Огромный объем работ, связанный с проектированием и созданием ТС, требует (для снижения риска получения отрицательного или малоэффективного результата) дифференциации процесса создания ТС и участия в нём соответствующих специалистов [72, 76]. Обычно процесс создания ТС делят на следующие этапы:
- обоснование необходимости создания ТС на основе прогнозирования;
- проведение научно-технических исследований;
-разработка конструкторского проекта, изготовление,
испытание и доводка опытных образцов ТС.
Необходимость создания той или иной ТС вытекает из общих условий развития техники. При обосновании необходимости нужно учитывать не только требования сегодняшнего дня, но и учитывать возможности изменения технологии в будущем и факторы, влияющие на развитие техники в данном направлении. Для этого используются методы научного прогнозирования технических проблем. Научное прогнозирование, основываясь на объективной оценке возможного, является вероятностным суждением о будущем с высоким уровнем достоверности. Оптимальным сроком технического прогнозирования является период в среднем до 15 лет. Достоверность прогнозов на больший период резко снижается. Все методы прогнозирования (известно более 300 методов) основаны на качественном и количественном анализе имеющегося опыта и современного научно-технического уровня и предусматривают привлечение к разработке прогнозов соответствующих экспертов. Прогнозирование позволяет часто определить необходимость создания тех или иных машин и устройств ещё до возникновения реальной потребности в них. Например, анализ роста скоростей самолетов, выполненный в 30-х годах XX века, указал на необходимость использования в будущем катапультирующих устройств, которые были созданы много лет спустя, когда повышение скоростей самолетов привело к реальной необходимости их использования.
Тенденция развития современного электровозостроения показывает, что происходит повышение скорости движения поездов. Пассажирские поезда достигают скоростей 250- 350 км/ч. При этом происходит замена коллекторных тяговых двигателей, частота вращения которых сдерживается условиями токосъёма на коллекторе, на бесколлекторные двигатели - асинхронные, синхронные (вентильные), реактивно-индукторные.
Повышение скоростей движения до 500 км/ч и выше ведет к необходимости отказа от колесного железнодорожного транспорта и переходу к бесконтактному движению с магнитным подвесом экипажа и линейными тяговыми двигателями [79, 80].
На втором этапе создания ТС проводятся научно-исследовательские работы по обоснованию основных технических положений, которые будут использованы в ТС. Объём работы при этом определяется степенью изученности конструкции, назначением и условиями работы машины и др. Могут вестись исследования, в зависимости от необходимости, в направлении поиска принципа действия ТС; улучшения характеристик ТС; проверки возможности использования изделий и материалов, выпускаемых промышленностью; проверки пригодности тех или иных изобретений для данной ТС и т.д.
На основе материалов этих первых двух этапов пишется техническое задание (ТЗ) на разработку машины. Оно относится к конструкторской документации. Этот документ разделяет весь процесс создания машины (ТС) на две части: поисковую, отвечающую на вопросы, нужна ли она и какой она в принципе может быть, и созидательную, отвечающую на вопросы, какой она должна быть и какой она будет реально. С ТЗ наступает третий этап разработки ТС.
Стадии разработки конструкторской документации установлены ГОСТ 2.103-68, входящим в единую систему конструкторской документации (ЕСКД). Согласно стандарту устанавливается пять стадий на все изделия всех отраслей промышленности: ТЗ, техническое предложение (ТП), эскизный проект (ЭП), технический проект (техпроект), рабочий проект - разработка рабочей документации (РП).
ТЗ, разработанное заказчиком ТС, является основным документом для конструктора, определяющим направление его творческого поиска, и обязательно согласовывается с предприятием разработчиком ТС, в котором основными разделами являются следующие:
1. Назначение и область применения. Например, для ЭМ областью применения может быть авиация, наземный транспорт, станки, краны и т.п.
2. Тип изделия и его состав. Например, ЭМ коллекторная постоянного тока или асинхронная с короткозамкну- тым ротором.
3. Основные технические данные. Например, для ЭМ данные могут быть следующие:
- мощность в номинальном режиме, кВт;
- напряжение на её выводах, В;
- напряжение на изоляции машины, В;
- форма тока (постоянный, переменный, пульсирующий);
- частота вращения ротора в номинальном режиме, об/мин;
- максимальная частота вращения ротора, об/мин;
- номинальный вращающий момент, Н • м;
-вращающий момент при максимальной частоте
вращения, Н • м;
- система вентиляции;
- ограничение по массе, кг.
4. Габаритные ограничения и присоединительные размеры. Указываются максимальные габаритные размеры, например той же ЭМ, способ передачи момента с её вала, тип электрических выводов (коробка выводов, электрический соединитель или жгут проводов) и другое.
5. Условия эксплуатации. Указывается максимальная высота местности эксплуатации, температура окружающей и охлаждающей среды, механические нагрузки, климатические воздействия, режимы работы.
6. Условия хранения. Задаются сроки хранения, максимальная и минимальная температуры, влажность, способ упаковки.
7. Ресурс. Задаются гарантийная наработка (в часах) и ресурс (в годах) до первого ремонта, число допустимых ремонтов и общий назначенный ресурс машины.
8. Требования к надежности. Оговаривается частота отказов, длительность бесперебойной работы между отказами и др. Отказ - вынужденная остановка машины.
9. Конструктивные требования. Они включают обеспечение удобства обслуживания, защиту от повреждения при эксплуатации, ремонтопригодность, обеспечение необходимой серийности производства, комплектацию запасными частями и т.п.
На основании ТЗ конструкторы-разработчики готовят ТП, которое должно содержать:
-указание и обоснование принципиального устройства машины;
- сравнительную оценку наиболее целесообразных вариантов технических решений с учетом эксплуатационных и конструктивных особенностей;
- технико-экономическую оценку принятого решения;
- оценку надежности; необходимости эксплуатационной проверки;
- объём и стадийность разработки проекта.
В зависимости от сложности конструкции или личного опыта конструктора, или других обстоятельств в ТП может быть принят различный объём работы:
- трёхетадийныйу включающий ЭП, техпроект и РП;
- двухстадийный, состоящий из техпроекта и РП;
- одностадийный, содержащий лишь рабочее проектирование.
На стадии ТП, когда решаются принципиальные вопросы будущей машины, численность конструкторского коллектива при этом минимальна и включает руководителя проекта, его помощников, ведущего конструктора расчетчика. После утверждения ТП оно является основанием для выполнения дальнейших стадий разработки проекта.
ЭП представляет собой комплекс конструкторских документов, дающих общую картину устройства и принципа работы, назначения, основных параметров и габаритных размеров машины. Для проверки принципов работы отдельных узлов машины, утвержденных в ТП, в ЭП выполняются чертежи макетов этих узлов. Состав конструкторской документации на стадии ЭП следующий:
- общий вид машины (эскизный);
- кинематическая схема;
- общие виды основных узлов;
- пояснительная записка, включающая:
а) техническую характеристику машины (назначение, габариты, масса, мощность, производительность, режимы работы и т.п.);
б) описание конструкции машины с указанием её особенностей;
в) расчет технико-экономических показателей и сравнение их с показателями лучших машин;
г) расчеты кинематические, динамические, прочностные, электромагнитные, тепловые и др.
На стадии ЭП общий вид машины чаще всего выполняется в виде схематической компоновки узлов, агрегатов, механизмов. Иногда сюда же включаются кинематические, гидравлические, электрические и другие схемы, поясняющие принцип работы машины. В состав ЭП при необходимости могут включаться чертежи принципиально новых узлов и механизмов, поясняющих устройство объекта. Технико-экономические расчеты проводятся для обоснования целесообразности создания новой машины. На последних стадиях проектирования этот вопрос ещё раз уточняется.
Экономическая оценка производится в следующей последовательности:
- выбор объектов для сравнения и оценки прогрессивности технических параметров;
- расчет годовой производительности;
- расчет и сопоставление затрат;
- расчет и сопоставление эксплуатационных расходов различных вариантов машины;
- расчет экономического эффекта;
- итоговая оценка экономичности новой конструкции и её прогрессивности.
На стадии ЭП в состав конструкторского коллектива включаются ведущие конструкторы и старшие инженеры, выполняющие чертежи общих видов машины в целом и составных частей, принципиальные схемы, расчеты, составляющие пояснительную записку. Использовать на данной стадии для работы конструкторов более низкой квалификации затруднительно.
После согласования и утверждения ЭП приступают к разработке тпехпроекта. На этой стадии все конструктивные решения должны разрабатываться полностью. Конструкторская документация должна давать окончательное представление об устройстве машины и все данные для разработки рабочей документации. Должны быть включены прочностные расчеты основных элементов конструкции. В состав конструкторской документации техпроекта входят:
а) чертежи общего вида;
б) чертежи общих видов узлов машины: кинематические, электрические, гидравлические и др. схемы; перечень комплектующих изделий, перечень специального инструмента и запасных частей;
в) пояснительная записка с разделами:
-назначение и область применения разработанной машины;
- обзор существующих образцов машин подобного назначения; сравнение их по конструктивным особенностям
и эксплуатационным показателям;
- краткое описание конструктивных особенностей новой машины;
- техника безопасности и производственная санитария;
- расчет масштаба производства новых машин и эффективности от их внедрения.
При разработке техпроекта характер и состав разрабатываемой конструкторской документации позволяет использовать труд менее квалифицированной части конструкторов, что приводит к росту численности рабочего коллектива. Кроме ведущих расчетчиков и конструкторов на этой стадии могут принимать участие инженеры и техники, хотя объём таких проектных работ ограничен.
Утвержденный техпроект является основой для перехода к окончательной стадии проектирования - РП, в котором предусмотрена полная детализация конструкции машин, путем разработки чертежей на каждую деталь. Состав конструкторской документации РП:
1. Чертежи общих видов.
2. Чертежи узлов и деталей.
3. Спецификация деталей.
4. Кинематические, электрические и другие схемы.
5. Пояснительная записка с техническими характеристиками и поверочными расчетами узлов и деталей.
6. Проект ТУ на изготовление, приемку, упаковку и транспортировку машины.
7. Ведомости ориентировочных норм расхода материалов, стандартных и нормализованных деталей и узлов, покупных деталей и узлов и другое.
8. Технический паспорт и инструкция по эксплуатации, уходу и монтажу (с пояснительными схемами и чертежами).
9. Ведомость согласования комплектующих изделий.
10. Проект программы испытаний.
РП является заключительной стадией проектирования, включающей наибольшее число конструкторских документов, в том числе полную детализацию конструкции. Эти документы должны удовлетворять требованиям ЕСКД. В проекте должно быть предусмотрено оптимальное применение стандартных и покупных изделий; рациональное ограничение номенклатуры резьб, размеров, марок и сортаментов материалов и покрытий, необходимая степень взаимозаменяемости. Количество общих видов и сборочных чертежей должно быть минимальным, но достаточным для проведения по ним сборки. Должны быть проверены базовые размеры, рассчитаны размерные цепи и т.п.
Чертежи деталей в РП составляют примерно 60-80 % от общего количества конструкторской документации. Эти чертежи - основа истинного воплощения замысла в металле, определяющие работоспособность и надежность будущей машины.
На стадии рабочего проектирования все принципиальные вопросы конструкции разрешены и к разработке чертежей деталей и узлов привлекаются менее квалифицированные конструкторы и чертежники. Конструкторы высокой квалификации руководят ими. На всех стадиях инженеры- расчетчики выполняют весьма ответственную часть работы, обеспечивающую точность выполнения ТЗ.
Изготовление, испытание и доводка являются завершающим этапом в создании новой машины, которая вначале изготавливается в од ном-двух образцах. И только после испытаний и устранения обнаруженных недостатков она передаётся в серийное производство.