности, нужды и запросы.

Одним из важных принципов социально-культурной деятельности является опора на самодеятельность людей. Этот принцип означает наличие в учреждениях культуры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей.

Деятельность учреждения культуры направлена на людей и предполагает их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов.

Принцип индивидуализации становится самостоятельным в социально-культурной деятельности, приобретает важное значение в ее понимании.

Процесс функционирования СКД в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании лич­ностью своей социальной сущности, а вторая - способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которо­му она получает возможность самосовершенствования согласно соб­ственным природным задаткам и общественным потребностям.

Особенно ценным является принцип доступности в социально-культурной деятельности, который осуществляется на основе учета пси­хологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-демографических и социально-психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мо­тивации личности.

Одним из принципов социально-культурной деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей социально-культурной деятельности, выстраивается ее си­стема, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение.

Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: от соответствия за­нятий уровню интересов и способностей; от временной продолжитель­ности и от схемы переключения с одних занятий на другие, оттого, в систему каких предшествующих и последующих занятий оно включено.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраи­вание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению социально-культурных задач - не частных, на методическом уровне (как-то: развитие читателя или зрителя, воспитание эстетических или каких-то иных ка­честв личности), а более общих и принципиальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: