double arrow

Собственность, как экономическая категория

Что представляет собой собственность? Интуитивно всякий взрослый человек понимает, что это такое. Наиболее распространенный ответ на этот вопрос на уровне обыд. экит. предст.: собственность – это все, чем я владею. Собственность – это чье-либо богатство. Существует и изв. определение собственности, принадлежащее фрац. Крутону: собственность – это кража. Во всех этих определениях есть немалая доля истины, но не вся. Дело в том, что в этих разных взглядах на первый план выдвиг. отнош. чел. к вещи, т.е. матер. благу, но прав. ли это, явл. ли понятие собств. отнош. чел. к вещи, т.е. живой к неживой материи.

Для лучш. уяснения пробл. собств. использ. мет. Робинзон. Допустим, что Робинзон один живет на необитаемом острове и присваивает дары природы, может ли он сказать самому себе: «Это вся моя собственность»?

Очевидно, чтобы Робинзон мог воспринять всю окр. его как «моё» нужно появление еще одного человека (Пятница). Вывод: Собственность – это не просто отнош. чел. к вещи, это отнош. между людьми по поводу вещей.

Традиционно в советской экономической литературе принято было считать, что только Маркс раскрыл катег. собств., как отнош. между людьми., и что только Маркс поним. присущ. такая трактовка собств. Несомненно, Маркс внес огромный вклад в разработку соц. эк. содерж. собственности. Однако и из определения Прудона следует, что собственность – это отношение между людьми. Потому что украсть один и др. человек на позиц. собств., как отнош. между людьми стоят и др. зап. эк. Однако эк. содерж. собств. невозм. раскрыть только через констатацию того, что мат. благо кому-то принадлежит.

Понятие эк. сод. собственности можно только через анализ всех производственных отношений данного общества. Эти отношения включают в себя отнош. произв., отношения обмена, отношения распределения и отношение потребления. Особую важность для понимания проблемы экономической реализации собственности и сущн. имеет способ соед. непоср. произв. средство сред. произв. Именно этот способ определяет различные исторические типы собственности (в рамках формац. подхода – к анализу соц. эк. разв. 1) соед. посред. насилия одного чел. над др.: рабовл. и в знач. степен. феод. тип собств. 2) Соед. при помощи отнош. купли-продажи раб. силы (капит. тип собствен.). Однако формац. подход не позвол. дать классификацию иным способом соед. непоср. произв. средство сред. произв., которые имеют место).

Собственность как экономическая категория, может быть понятна понята и раскрыта лишь через всю систему производственных отношений между людьми. Нельзя не согласиться с Марксом, когда харак. возник. и содерж. собствен. на землю. Он отлич. «изолир. индивид совершенно также не мог бы иметь собственность на землю, как он не мог бы и говорить».

Различают собственность частную и общественную. Собственность получает не только экономическую, но и правовую реализацию. Согласно одному из опред. использ. в зап. жк-коммерческие и юр-коммерческой лит. частная собственность реализуется через 11 прав собственности:

1. Право владения, т.е. право исключения физиеского контроля над благами

2. Право пользования, т.е. право применения. полезн. свойств благ для себя

3. раво управл., т.е. право решать кто и как будет обесп. использ. благ

4. Право на доход, т.е. право обладать рез. от использования благ

5. Право свободы, т.е. право на отчужден., потребл., измен., или уничтож. блага

6. Право на безопасн., т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда средство стороны внешней среды

7. Право на перед. благ в наследство

8. Право на бессрочн. обладание благом

9. Запрет на использ. способом, наносящ. вред внешней среде

10. Право на ответствен. в виде взыскания, т.е. возм. взыск. блага в уплату долга

11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов обеспеч. восстановл. наруш. правомочий.

Итак, подводя итог сказанного можно заключить – теор. анализ категор. собствен. показывает, что собствен. выраж. собой совокупн. как правовых, так и экономических (объективн. отнош. в общ.) Эк. и юрид. содерж. собствен. взаимосвяз. и взаимод. обусл. между ними действ. образно говоря зак. сообщ. сосудов, в силу чего собств. явл. одновр. катег. и эк. и катег. права. Однако в этом ед-ве опред. значении принадлежит эк. стороне собств., если собствен., то она остает юрид. фикции. Сама же эк. реализ. собствен. осущ. через произв. отнош. или говоря конкрет. через те или иные формы хоз. предприним. Дея. С др. стороны юрид. форма собствен. не есть только пассивный рез. пр-ва, она оказ. активн. влиян. на произв. ускоряя или замедляя его разв., без юрид. опред. облад. сред. пр-ва никто не сможет польз. сред. пр-ва и произв. продук., оэтому юрид. нормы права собствен. явл. формой конкретизации экономических отношений.

2. Предприниматель: сущность и принципы.

Становление и укрепление рыночных отношений предполагает всемерное развитие предпринимательства при законодательном обеспечении его условий, гарантий и ответственности. Предпринимательство - движущая сила рыночной экономики. Или предпринимательство – это особый тип хозяйствования.

Предпринимательство развивается на основе определенных принципов, правил и норм хозяйственного поведения. К ним относятся:

1) честность и соблюдение законов.

2) обеспечение наивысшего качества продукции и норм безопасности труда.

3) отказ от ложной или неточной информации при рекламе своей продукции.

4) справедливое отношение к рабочим и служащим.

5) соблюдение всех финансовых и производственных обязательств.

6) защита окружающей среды.

7) участие в социально-экономическом развитии своего региона.

8) отказ от подкупа и взяток.

9) доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о деятельности компании.

Для понимания сущности предпринимательской деятельности важно также выяснить, кто является ее субъектом. Очевидно, что предпринимателем может быть лишь тот субъект хозяйствования, который является полноправным собственником средств производства и результатов производства. Без этого нет ни экономической свободы и инициативы, ни материальной ответственности. Поэтому неправомерно относить к предпринимателям управляющих (менеджеров) частных или коллективных предприятий, если они не являются их собственниками в полной мере или частично (на паях).

Управление является одной из функций предпринимательства. При определенных условиях предприниматель-собственник может передавать ее специальным лицам - профессионалам, но какими бы при этом широкими полномочиями управляющий не был наделен, его возможности, инициатива и риск ограничены. Он всегда будет субъектом, распоряжающимся чужой собственностью, выполняющим работу по поручению с материальной ответственностью, чаще всего не превышающей размеры оплаты труда. К самому предпринимателю предъявляются самые разнообразные и высокие требования:

1) постоянное повышение своего профессионального уровня.

2) критичность в оценке своей деятельности, умение признавать свои собственные ошибки.

3) оптимизм.

4) независимость.

5) умение нач. и вести дело, генерировать идеи и инициативы и использовать.

6) готовность к инновации (новш.)

7) быть способным к риску и преодолевать сопротивление среды.

8) обоснованность принимаемых решений.

9) поддержание хороших отношений с коллективом.

10) забота о подчиненных.

11) допустимость компромиссов.

12) способность совершать действия в наиболее благоприятное для них время.

13) терпеливость при достижении целей.

14) гибкость.

Существуют 2 типа предпринимательской деятельности, которые коренным образом различаются по своему содержанию:

Первый основан на концепции сбыта. Суть его в увеличении максимальной прибыли за счет всемерного стимулирования сбыта продукции и услуг. Одной из наиболее распространенных форм этого типа является арбитраж. Он представляет собой коммерческую деятельность, направленную на получение прибыли путем приобретения товаров на одном рынке по одним ценам с последующей их реализацией на другом рынке по более высоким ценам (спекуляция).

Второй тип предпринимательской деятельности основан на концепции маркетинга. Его основная идея - это ориентация хоздеятельности на выявление запроса конкретного потребителя. В предпринимательской деятельности этого типа значительное место отводится системе мер по выявлению реальных и потенциальных запросов потребителя. Главная цель здесь - не получение сиюминутной выгоды, как при концепции сбыта, а стабилизация положения на рынке, расширение числа потребителей своей продукции, и создание условий для длительного извлечения прибыли.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды необходимы условия:

1) Наличие прав собственности на средства производства, его продукт и доход

2) Наличие экономической самостоятельности (выбор формы хозяйственной деятельности, источника финансирования, доступ к ресурсам, сбыт продукции, установление цен и т.д.

3) Рыночно-конкурентный режим хозяйствования

4) Благоприятный психологический климат среди населения в отношении к представителям бизнеса

5) Правовая защищенность предпринимателя

6) Государственная поддержка предпринимателя в области финансирования и материально-технического обеспечения, а также в налоговой политике.

2. Многообразие форм предпринимательской деятельности и виды предприятий.

На основе многообразия форм собственности и типов предпринимательства в рыночной экономике функционируют малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества и ассоциации, общества с ограниченной ответственностью, коллективные предприятия, кооперативы, совместные предприятия, и зоны свободного предпринимательства.

Предприятие – это первичное звено в системе общественного разделения труда, в котором осущ. процесс производства материальных благ и услуг, формирование экономических отношений, реализ. экономические интересы субъектов хозяйствования. Предприятие выполняет ряд функций: удовлетворяет потребность в определенных видах продукции и услуг, и максимизация дохода (прибыли). В отдельные периоды деят. у предприятий могут появляться краткосрочные лог. цели: рост или сокращение объемов производства, реконструкция предприятия, обновление продукции и др.

В условиях рынка эк. стратегической долгосрочной целью предприятия является максимизация дохода, такие предприятия называются коммерческими. В определенных условиях в эк. системе общества могут ф-вать предприятия с целями отлич. от максимизации дохода – некоммерческие предприятия. Как правило, ими являются, как правило, некоторые государственные предприятия, которые создаются для обеспечения занятости, выполнения ряда общественных работ, оказания социальных услуг населению (городской транспорт, предприятия в сфере образования и здравоохранения и т.д., а также предприятия, создаваемые различными благотворительными фондами и общественными организациями). Важнейшим признаком предприятия, отличающим его от других звеньев экономики, является его экономическая обособленность. Это проявляется в следующем:

1) в обособлении ресурсов предприятия и их самостоятельном движении в процессе воспроизводства.

2) в возмещении затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности за счет собственных средств и др.

3) в наличии лок. цели хоз., отлич. от целей др. звеньев эк. и общества в целом.

Осн. эк. обособлен. составл. разгранич. собств. на средства произв. и рез. произв. разных предп.

Эк. обособлен. предполаг. эк. самостоят. или возможн. опред. что, как и для кого произв. в соврем. эк. системах общества ф-руют разл. виды предприятий. В зав. от размеров: малые, средние и крупные. По формам собственности - на частные, коллективные и государственные. От того, в какой сфере деятельности предприятия функционируют, их можно подразделить на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, строительные, связи и т.д. По целям деятельности предприятия делятся на:: коммерческие и некоммерческие.

Малые предприятия - это предприятие любой формы собственности, небольшие по численности работников и объему продукции, имеющее юридическую самостоятельность, свой расчетный счет, баланс и работающие на основе коммерческого расчета и самоокупаемости.

Малое предприятие создается на основе учредительного договора предприятием или организацией с целью производства определенных видов продукции, работ или услуг. Малые предприятия необходимы в первую очередь в производстве одежды, обуви, в розничной торговле, в строительстве, в науке и научном обеспечении в непроизводственной сфере. Они способны вовлечь в производство местные сырьевые ресурсы, эффективно решать проблему использования отходов производства и вторичного сырья, обеспечивая не только выпуск дополнительной продукции, но и оздоровление окружающей среды. Материально-техническое снабжение малого предприятия может осуществляться через предприятие-учредитель и систему оптовой торговли. При необходимости малые предприятия могут закупать материально-сырьевые ресурсы через розничную торговлю или непосредственно у населения. Кроме выполнения программы, предусмотренной учредительным договором, малые предприятия могут самостоятельно заключать договоры со сторонними предприятиями и организациями, как на производство продукции, так и на выполнение работ и услуг. Реализация продукции осуществляется по государственным ценам и тарифам, а также по договорным ценам. Прибыль малых предприятий подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством. Среди малых предприятий со временем может получить развитие венчурный бизнес – это не что иное, как рисковая деятельность, в процессе которой создаются новые или улучшаются традиционные продукты, услуги, технологические процессы. В последующем венчурные фирмы могут сами развертывать производство или продавать свои результаты крупным компаниям. Венчурный капитал наиболее распространен в США и Японии. Создание венчурной фирмы предполагает наличие трех компонентов:

1) идеи нововведения (нового продукта, технологии, услуги)

2) общественной потребности и предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму.

3) рискового капитала для финансирования этих фирм.

Различают 2 организационные формы венчурных групп: при так называемых внутренних венчурах выбор приоритета происходит внутри фирмы. Здесь организуется сквозная бригада, группа, возглавляемая автором проекта, который сам ведет кадровую политику. Фирма также предоставляет в его распоряжение все необходимые средства и оказывает ему всестороннюю помощь.

Второй формой венчурной организации являются венчурные фирмы как таковые. В этом случае инициатор венчура уходит из компании и организует отдельную небольшую юридически независимую фирму. Венчурные группы финансируются или той корпорацией, где родился венчур, или сторонним венчурным капиталом, создаваемым фирмами, специализирующимися на финансировании венчурных групп.

Арендные предприятия. Суть аренды состоит в передаче собственником арендатору на определенный период за определенную плату по договору часть природных ресурсов или имущества для хозяйственной или иной деятельности. В аренду могут передаваться:

1) земли и др. природные ресурсы.

2) предприятия (объединения) производства, цехи как единые имущественные комплексы производственных фондов и др. ценностей.

3) отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности.

Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью. Расчет арендатора с арендодателем происходит в виде арендной платы, размер которой оговорен в договоре аренды.

Кооперативы являются добровольной организацией граждан на основе членства и соединения их денежных, материальных и др. ресурсов для совместной производственной или иной деятельности. Возможны также аренда имущества и кооперативом.

Наибольшее распространение получили кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские. Производственные кооперативы создаются и действуют для производства товаров народного потребления, в строительстве, в бытовом, в медицинском, научном обслуживании и иных областях хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы удовлетворяют потребности своих членов и других граждан в торговом, бытовом обслуживании, в жилище, дачах, социально-культурных и других услугах.

Акционерное общество. Акционерным является общество, имеющее уставной фонд, разделенный на определенное число акций, равной номинальной стоимости и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Организация акционерной деятельности должна осуществляться в соответствии с национальным законодательством. В странах с развитой рыночной экономикой на долю АО приходится 40% акцион. капитала. Акции, выпускаемые акционерным обществом, представляют собой ценные бумаги, свидетельствующие о внесении известной суммы денег в капитал АО и дающие их владельцам право на получение дохода в виде дивиденда. Акции, по которым регулярно выплачиваются фиксированные дивиденды, называются привилегированными, они не дают права голоса и при ликвидации АО владелец таких акций в первоочередном порядке получает часть выручки от распродажи имущества. По обычным акциям с правом голоса доход акционеры получают в зависимости от прибыли. Доход от акции не должен быть меньше уровня инфляции.

АО бывают двух типов: закрытые, когда акции обращаются только внутри данного АО и не контролируются на фондовой бирже, и открытые - когда акции обращаются на рынке ценных бумаг.

Курс акций зависит от величины дивидендов, перспектив АО, его конкурентоспособности, технического уровня производства, величины и престижности полученных заказов.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров, которое определяет основные направления деятельности общества, избирает и отзывает членов наблюдат. совета, членов исполнительного органа, ревизионной комиссии, утверждают годовые отчеты о деятельности общества и определяют условия оплаты труда должностных лиц. Ключевые позиции в АО занимает тот, кто владеет контрольным пакетом акций (КПА). КПА – это доля акций, обеспечивающая их владельцам фактическое господство в АО. Контрольный пакет акций сосредоточен в руках крупного фин. капитала, которые ч/з систему участия выступают полновл. хозяевами АО и в том случае, когда контрольный пакет акций 20-30%, а иногда всего несколько %, хотя формально должен составлять свыше 50%.

Совместные предприятия. Развитие совместного предпринимательства - одна из тенденций международных экономических отношений. В ее основе лежит стремление партнеров к объединению научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, управленческого опыта в целях максимального снижения издержек производства, быстрого освоения передовых технологий и новых видов продукции, расширение рынков сбыта, гарантированного получения необходимых товаров, уменьшение риска в производственной и коммерческой деятельности.

Возможны следующие типы совместных предприятий:

1) СП научно-исследовательского характера.

2) СП производственного характера.

3) закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на пред. зарубеж. партнер.

4) сбытовые СП, создаваемые в целях освоения новых рынков сбыта, как в странах местонахождении совместных предприятий, так и в 3-4х странах .

5) комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.

Активное включение в международные экономические отношения трудно осуществлять одновременно на территории всей страны. Некоторые регионы более подготовлены к совместному предпринимательству по сравнению с другими. В силу этого в рамках таких регионов созданы специальные экономические зоны свободного предпринимательства. Главная цель их создания - повышение конкурентоспособности национального производства и увеличение притока валюты. Как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций сокращение затрат на преобразование импортной продукции и т.д. Развитие таких зон отражает и тенденцию к экономической самостоятельности регионов той или иной страны, повышению роли внешнеэкономического фактора в ее социально-экономическом развитии.

