Природные данные
Творчество в широком смысле слова понимается как созидание нового. Это созидание может быть осознанным и неосознанным, в живой или неживой природе. В неживой природе оно обусловлено действием различных сил, которые назовем творческими силами природы. Но, в первую очередь, понятие «творчество» относят к человеку, к его осознанной деятельности по совершенствованию окружающего мира.
Элементы творчества всегда имеются в обыденной повседневной жизни человека, а не только при решении им каких-либо специфических научных, технических и художественных задач. Все творческие достижения расширяют возможности человека. Но наиболее продвигает человечество вперед по пути роста его возможностей и могущества творчество в науке и технике.
Задатки творческих способностей имеются у любого человека, важно их вовремя развить.
Какие же приходные данные человека наиболее важны для творчества и как их развивать? Этими вопросами занимается наука - психология творчества. Она зародилась как наука созерцательная, основанная на описании процесса создания творений науки, техники, искусства, а также на самонаблюдении над этим процессом.
|
|
Появление экспериментальных подходов (анкетирование, тестирование, интервьюирование и др.) позволило более тщательно изучать разные стороны творческого процесса. Удалось выявить несколько существенных критериев творческих способностей человека [8, 10], к ним относятся такие, как:
V 1. Умение увидеть проблему. Проблема - это в общем смысле преграда, затруднение, неопределенность. Это ситуация, которая не имеет на данный момент времени решения. Увидеть, в чем главное, основное затруднение, не всегда легко, и требуется зачастую серьезный и глубокий всесторонний анализ ситуации, чтобы понять проблему. Необходимо помнить, что смотреть и видеть - это не одно и то же.
V 2. Быстрота, беглость рассмотрения ситуации, умение увидеть как можно больше сторон и связей в ней, т.е. системность мышления, легкость генерирования идей, способность предвидения. Каждый технический объект или процесс может использоваться для самых разных целей, и в этом смысле он многосторонен. Например, электрическая дуга - это и освещение, и сварка, и электроискровая обработка металла, т.е. она и светит, и греет, и механически обрабатывает.
Умение увидеть все стороны объекта и предвидеть их возможное применение - одно из важных качеств творческой личности. Развитое воображение и фантазия помогают генерированию новых идей. Различают три типа воображения:
- логическое, когда новое логически выводится из настоящего;
|
|
- практическое, когда новое создается на основе выявления недостатков технического объекта или процесса и их устранения;
-творческое, когда рождаются принципиально новые идеи, не имеющие аналогов в реальном мире, но опирающиеся на действительность, / 3, Гибкость мышления - способность быстро переключаться с одного класса явлений на другой, вовремя отказаться от неверной гипотезы или мнения, хотя при этом необходимо проявлять осмотрительность - достаточно ли оснований для перехода на новую точку зрения, здесь наиболее важно опираться на результаты опыта, эксперимента и проверенные факты.
Например, долгое время считалось, что введение компенсационной обмотки в тяговые двигатели приведет к росту их массы, но оказалось, что после внедрения в конструкцию двигателя этой обмотки его масса даже снизилась при значительном росте эксплуатационной надежности. Многим, выступавшим против внедрения компенсационной обмотки, пришлось изменить свою точку зрения.
Быстрота мышления определяется оперативностью памяти, ее готовностью «выдать» нужную информацию в нужный момент. Быстрота выдачи информации растет при частом ее востребовании, а также при правильной ее систематизации. Чех^ол^^, тем лучше систем
^его знания......
^Оригинальность мышления, отход от шаблона. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности и неожиданности решения.
Рассмотрим пример оригинального решения. Как известно [1], в асинхронных электрических машинах обмотки фаз обычно соединяются в «звезду» (возможно также соединение в «треугольник»), т.е. концы фаз соединяются в один узел. Если электрическая машина питается от преобразователя частоты и фаз, то для оптимизации его работы иногда (при большом напряжении питания двигателя требуется выполнение обмотки статора с двумя независимыми звездами, чтобы фазное напряжение на одной звезде было /2. Если мыслить шаблонно, то необходимо было бы на статоре выполнить две независимые обмотки. Но такое решение значительно повысило бы трудоемкость и стоимость изготовления машины. Было предложено необычное решение: катушки северных полюсов трёх фаз обмотки соединить в одну звезду, южных - в другую звезду, независимую от первой (рис. 1.1.). При этом конструкция катушек обмотки статора остается без изменений и выполняется как для обычной машины с одной звездой, только изменяется схема соединения катушек между собой.
Такое решение существенно упрощает конструкцию машин, выполняемых с двумя звездами.
Вероятность нахождения эффективного и оригинального решения значительно повышается, если уметь мыслить около проблемы, «боковым мышлением». Важно также уметь длительное время думать о проблеме; она должна стать целью деятельности человека, его доминантой.
Рис. 1.1. Схема обмотки статора асинхронного тягового двигателя, соединенной в две звезды (1,11):
N, S - соответственно северный и южный полюсы; О - нулевой провод или нулевая точка;
U,V,W - фазы обмотки статора;
U<p - фазное напряжение, В
5. Способность к перегруппировке идей и связей (игра идеями), а также способность к их оценке и доработке. Необходимо уметь на отдельных этапах работы уточнять и корректировать задачу, уточнять отдельные ее стороны, учитывать все, казалось бы, мелочи, дорабатывать все детали. Как писал Микельанджело: «Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь».
W V |
Например, такая мелочь, как заливка смолой головок болтов, крепящих сердечники полюсов к остову, устраняет
проникновение влаги к резьбе болтов и их ржавление, а значит, и преждевременный их выход из строя и замену.
6. Способность к абстрагированию и анализу. Абстрагирование - умение отвлечься от несущественных сторон предметов, явлений и выделить наиболее важные из них.
|
|
Необходимо также уметь свернуть мыслительные операции в емкие в информационном отношении символы. Как много информации, казалось бы, в простейших формулах,
например в формуле закона Ома I = —, означающей, что
R
значение тока в проводнике I пропорционально падению напряжения U на проводнике и обратно пропорционально его сопротивлению R.
Кодирование информации словами, цифрами, буквами, чертежами, рисунками позволяет ускорить решение многих задач.
В свое время буквенная символика, введенная в математику французским ученым Франсуа Виетом (1540-1603) не только для неизвестных величин, но и для величин данных, положила начало алгебре как науке о преобразовании выражений, а также введению такого понятия, как математическая формула.
Важным свойством творческой личности является умение анализировать, т.е. умение мысленно расчленить предмет или явление на элементы и изучить эти элементы. Чтобы глубоко понять работу технического объекта, необходимо понять, какие функции несут отдельные узлы и элементы и что произойдет при их изменении.
7. Способность к конкретизации и синтезу - это способность, в первую очередь, увидеть объект в целом, не дробя его; умение опознавать образы; способность к переносу опыта; навыки, приобретенные при решении одной задачи, применить по аналогии при решении другой; умение увидеть аналогию между различными объектами и явлениями, т.е. сходство каких-либо сторон и признаков этих объектов и явлений. Польский ученый С. Банах говорил, что просто математик - это тот, кто находит аналогию между утверж-
дениями, лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный - устанавливает аналогии теорий, а еще более сильный видит аналогии между аналогиями.
Синтез - это процесс, обратный анализу, заключающийся в мысленном соединении элементов объекта и изучении их связей.
8. Ощущение стройности организации идей и способность к их «сцеплению», т.е. к объединению новых идей со старыми, уже известными, что позволяет превратить информацию в настоящее знание, в часть интеллекта.
|
|
Кроме отмеченных особенностей мышления творческая личность должна обладать и другими, весьма важными чертами, такими как:
- желание найти новое, необычное;
- сосредоточенность и умение длительно удерживать внимание на каком-либо вопросе или проблеме;
- огромная воля и упорство;
- постоянный труд и увлеченность работой;
- большое воображение;
- смелость ума и духа, готовность к риску. Так, смелость нужна даже в том, чтобы доверять самому себе, своей интуиции и вопреки общепризнанному мнению отстаивать свою идею, выступая против мнения большинства.
§ 1.2. Роль профессионального образования и практики (опыта) в творческой работе
Практика, заключающаяся в освоении и преобразовании человеком объективной действительности, направлена на создание материальных благ. Одновременно она была и остается как средством познания окружающей действительности, так и критерием истинности этого познания.
Опыт - это проявление практики в форме чувственно- эмпирического знания как единства знаний и умений. Ум человека можно условно разделить на ум эстетический, социальный, рабочий и др. [14]. Рабочий ум - это главная разновидность ума. Он возникает в результате трудовой деятельности и проявляется при решении конкретных задач материального производства. Он - предтеча и источник всех остальных модификаций ума, поэтому приобретение трудовых навыков - одно из важнейших слагаемых умственного развития. Можно сказать, что ум рождается и крепнет в тру-' де, а глупость растет от праздности и безделья.
Специалист, имеющий большой жизненный и профессиональный опыт, быстрее находит решение технических проблем, часто по интуиции, без особых рассуждений и расчетов, как бы внезапно. Но интуиция - качество приобретенное; она - итог и результат ранее накопленного опыта, глубоких раздумий и умственной работы в прошлом. Интуиция почти никогда не посещает невежд и тунеядцев.
Однако приобрести необходимый опыт по всем техническим вопросам своей специальности одному специалисту практически невозможно. Поэтому суммирование опыта и знаний отдельных специалистов и коллективов специалистов по различным отраслям техники за все прошедшие годы в учебниках, монографиях, статьях позволило готовить специалистов соответствующего профиля в специальных учебно-образовательных заведениях (институт, техникум и т.п.). Как сказал А.С. Пушкин: «...наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
С прошлого века большинство стран мира пришло к выводу, что ведущим фактором социального и экономического прогресса является образование. Укрепилась роль образования как фактора, способствующего появлению серьезных и глубоких научно-технических идей, а также пришло осознание прямого влияния проектно-деятельной подготовки специалистов как на конкурентоспособность общественной продукции на мировых рынках, так и на благосостояние нации [15].
Знание играет основную роль в научно-техническом творчестве. От того, каковы качество и уровень знания, зависит и эффективность его использования. Дифференциация качества знания может быть представлена следующими 4 уровнями:
1. Знание на уровне знакомства с предметом, угадывания, опознания, отвечающее на вопрос «что это?»;
2. Знание, в соответствии с которым возможно выполнить работу по инструкции, по образцу, по приказу, отвечающее на вопрос «как?»;
3. Знание на уровне понимания сущности физических процессов, знание на память основных законов и умение их применять, умение делать выводы. Такое знание отвечает на вопрос «почему?»;
4.3нания на уровне, позволяющем специалисту творить, умение проводить самостоятельно теоретические и экспериментальные исследования, находить противоречия и пути их устранения, умение ставить новые задачи и предлагать варианты их решения.
Не вдаваясь глубоко в прошлое, можно сказать, что в наше время заканчивается индустриальный этап развития цивилизации, при котором опосредованным фактором отношений между людьми является материальное изделие. Для наступающего постиндустриального этапа характерна растущая роль организационных и информационных технологий. Первичными становятся такие факторы, как знание, опыт и ценностные ориентиры человека.
Основной недостаток естественно-научной картины мира на индустриальном этапе заключается в том, что в ней нет места этике, морали и нравственности. В результате имеем механистическо-детерминистскую картину мира, в которой решение задач однозначно и подчиняется принципу «пра- вильно-неправильно». Такая картина мира при переходе от его познания к целенаправленному преобразованию, т.е. к синтезу нового и реализации естественных творческих начал человека, при возникающей в этом случае необходимости выбора варианта из нескольких альтернативных, потребует, кроме технико-экономических критериев (полезность, эффективность, безвредность и др.), привлечения духовно- нравственных оценок. Т.е. решение человека становится зависящим от его духовности и системы ценностей. Отсюда вытекает вывод, что образование должно давать не только знания о мире и его законах, но и методологию преобразования этого мира. Такая постановка вопроса приводит к необходимости гуманизации и гуманитаризации научно-технического образования. Для этого уже недостаточно только театра и университетов, необходимо гуманизировать всю деятельность профессионалов, что потребует включения в на- учно-техническое образование науки о человеке и обществе, а также потребует формирования у специалистов системного мышления, т.е. единого видения мира без разделения людей на физиков и лириков, при условии встречного движения и сближения сторон. По-видимому, потребуется не только гуманизировать техническую деятельность, но, с другой стороны, и гуманитариям придется сделать шаги в освоении ценностей, накопленных в научно - технической сфере, и проведении некоторой технизации и математизации гуманитарных наук.
Жизненная стратегия творческой личности
Крупных изобретателей, ученых, инженеров отличает от рядовых огромная увлеченность своей работой, своими идеями, упорство в достижении определенной цели, которая иногда требует от них целой жизни.
Человек, увлеченный большой идеей, выбирает такие пути в жизни, чтобы осуществить свою идею, т.е. можно говорить о жизненной стратегии творческой личности [16, 17].
Наиболее отчетливо в области электромашиностроения такая стратегическая линия просматривается в жизненном и творческом пути выдающихся изобретателей, конструкторов, ученых, особенно XIX и начала XX веков, в период становления электромеханики как науки и возникновения электромашиностроения ic^k отрасли промышленности. Очень широко известны имена:
- английского ученого Майкла Фарадея (1791-1867), который впервые обнару^ил возможность использования электрической энергии для получения механической работы, создав модель - прототип современного электродвигателя;
-русского ученого Бориса Семеновича Якоби (1801- 1874), создавшего первый электродвигатель постоянного тока вращательного движения;
- югославского ученого Николы Тесла (1856-1943), обнаружившего возможность получения вращающегося магнитного поля Двухфазного тока и создавшего первый асинхронный двухфазный электродвигатель (практически одновре!яенно с итальянским ученым Га- лилео Феррарисом (1847-1897));
-русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Доб- ровольского (1862-19x9)^ гиганта электротехники, создавшего систему трехфазн0го тока, включающую разработанные им: трехфазный синхронный генератор; трехфазный асинхронный двигатель как с ко- роткозамкнутым ротором> так и с контактными кольцами; трехфазный трансф0рмат0р; первую в мире дальнюю электропередачу трехфазного тока. Им также предложено и дано глубокое теоретическое обоснование работы трехфазных систем при соединении обмоток звездой и треугольником. За прошедшие 100 лет принципиальные конструктивные решения, предложенные М.О. Долино-Добровольским, остались неизменными.
Все упомянутые ученые были всю жизнь верны идее внедрения электрической энергии в различные сферы жизни для получения полезной работы. Это была их жизненная стратегия, цель жизни.
В XX веке и в нынешне^ разработка электрических машин сосредоточена на специальных заводах со своими конструкторскими бюро и научно-исследовательскими лабораториями и институтами, в которых произошло разделение труда с ограниченным полем работы инженера. В этом случае жизненная творческая стратегия может состоять в углублении решаемых конкретных задач на отведенном пространстве. При этом, если есть желание и хватает времени, то возможно творчество и в более широком плане. Важно найти достойную цель.
Стратегию творческой личности практически можно считать программой ее самоорганизации и самосовершенствования. Стратегия предполагает наличие следующего комплекса качеств творческой личности и требований к ней:
1. Наличие достойной цели- значительной, новой и общественно полезной. Цели могут быть разнообразными: великими и традиционными, сложными и простыми, но они должны быть новыми для конкретной личности и быть положительными - направленными на развитие жизни.
Примеры великих целей: у М.В. Ломоносова - развитие науки в России, у Э.К. Циолковского - обеспечение выхода человечества в космическое пространство, у М.О. Доливо- Добровольского - создание наиболее экономичной системы преобразования электрической энергии переменного многофазного тока.
Цели могут быть и более скромными, но достойными и жизненно важными: например, усовершенствовать технический объект, сделав его более надежным и эффективным; поднять точность расчета электрических машин; вывести свой участок или цех из отстающих в передовые; автоматизировать проектирование и конструирование технического объекта.
Главное - иметь цель и работать для ее достижения упорно, постоянно, тщательно, добиваясь каждый день продвижения вперед, пусть даже не очень большого. Развитие человека происходит только в труде, особенно быстро, если дело по душе, а способности и творческая работа соответствуют друг другу.
Человек стоит столько, сколько стоит его дело.
2. Наличие комплекса планов, регулярный контроль за их выполнением. Планы должны быть реальными, а контроль - регулярным. Планы могут быть текущими и перспективными. По содержанию это могут быть планы: основной работы, изучения какого-либо сложного теоретического вопроса, план улучшения здоровья, разработки чертежей изобретения и т.п. В планах обязательно должно намечаться время их выполнения. Часто вместо плана может быть достаточно записать список текущих дел. За планированием нельзя забывать само дело.
3. Высокая работоспособность при выполнении намеченного.
Здесь важно в погоне за количеством ежедневной выработки не упустить качество работы.
4. Способность вести борьбу, отстаивая свои цели, «умение держать удар».
5. Результативность работы. О ней можно судить по частичным, промежуточным результатам: отсутствие положительных результатов должно побуждать к проверке и к уточнению целей, планов и используемых методов.
Остановимся несколько подробнее на методах и приемах самоорганизации поведения. Их в последнее время известно большое количество. Приведем кратко в качестве примера методику самоорганизации Л.И. Чернышова «Девять заповедей».
1. Не спеши критиковать недостатки, если не знаешь способов их устранения (не будь правдолюбом в кавычках).
2. Убедись в новизне твоего предложения.
3. Убедись в ценности предлагаемой идеи.
4. Убедись, есть ли условия для осуществления твоей идеи, если их нет, создай их сам, хотя бы в пределах своей работы (не будь Маниловым).
5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживающего и борьбы с ним нового, не требовались бы ни идеи, ни новаторы, то есть ты сам.
6. В стратегии будь максималистом, а в тактике - минималистом, тогда не остановишься на полпути ради сиюминутного успеха и избежишь разочарований.
7. Откажись от иллюзий. Никто не обязан делать твое дело за тебя, и будь мужчиной, не выклянчивай помощи. В ней нуждаются лишь утопающие, погорельцы и никак не могущие подняться сами. Идея - твое детище, и на тебе - главная ответственность за ее судьбу.
8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостатки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а атаки завершались победой.
9. Познай противников твоей идеи и их окружение, возьми в расчет их сильные и слабые качества, чтобы противников сделать нейтралами, нейтралов союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи.