Технические требования (ТТ) к машинам составлены на основе огромного опыта, накопленного в процессе их создания и эксплуатации [73]. Необходимость в ТТ появилась при переходе от индивидуального кустарного производства машин к промышленному для обеспечения их сбыта в условиях рынка. С развитием техники они менялись. В настоящее время в их состав включают следующие требования:
- типизации;
- максимально возможной автоматизации;
- снижения массы;
- технологичности конструкции;
- безотказности и долговечности;
- эстетического оформления;
- безопасности в работе;
- конкурентоспособности.
Типизация машин. Для снижения затрат на производство, ремонт и эксплуатацию рекомендуется для машин массового и серийного производства разрабатывать их типажи с конкретными параметрами и размерами. Типаж - это технически и экономически обоснованная совокупность типов и типоразмеров машин, объединённых общностью назначения и имеющих прогрессивные показатели. По типажу машины делятся на группы, подгруппы, классы, подклассы и т.п. В основу типажа.берётся базовая модель, обладающая наиболее высокими технико-экономическими показателями (надежность, долговечность, металлоёмкость, стандартизация и т.п.). Типаж должен разрабатываться для тех машин, в которых имеется большая потребность.
На основании параметрических рядов и выбранной базовой модели в типаже устанавливаются нужные типоразмеры машин. Параметрические ряды представляют
собой ряд предпочтительных чисел основных параметров (например, ряд мощностей ЭМ, ряд грузоподъёмностей кранов и т.п.). На базе системы типизации машин, например в станкостроении создан скоростной метод проектирования станков, согласно которому конструктор при проектировании станка просто компонует его из составных узлов, выбирая их из разработанных типажей параметрического ряда.
В электровозостроении в начале 70-х годов был разработан размерный ряд и типажи электроподвижного состава для открытых горных разработок [7В], в котором на основе анализа условий работы и конструктивных особенностей карьерного транспорта были приняты основные параметры для перспективных электровозов.
Основным параметром, характеризующим промышленные электровозы для карьеров открытой разработки полезных ископаемых, является расчетная сила тяги, которая в свою очередь определяется сцепной массой и коэффициентом сцепления колеса с рельсом.
Предложенный размерный ряд параметров представлял собой в первую очередь возрастающий ряд сцепных масс, а также в него вошли: число осей электровоза (агрегата), нагрузка на ось, сила тяги, мощность электровоза. Например, для 4 осей, при нагрузке, равной 25 т, и сцепной массе 100 т, сила тяги, часовая, принята равной 25 т, а мощность электроподвижного состава 1800 кВт. При разработке типажа предусматривалась максимальная унификация узлов и агрегатов и минимизация числа возможных типов и модификаций электроподвижного состава, допускающего их объединение в тяговые агрегаты.
Стремление к повышению эффективности электротяги для карьеров с повышенными уклонами железнодорожного пути привело к созданию новой системы электротяги - к электровозомотородумпкарной или, другими словами, к тяговым агрегатам. Тяговые электрические двигатели в этом случае устанавливаются не только на электровозе, но и на думпкарах. Управление и питание всех тяговых двигателей производится с электровоза. Применение тяговых агрегатов позволило снизить как капитальные затраты, так и эксплуатационные расходы. Главным параметром при разработке типажа была выбрана сцепная масса тягового агрегата. По значению этой массы выбиралось число осей, мощность агрегата, давление на ось и др. Типаж включал в себя следующие основные системы подвижного состава:
система переменного тока напряжением 10 кВ;
система постоянного тока напряжением 1,5 кВ.
Внедрение этого типажа позволило расширить область
экономически целесообразного применения электрифицированного железнодорожного транспорта.
В настоящее время разработан типаж электровозов: магистральных, скоростных, пассажирских. В основу его положены последние достижения в мировом электровозостроении: регулируемый электропривод с асинхронными тяговыми двигателями, микропроцессорная вычислительно-управляющая система, диагностическая система состояния и работы схемы и агрегатов электровоза и др.
Для общепромышленного применения проектируют серии электрических машин - ряд возрастающих по мощности электрических машин, имеющих одну конструкцию и технологию производства. Такие серии предназначены для массового производства. Экономический эффект стремятся получить для всей серии в целом, а не только для отдельной машины, за счет унификации узлов машин и рационализации производства внутри завода.
Для серий асинхронных машин стремятся при одном и том же внешнем диаметре статора, но изменении длины сердечника статора получить несколько машин различной мощности и частоты вращения.
Для машин постоянного тока также стремятся для одного диаметра сердечника якоря, изменяя его длину, получить несколько машин, отличающихся мощностью и частотой вращения. Известны серии машин постоянного тока: П, созданная в 1956 году; 2П, созданная в 1974 году. В серии 2П по сравнению с П при одной и той же высоте оси вращения мощность увеличена в 3-5 раз, а диапазон регулирования - в 1,6 раза.
Для гибких автоматизированных систем и робототехники в 1984 году создана серия 4П, в которой применены: компенсационная обмотка, шихтованный магнитопровод, квадратная станина, изоляция класса нагревостойкости F и форсированное охлаждение. В серии 4П проведена унификация по деталям и сборочным единицам с другими сериями.
Единые серии асинхронных машин первоначально разрабатывались на отдельных заводах.
Первые единые всесоюзные серии асинхронных двигателей А (с короткозамкнутым ротором) и АК (с фазным ротором) появились в 1952-56 годах.
В 70-х годах 20 века появилась серия 4А — разработки стран СЭВ и СССР, включающая двигатели асинхронные до 400 кВт.
В 80-х годах организацией социалистических стран разработана серия АИ. Асинхронные двигатели этой серии мощностью 0,25-315 кВт обладали высокими энергетическими показателями, повышенной надежностью и низким уровнем шума.
Автоматизация управления машиной - основана на испо звании систем программирования их работы, автоматического контроля и регулирования и т.д. Автоматизация приводит к повышению производительности машин, их надежности и безопасности. По степени автоматизации машины делятся:
- на автоматы, работающие без участия человека, человек только запускает и останавливает машину;
- полуавтоматы, выполняющие работу без участия человека только в течение одного цикла, для повторения которого необходимо вмешательство человека;
- неавтоматизированные, выполняющие работу при постоянном участии человека.
На самолетах, кораблях, электровозах, кроме ручного управления, применяют автоматическое. Например, при следовании по определенному курсу. Иногда применяется дистанционное управление по проводам или радио, если оператору нельзя находиться в зоне работы машины. Следящие системы посылают сигналы при изменении обстановки (например, эхолот корабля при появлении преграды - скалы, айсберга). В последнее время всё большее применение находят машины с обучающимися электронными устройствами - роботами. Наибольшее распространение они получили в Японии и США. Чаще всего они используются для выполнения утомительных, однообразных и опасных для человека работ.
Снижение массы и уменьшение габаритов - имеет огромное технико-экономической значение, так как при этом экономится металл, уменьшаются затраты труда на погрузку-разгрузку, расход энергии и т.п. Основным мероприятием, позволяющим уменьшить массу и габариты машины, является увеличение рабочих скоростей, значительно облегчающих передающие движение части машины. Скорости машины могут выбираться, исходя из требований стабилизации технологического процесса, но чаще всего скорость ограничивается быстрым нарастанием инерционных сил движущихся частей, повышенным износом и нагревом трущихся частей, повышением опасности для человека.
В электромеханике высокооборотные электрические машины имеют значительно меньшую массу, чем низкооборотные. Это связано с тем, что ЭДС, создаваемая в проводниках электрической машины, пропорциональна значению магнитного потока и скорости перемещения проводников и магнитного потока друг относительно друга.
При большой скорости перемещения для создания одной и той же ЭДС требуется меньший поток, а значит, и меньшее сечение магнитопровода для его проведения и соответственно меньшая масса как магнитопровода, так и машины в целом.
За XX столетие масса асинхронных двигателей снизилась при одной и той же мощности примерно в 3-3,5 раза [1]. Снижение металлоемкости машины возможно также за счет применения легированных сталей, пластмасс и новых материалов.
Одним из резервов снижения массы и уменьшения габаритов является повышение точности расчета деталей машин на прочность. Расчеты на прочность и долговечность позволяют конструктору выбирать сечения элементов деталей. При этом конструктор руководствуется расчетными нагрузками, исходя из учета возможных перегрузок, динамичности и внезапности приложения нагрузок. А так как он часто не уверен, что учел все возможные перегрузки, то закладывает в расчет дополнительные запасы по прочности, то есть увеличивает отношение расчетных напряжений к пределу текучести материала. В этом случае коэффициент запаса по прочности оправдывает своё название ♦коэффициента незнания» или можно назвать его «коэффициентом перестраховки». Поэтому расчет деталей по наиболее совершенным методам и более обоснованный выбор коэффициента запаса прочности - существенный резерв снижения массы и уменьшения габаритов машины.
Технологичность конструкции - это возможность изготовления её деталей с наименьшими трудовыми затратами при рациональном расходовании материала. Форма и размеры детали должны как можно ближе соответствовать имеющимся заготовкам. Технологичность повышается при использовании в конструкции стандартизированных, нормализованных и унифицированных деталей. Технологичность относительна и определяется оснащенностью прогрессивной техникой завода-изготовителя. Машина может быть нетехнологична на одном, но вполне технологична на другом заводе.
Понятию «технологичная» - отвечает конструкция, удовлетворяющая условию минимума производственных и эксплуатационных затрат [55].
Надежность машины - это её свойство выполнять свои функции, сохраняя значения параметров в заданных пределах при заданных режимах эксплуатации и наличии соответствующего технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Надежность обеспечивается совокупностью трёх свойств: безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью. Безотказность - свойство сохранять полную работоспособность в течение определенного периода работы. Долговечность - свойство машины длительно сохранять (с учетом ремонта) работоспособность до разрушения или до состояния невозможности нормальной эксплуатации. Машина должна рассчитываться на срок службы в течение которого её эксплуатация технически и экономически целесообразна.
В конечном итоге надежность машины определяется её устройством, конструктивным исполнением всех её элементов и качеством изготовления. Раньше чаще всего надежность обеспечивалась за счет использования больших запасов прочности, что приводило к увеличению массы машины. В настоящее время надежность повышается за счет оптимизации кинематической схемы, использования стандартизированных узлов и деталей, внедрением систем контроля неисправностей.
Долговечность тяговых электродвигателей железнодорожного транспорта достигает 25 лет (ГОСТ 2582-81).
Художественно-эстетическому оформлению машин в последние годы в связи с развитием конкуренции уделяется всё большее внимание. Разработчики стремятся придать машине красивый, изящный вид без ухудшения её эксплуатационных качеств, что приводит не только к лучшему сбыту, но и к улучшению обращения с машиной в работе. Правильное распределение массы и красивое оформление её элементов вызывает у машиниста приятные успокаивающие ощущения. Красота машины не может быть обеспечена только её техническим совершенством, она обеспечивается при использовании в ходе проектирования эстетических элементов - например, симметрии, ритма, контрастности, правильному размещению органов управления, пультов, приборов, панелей. Машины имеют выразительные элементы, с помощью которых в основном и решаются задачи технической эстетики: это материал деталей, качество поверхностей, размеры машины, число фасонных деталей, цветовая окраска и др. Для примера рассмотрим действие цвета на человека. Желтый и оранжевый цвета действуют тепло, возбуждающе, синий цвет - цвет отдыха, светлые синие тона создают веселое легкое настроение, темные цвета производят холодное впечатление пустоты, зеленый цвет - психологически приятно охлаждает и успокаивает, стимулирует внимательность и ослабляет нервное напряжение, белый цвет создает ощущение свежести и производит отрезвляющее холодное впечатление, серый цвет является цветом сдержанности и скромности, коричневый - мягкости и уюта.
Безопасность работы с машинами и устройствами актуальна на протяжении всей истории развития техники. В начале XX столетия в основу требования безопасности была заложена идея, что конструкция машины должна исключать несчастные случаи, даже если на ней работает абсолютно неквалифицированный и не умеющий логически мыслить человек. Однако такое требование оказалось трудноисполнимым и непрактичным, так как приводило к усложнению и удорожанию машины, но не исключало несчастных случаев.
F ~ле требования предусматривали обязательное обучение рабочего правилам техники безопасности при работе на машине. Для безопасности работы на машине необходимо учитывать не только размеры человеческого тела, но и физиологические возможности его органов, нервную систему и психику. Конструктор машины должен при проектировании учитывать строение человеческого тела, характер труда, природу утомления и возможности его ограничения, физические возможности оператора (зрение, слух, обоняние, осязание).
Зрение дает 90% информации оператору. Конструктор должен по зрению учитывать два фактора: величину поля зрения и наименьший размер видимых деталей. Величина поля зрения ограничена конусом с углом при вершине 60°. Наименьший размер видимых деталей соответствует угла зрения. Звук помогает оператору реагировать на работу машины. Обоняние позволяет определить присутствие летучих веществ, оно может сигнализировать о нарушении герметичности в системе машины. Осязание используется для быстрого распознавания рукояток на ощупь, для чего на них наносят рифление, накатку и др. Материал и форма сидения для оператора должны вызывать приятные ощущения.
Рабочее место должно оформляться, исходя из соблюдения условий безопасности, удобной рабочей позы, облегчения операций управления. Все подвижные части машины, представляющие опасность, должны иметь ограждения. Смазка машины должна быть по возможности централизованной или автоматизированной. Двигатели и механизмы должны быть защищены от проникновения влаги. Во время работы оператор не должен подвергаться воздействию резких сотрясений, толчков и раскачиванию.
Шум (дБ) на рабочем месте оператора не должен превышать следующих норм:
- высокочастотный шум 75-85;
- среднечастотный 85-90;
- низкочастотный 90-100.
Освещенность в машинном отделении должна быть не
менее 50 лк, свет должен быть рассеянным и не должен оказывать слепящего действия.
Для конкретного типа машин состав ТТ регламентируется ТЗ, ТУ, нормативами, правилами, ГОСТ и др.
Для электротехнических изделий важнейшим показателем безопасности является степень защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с их токоведущими и вращающимися частями, задаваемая в соответствии с ГОСТ 14254-89.