Модели перехода к рынку в зарубежных странах

Мировой опыт свидетельствует, что существует множество вариантов рыночного хозяйства. Проще говоря, сколько стран с рыночной экономикой, столько и ее моделей, хотя все они имеют общие принципы и условия формирования и функционирования рынка. Вместе с тем модели перехода к рынку и само его функционирование имеют существенные различия. Эти различия зависят от экономических, политических, социальных, демографических и географических условий. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть наиболее типичные модели рыночной экономики и опыт его функционирования. Это поможет использовать накопл. опыт и избеж. ошибок.

ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Французская модель характеризуется большим разнообразием экономических инструментов: стратегическое планирование, стимулирование конкуренции, регулирование и гибкая система налогообложения. Отличительная особенность этой модели – включение стратегического планирования в рыночный механизм. Оно прошло несколько этапов: от жесткого государственного регулирования через индикативное основ. на демократ. принципах координац. взаимоотношений между государством и частным бизнесом и стратегическим планированием. Индикативный план включает несколько важнейших позиций и носит в основе рекомендательный характер. Главным его содержанием является обеспечение соц. пропорций в обществе:

1) уровня безработицы и инфляции

2) регулир. темпов роста заработн. платы

3) повышение профессион. ур-ня кадров

4) достиж. сбалансир. спроса и предлож.

5) обеспеч. высокого технолог. уровня произв. и др.

Госуд. выступ. также прямым заказчиком продук., работ и услуг. В основном это заказы на реш. соц. проблем, котор. прид. приорит. характер. Заказы стимулируют льготное налогообложение или ценообразование. Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем и прежде всего тех, которые составляют нужды общества в целом и имеют огромное значение для будущего страны. Так, он не решает проблемы соц. защиты населения, не обеспечивает проведение фундаментальных и приоритетных научных исследований, крайне слабо участвует в создании и развитии социальной инфраструктуры. Сближение национального рынка Франции с общеевропейским вызвало необходимость перехода от индикативного к стратегическому планированию. На основе стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу и решать такие вопросы, как:

1) на каких рынках лучше действовать;

2) какую технологию осваивать в первую очередь;

3) как обеспечить социальное единство страны;

4) на какой сектор экономики и общественные структуры при этом следует опираться;

Что же является объек. стратегического планирования?

1) укрепление национальной валюты и обеспечение занятости;

2) образование;

3) научные исследования;

4) социальная защита населения;

5) обустройство территории;

6) обновление государственных служб;

Каждое из этих направлений плана сопровождается соответствующим финансовым обеспечением. Планирование во Франции осуществляется генеральным комиссариатом по плану:

-частные предприятия не подотчетны перед ним, они не обязаны давать какие-либо сведения органам управления, кроме данных, содержащихся в декларации о доходах;

-о товарообороте, инвестициях и финансовых результатах;

В основе рыночных отношений во французской модели лежит конкуренция. Конкуренция оказывает прямое воздействие на качество продукции, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, издержки производства, цены приспособл., т.е. адаптацию предприятий к требованиям рынка и т.д.

Государство поощряет создание малых предприятий, как индивидуальных, семейных и групповых. Потому что они при относительно небольших инвестициях обеспечивают решение таких острых проблем, как занятость, повышение эффективности производства, ускорение освоения научно-технических нововведений. Большинство малых предприятий работают в режиме повышенного риска. Почти 90% из вновь образов. прогорают в течении первых пяти лет. Во избежание этого мелкому бизнесу во Франции оказывается помощь:

а) получение долгосрочных и краткосрочных займов;

б) предоставление налоговых льгот;

в) развитие системы гарантий и страхование кредитов;

г) обеспечение коммерческой информацией;

д) восстановление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства;

е) выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий;

ж) повышение квалификации управленческого персонала;

Государство осуществляет контроль за сделками крупных предприятий и фирм путем проведения их тщательной экспертизы на соответствие антимонопольному законодательству. Французская экономика предоставляет иностранным фирмам прямой доступ на внутренний рынок. Это упрочняет конкурентоспособность товаропроизводителей.

В основу управления процессом ценообразования положены: а) инфляция; б) конкуренция; в) баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.

Французские экономисты считают, что там, где есть конкуренция, там контроль за ценами не нужен, их формирование должно происходить свободно в ходе конкурентной борьбы. Вместе с тем, государство регулирует цены:

1) на все виды энергоносителей;

2) тарифы на общественный транспорт;

3) телефон;

4) проезд по автодорогам;

5) некоторые другие товары и услуги, если они производятся монопольными предприятиями, или у потребителей нет выбора вариантов.

Государство борется против заключения товаропроизводителями соглашений по уровню цен, препятствуя тем самым монополизации рынка и ослаблению конкуренции. Кроме того, государство контролирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и услуги, имеющие важное социальное значение. Государство контролирует оплату труда. Данный контроль осуществляется через систему налогообложения, соглашений по труду, установление прямой связи между оплатой труда и инфляцией. Работникам на многих предприятиях выплачивается ежегодная премия, но лишь через пять лет после начала работы на данном предприятии. В течении этого времени сумма вознаграждений зачисляется на специальный счет в банке, проценты по которому не облагаются налогом. Один раз в три года на основании соглашения по заинтересованности доходов работникам выплачивается премия, которая составляет не более полуторной тарифной ставки.

Французская модель использует механизм оплаты труда с учетом инфляции 2 раза в год - 1 марта и 1 сентября. Фонд оплаты труда увеличивается в зависимости от сложившегося уровня инфляции. Размер повышающего коэффициента согласовывается с профсоюзами.

Наиболее активным инструментом регулирования рынка является налоговая система., которая обеспечивает ежегодное поступление средств в национальный бюджет до 93%.

Законодательство о налогообложении обеспечивает необходимые экономические интересы государства и надежно защищает права налогоплательщиков. Налоговая система предусматривает строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на поступающие в местные бюджеты.

К центральным налогам относятся:

1) прогрессивный, подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль акционерных обществ;

3) налог на производство и реализацию нефтепродуктов, винных и табачных изделий и другие.

ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ.

Эта модель представляет собой социально-демократический вариант экономического и общественного развития, главной целью которого является улучшение жизни людей. Швеция - это капиталистическая страна, но она доказывает, что при капитализме возможны варианты стабильного социального развития с высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью.

Начало формирования модели относится к 1932 г. Элементы социализации общества имеются и в других странах, в Швеции же они выражены в более концентрированном виде и устойчивы во времени.

Шведская модель включает различные формы собственности: государственную, частную монополию, коммунальную, кооперативную и др.

Государственное регулирование экономических процессов не включает частный сектор, который развивается самостоятельно по законам конкурентной борьбы на потребительском рынке. Социальные задачи в стране реализуются на основе дифференцированной системы налоговых льгот. Уровень налогов в среднем около 60%, в то время, как в США и Японии - меньше 30%. Принцип прогрессивного налогообложения предусматривает изъятие из доходов от 10% до 70%. Такая политика привела к сокращению разрыва между доходами различных категорий наемных работников, и практически исключает существование в стране безработицы. Даже в кризисные годы безработица не превышает 1,5-2%.

Модель постоянно адаптируется к новым реалиям Европы и мировой практики. Она использует опыт интернационализ. экономики и общ. жизни и соврем. направление интеграции. Устойчивость модели объясняется высокой результативностью политики реформ. Соц.-демокр. модель аккумулировала нац. опыт, который отвечал интересам широких слоев населения на основе общественного равенства, при сохранении существующего строя и места страны в мировой системы. Следовательно, шведская модель отличается сильной социальной политикой, которая направлена на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Это создает благоприятные условия для воспроизводства высоко квалифиц. раб. силы как в мат., так и в немат. отраслях производства.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ.

Она построена на основе всемерного поощрения предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлимый уровень жизни за счет частичного распределения национального дохода. Задача достижения социального равенства вообще не рассматривается. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации. Они состоят в массовой ориентации на достижение личностью успеха, а также высоким уровнем экономического развития.

ЮЖНОКОРЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ.

Она сочетает в себе план и рынок, т.е. систему жесткого государственного планирования и рыночный механизм. На себя государство взяло те отрасли экономики, которые были неподъемными для частного сектора. Это производственная и социальная инфраструктура, энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение и т.д. Государственный план - индикативный.

Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции


Сейчас читают про: