Жизненная стратегия творческой личности

Природные данные

Творчество в широком смысле слова понимается как сози­дание нового. Это созидание может быть осознанным и неосоз­нанным, в живой или неживой природе. В неживой природе оно обусловлено действием различных сил, которые назовем творческими силами природы. Но, в первую очередь, понятие «творчество» относят к человеку, к его осознанной деятельнос­ти по совершенствованию окружающего мира.

Элементы творчества всегда имеются в обыденной по­вседневной жизни человека, а не только при решении им каких-либо специфических научных, технических и худо­жественных задач. Все творческие достижения расширяют возможности человека. Но наиболее продвигает человечес­тво вперед по пути роста его возможностей и могущества творчество в науке и технике.

Задатки творческих способностей имеются у любого че­ловека, важно их вовремя развить.

Какие же приходные данные человека наиболее важны для творчества и как их развивать? Этими вопросами зани­мается наука - психология творчества. Она зародилась как наука созерцательная, основанная на описании процесса со­здания творений науки, техники, искусства, а также на са­монаблюдении над этим процессом.

Появление экспериментальных подходов (анкетирова­ние, тестирование, интервьюирование и др.) позволило бо­лее тщательно изучать разные стороны творческого процес­са. Удалось выявить несколько существенных критериев творческих способностей человека [8, 10], к ним относятся такие, как:

V 1. Умение увидеть проблему. Проблема - это в общем смысле преграда, затруднение, неопределенность. Это ситу­ация, которая не имеет на данный момент времени решения. Увидеть, в чем главное, основное затруднение, не всегда лег­ко, и требуется зачастую серьезный и глубокий всесторон­ний анализ ситуации, чтобы понять проблему. Необходимо помнить, что смотреть и видеть - это не одно и то же.

V 2. Быстрота, беглость рассмотрения ситуации, умение увидеть как можно больше сторон и связей в ней, т.е. систем­ность мышления, легкость генерирования идей, способность предвидения. Каждый технический объект или процесс мо­жет использоваться для самых разных целей, и в этом смыс­ле он многосторонен. Например, электрическая дуга - это и освещение, и сварка, и электроискровая обработка металла, т.е. она и светит, и греет, и механически обрабатывает.

Умение увидеть все стороны объекта и предвидеть их воз­можное применение - одно из важных качеств творческой личности. Развитое воображение и фантазия помогают гене­рированию новых идей. Различают три типа воображения:

- логическое, когда новое логически выводится из насто­ящего;

- практическое, когда новое создается на основе выявле­ния недостатков технического объекта или процесса и их устранения;

-творческое, когда рождаются принципиально новые идеи, не имеющие аналогов в реальном мире, но опира­ющиеся на действительность, / 3, Гибкость мышления - способность быстро переклю­чаться с одного класса явлений на другой, вовремя отка­заться от неверной гипотезы или мнения, хотя при этом необходимо проявлять осмотрительность - достаточно ли оснований для перехода на новую точку зрения, здесь наибо­лее важно опираться на результаты опыта, эксперимента и проверенные факты.

Например, долгое время считалось, что введение компен­сационной обмотки в тяговые двигатели приведет к росту их массы, но оказалось, что после внедрения в конструкцию двигателя этой обмотки его масса даже снизилась при зна­чительном росте эксплуатационной надежности. Многим, выступавшим против внедрения компенсационной обмотки, пришлось изменить свою точку зрения.

Быстрота мышления определяется оперативностью памя­ти, ее готовностью «выдать» нужную информацию в нужный момент. Быстрота выдачи информации растет при частом ее востребовании, а также при правильной ее систематизации. Чех^ол^^, тем лучше систем

^его знания......

^Оригинальность мышления, отход от шаблона. Ори­гинальность выражает степень непохожести, нестандарт­ности и неожиданности решения.

Рассмотрим пример оригинального решения. Как извес­тно [1], в асинхронных электрических машинах обмотки фаз обычно соединяются в «звезду» (возможно также соединение в «треугольник»), т.е. концы фаз соединяются в один узел. Если электрическая машина питается от преобразователя частоты и фаз, то для оптимизации его работы иногда (при большом напряжении питания двигателя требуется выполнение обмотки статора с двумя независимыми звездами, чтобы фаз­ное напряжение на одной звезде было /2. Если мыслить шаблонно, то необходимо было бы на статоре выполнить две независимые обмотки. Но такое решение значительно повы­сило бы трудоемкость и стоимость изготовления машины. Было предложено необычное решение: катушки северных по­люсов трёх фаз обмотки соединить в одну звезду, южных - в другую звезду, независимую от первой (рис. 1.1.). При этом конструкция катушек обмотки статора остается без измене­ний и выполняется как для обычной машины с одной звездой, только изменяется схема соединения катушек между собой.

Такое решение существенно упрощает конструкцию ма­шин, выполняемых с двумя звездами.

Вероятность нахождения эффективного и оригинального решения значительно повышается, если уметь мыслить око­ло проблемы, «боковым мышлением». Важно также уметь длительное время думать о проблеме; она должна стать це­лью деятельности человека, его доминантой.

Рис. 1.1. Схема обмотки ста­тора асинхронного тягового двигателя, соединенной в две звезды (1,11):

N, S - соответственно север­ный и южный полюсы; О - нулевой провод или нулевая точка;

U,V,W - фазы обмотки стато­ра;

U<p - фазное напряжение, В

5. Способность к перегруппировке идей и связей (игра идеями), а также способность к их оценке и доработке. Не­обходимо уметь на отдельных этапах работы уточнять и кор­ректировать задачу, уточнять отдельные ее стороны, учиты­вать все, казалось бы, мелочи, дорабатывать все детали. Как писал Микельанджело: «Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь».

W V

Например, такая мелочь, как заливка смолой головок болтов, крепящих сердечники полюсов к остову, устраняет


проникновение влаги к резьбе болтов и их ржавление, а зна­чит, и преждевременный их выход из строя и замену.

6. Способность к абстрагированию и анализу. Абстраги­рование - умение отвлечься от несущественных сторон пред­метов, явлений и выделить наиболее важные из них.

Необходимо также уметь свернуть мыслительные опера­ции в емкие в информационном отношении символы. Как много информации, казалось бы, в простейших формулах,

например в формуле закона Ома I = —, означающей, что

R

значение тока в проводнике I пропорционально падению на­пряжения U на проводнике и обратно пропорционально его сопротивлению R.

Кодирование информации словами, цифрами, буквами, чертежами, рисунками позволяет ускорить решение многих задач.

В свое время буквенная символика, введенная в матема­тику французским ученым Франсуа Виетом (1540-1603) не только для неизвестных величин, но и для величин данных, положила начало алгебре как науке о преобразовании выра­жений, а также введению такого понятия, как математичес­кая формула.

Важным свойством творческой личности является уме­ние анализировать, т.е. умение мысленно расчленить пред­мет или явление на элементы и изучить эти элементы. Что­бы глубоко понять работу технического объекта, необходимо понять, какие функции несут отдельные узлы и элементы и что произойдет при их изменении.

7. Способность к конкретизации и синтезу - это спо­собность, в первую очередь, увидеть объект в целом, не дро­бя его; умение опознавать образы; способность к переносу опыта; навыки, приобретенные при решении одной задачи, применить по аналогии при решении другой; умение уви­деть аналогию между различными объектами и явлениями, т.е. сходство каких-либо сторон и признаков этих объектов и явлений. Польский ученый С. Банах говорил, что просто математик - это тот, кто находит аналогию между утверж-

дениями, лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный - устанавливает аналогии те­орий, а еще более сильный видит аналогии между аналоги­ями.

Синтез - это процесс, обратный анализу, заключающий­ся в мысленном соединении элементов объекта и изучении их связей.

8. Ощущение стройности организации идей и способ­ность к их «сцеплению», т.е. к объединению новых идей со старыми, уже известными, что позволяет превратить инфор­мацию в настоящее знание, в часть интеллекта.

Кроме отмеченных особенностей мышления творческая личность должна обладать и другими, весьма важными чер­тами, такими как:

- желание найти новое, необычное;

- сосредоточенность и умение длительно удерживать внимание на каком-либо вопросе или проблеме;

- огромная воля и упорство;

- постоянный труд и увлеченность работой;

- большое воображение;

- смелость ума и духа, готовность к риску. Так, смелость нужна даже в том, чтобы доверять самому себе, своей интуиции и вопреки общепризнанному мнению отста­ивать свою идею, выступая против мнения большинс­тва.

§ 1.2. Роль профессионального образования и практики (опыта) в творческой работе

Практика, заключающаяся в освоении и преобразова­нии человеком объективной действительности, направлена на создание материальных благ. Одновременно она была и остается как средством познания окружающей действитель­ности, так и критерием истинности этого познания.

Опыт - это проявление практики в форме чувственно- эмпирического знания как единства знаний и умений. Ум человека можно условно разделить на ум эстетический, социальный, рабочий и др. [14]. Рабочий ум - это главная разновидность ума. Он возникает в результате трудовой де­ятельности и проявляется при решении конкретных задач материального производства. Он - предтеча и источник всех остальных модификаций ума, поэтому приобретение трудо­вых навыков - одно из важнейших слагаемых умственного развития. Можно сказать, что ум рождается и крепнет в тру-' де, а глупость растет от праздности и безделья.

Специалист, имеющий большой жизненный и профес­сиональный опыт, быстрее находит решение технических проблем, часто по интуиции, без особых рассуждений и рас­четов, как бы внезапно. Но интуиция - качество приобретен­ное; она - итог и результат ранее накопленного опыта, глу­боких раздумий и умственной работы в прошлом. Интуиция почти никогда не посещает невежд и тунеядцев.

Однако приобрести необходимый опыт по всем техни­ческим вопросам своей специальности одному специалисту практически невозможно. Поэтому суммирование опыта и знаний отдельных специалистов и коллективов специалис­тов по различным отраслям техники за все прошедшие годы в учебниках, монографиях, статьях позволило готовить специалистов соответствующего профиля в специальных учебно-образовательных заведениях (институт, техникум и т.п.). Как сказал А.С. Пушкин: «...наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

С прошлого века большинство стран мира пришло к вы­воду, что ведущим фактором социального и экономического прогресса является образование. Укрепилась роль образова­ния как фактора, способствующего появлению серьезных и глубоких научно-технических идей, а также пришло осозна­ние прямого влияния проектно-деятельной подготовки специ­алистов как на конкурентоспособность общественной продук­ции на мировых рынках, так и на благосостояние нации [15].

Знание играет основную роль в научно-техническом творчестве. От того, каковы качество и уровень знания, за­висит и эффективность его использования. Дифференциа­ция качества знания может быть представлена следующи­ми 4 уровнями:

1. Знание на уровне знакомства с предметом, угадыва­ния, опознания, отвечающее на вопрос «что это?»;

2. Знание, в соответствии с которым возможно выпол­нить работу по инструкции, по образцу, по приказу, отвечающее на вопрос «как?»;

3. Знание на уровне понимания сущности физических процессов, знание на память основных законов и уме­ние их применять, умение делать выводы. Такое зна­ние отвечает на вопрос «почему?»;

4.3нания на уровне, позволяющем специалисту творить, умение проводить самостоятельно теоретические и эк­спериментальные исследования, находить противоре­чия и пути их устранения, умение ставить новые зада­чи и предлагать варианты их решения.

Не вдаваясь глубоко в прошлое, можно сказать, что в наше время заканчивается индустриальный этап развития цивилизации, при котором опосредованным фактором от­ношений между людьми является материальное изделие. Для наступающего постиндустриального этапа характерна растущая роль организационных и информационных техно­логий. Первичными становятся такие факторы, как знание, опыт и ценностные ориентиры человека.

Основной недостаток естественно-научной картины мира на индустриальном этапе заключается в том, что в ней нет места этике, морали и нравственности. В результате имеем механистическо-детерминистскую картину мира, в которой решение задач однозначно и подчиняется принципу «пра- вильно-неправильно». Такая картина мира при переходе от его познания к целенаправленному преобразованию, т.е. к синтезу нового и реализации естественных творческих на­чал человека, при возникающей в этом случае необходимос­ти выбора варианта из нескольких альтернативных, потре­бует, кроме технико-экономических критериев (полезность, эффективность, безвредность и др.), привлечения духовно- нравственных оценок. Т.е. решение человека становится зависящим от его духовности и системы ценностей. Отсюда вытекает вывод, что образование должно давать не только знания о мире и его законах, но и методологию преобразо­вания этого мира. Такая постановка вопроса приводит к не­обходимости гуманизации и гуманитаризации научно-тех­нического образования. Для этого уже недостаточно только театра и университетов, необходимо гуманизировать всю де­ятельность профессионалов, что потребует включения в на- учно-техническое образование науки о человеке и обществе, а также потребует формирования у специалистов системного мышления, т.е. единого видения мира без разделения людей на физиков и лириков, при условии встречного движения и сближения сторон. По-видимому, потребуется не только гу­манизировать техническую деятельность, но, с другой сто­роны, и гуманитариям придется сделать шаги в освоении ценностей, накопленных в научно - технической сфере, и проведении некоторой технизации и математизации гума­нитарных наук.

Жизненная стратегия творческой личности

Крупных изобретателей, ученых, инженеров отличает от рядовых огромная увлеченность своей работой, своими идеями, упорство в достижении определенной цели, которая иногда требует от них целой жизни.

Человек, увлеченный большой идеей, выбирает такие пути в жизни, чтобы осуществить свою идею, т.е. можно говорить о жизненной стратегии творческой личности [16, 17].

Наиболее отчетливо в области электромашиностроения такая стратегическая линия просматривается в жизненном и творческом пути выдающихся изобретателей, конструк­торов, ученых, особенно XIX и начала XX веков, в период становления электромеханики как науки и возникновения электромашиностроения ic^k отрасли промышленности. Очень широко известны имена:

- английского ученого Майкла Фарадея (1791-1867), ко­торый впервые обнару^ил возможность использования электрической энергии для получения механической работы, создав модель - прототип современного элект­родвигателя;

-русского ученого Бориса Семеновича Якоби (1801- 1874), создавшего первый электродвигатель постоян­ного тока вращательного движения;

- югославского ученого Николы Тесла (1856-1943), об­наружившего возможность получения вращающего­ся магнитного поля Двухфазного тока и создавшего первый асинхронный двухфазный электродвигатель (практически одновре!яенно с итальянским ученым Га- лилео Феррарисом (1847-1897));

-русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Доб- ровольского (1862-19x9)^ гиганта электротехники, создавшего систему трехфазн0го тока, включающую разработанные им: трехфазный синхронный генера­тор; трехфазный асинхронный двигатель как с ко- роткозамкнутым ротором> так и с контактными коль­цами; трехфазный трансф0рмат0р; первую в мире дальнюю электропередачу трехфазного тока. Им так­же предложено и дано глубокое теоретическое обос­нование работы трехфазных систем при соединении обмоток звездой и треугольником. За прошедшие 100 лет принципиальные конструктивные решения, пред­ложенные М.О. Долино-Добровольским, остались не­изменными.

Все упомянутые ученые были всю жизнь верны идее внедрения электрической энергии в различные сферы жиз­ни для получения полезной работы. Это была их жизненная стратегия, цель жизни.

В XX веке и в нынешне^ разработка электрических ма­шин сосредоточена на специальных заводах со своими конс­трукторскими бюро и научно-исследовательскими лабора­ториями и институтами, в которых произошло разделение труда с ограниченным полем работы инженера. В этом слу­чае жизненная творческая стратегия может состоять в уг­лублении решаемых конкретных задач на отведенном про­странстве. При этом, если есть желание и хватает времени, то возможно творчество и в более широком плане. Важно найти достойную цель.

Стратегию творческой личности практически можно счи­тать программой ее самоорганизации и самосовершенствова­ния. Стратегия предполагает наличие следующего комплек­са качеств творческой личности и требований к ней:

1. Наличие достойной цели- значительной, новой и об­щественно полезной. Цели могут быть разнообразными: ве­ликими и традиционными, сложными и простыми, но они должны быть новыми для конкретной личности и быть поло­жительными - направленными на развитие жизни.

Примеры великих целей: у М.В. Ломоносова - развитие науки в России, у Э.К. Циолковского - обеспечение выхода человечества в космическое пространство, у М.О. Доливо- Добровольского - создание наиболее экономичной системы преобразования электрической энергии переменного много­фазного тока.

Цели могут быть и более скромными, но достойными и жиз­ненно важными: например, усовершенствовать технический объект, сделав его более надежным и эффективным; поднять точность расчета электрических машин; вывести свой участок или цех из отстающих в передовые; автоматизировать проек­тирование и конструирование технического объекта.

Главное - иметь цель и работать для ее достижения упор­но, постоянно, тщательно, добиваясь каждый день продвиже­ния вперед, пусть даже не очень большого. Развитие челове­ка происходит только в труде, особенно быстро, если дело по душе, а способности и творческая работа соответствуют друг другу.

Человек стоит столько, сколько стоит его дело.

2. Наличие комплекса планов, регулярный контроль за их выполнением. Планы должны быть реальными, а кон­троль - регулярным. Планы могут быть текущими и перс­пективными. По содержанию это могут быть планы: основ­ной работы, изучения какого-либо сложного теоретического вопроса, план улучшения здоровья, разработки чертежей изобретения и т.п. В планах обязательно должно намечаться время их выполнения. Часто вместо плана может быть до­статочно записать список текущих дел. За планированием нельзя забывать само дело.

3. Высокая работоспособность при выполнении намечен­ного.

Здесь важно в погоне за количеством ежедневной выра­ботки не упустить качество работы.

4. Способность вести борьбу, отстаивая свои цели, «уме­ние держать удар».

5. Результативность работы. О ней можно судить по час­тичным, промежуточным результатам: отсутствие положи­тельных результатов должно побуждать к проверке и к уточ­нению целей, планов и используемых методов.

Остановимся несколько подробнее на методах и приемах самоорганизации поведения. Их в последнее время известно большое количество. Приведем кратко в качестве примера ме­тодику самоорганизации Л.И. Чернышова «Девять заповедей».

1. Не спеши критиковать недостатки, если не знаешь спо­собов их устранения (не будь правдолюбом в кавычках).

2. Убедись в новизне твоего предложения.

3. Убедись в ценности предлагаемой идеи.

4. Убедись, есть ли условия для осуществления твоей идеи, если их нет, создай их сам, хотя бы в пределах своей ра­боты (не будь Маниловым).

5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживающего и борьбы с ним нового, не требова­лись бы ни идеи, ни новаторы, то есть ты сам.

6. В стратегии будь максималистом, а в тактике - мини­малистом, тогда не остановишься на полпути ради си­юминутного успеха и избежишь разочарований.

7. Откажись от иллюзий. Никто не обязан делать твое дело за тебя, и будь мужчиной, не выклянчивай помо­щи. В ней нуждаются лишь утопающие, погорельцы и никак не могущие подняться сами. Идея - твое дети­ще, и на тебе - главная ответственность за ее судьбу.

8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостат­ки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а ата­ки завершались победой.

9. Познай противников твоей идеи и их окружение, возь­ми в расчет их сильные и слабые качества, чтобы про­тивников сделать нейтралами, нейтралов союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: