Физическая реабилитация при острой пневмонии

Острая пневмония представляет собой острое воспалительное заболевание легких, проявлением которого является не только синдром дыхательных расстройств и соответствующие физикальные данные, но и инфильтративные, очаговые или сегментарные изменения на рентгенограмме. Наибольшая роль среди этиологических факторов принадлежит пневмококк, стрептококк, стафилококк, гемофильная палочка и др.. Значительно реже отмечаются микоплазменные и хламидийные пневмонии.

Механизм развития острой пневмонии у детей представляет собой ряд сложных патофизиологических процессов. Основной путь попадания инфекции в легкие - аэрогенный (бронхогенный). Возможен гематогенный путь проникновения возбудителя. Воспалительные изменения вначале развиваются в бронхиолах. В дальнейшем инфекция распространяется за пределы стенок респираторных бронхиол - на паренхиму легких.

Классификация пневмоний.

По морфологическим формам: очаговая, очагово-сливная, сегментарная, крупозная, интерстициальная.

По вариантам течения: острая, затяжная.

По наличию или отсутствию осложнений: осложненная или неосложненная.

Задачи ЛФК для младенцев: рефлекторное усиление деятельности дыхательных мышц, устранения метеоризма и улучшение функции кишечника; ускорения рассасывания воспалительных инфильтратов, расправления ателектазов, уменьшение и устранение застойных явлений в паренхиме легких; предотвращения осложнений; обеспечения устойчивой компенсации дыхательной недостаточности и постепенное восстановление функции внешнего дыхания; улучшения и выравнивания функций других органов и систем, нарушенных вследствие основного заболевания; обеспечения физиологических предпосылок для морфофункционального восстановления дыхательной системы и предотвращения возможного рецидива; влияние на ЦНС, стимуляция защитных сил организма, поддержка дальнейшего роста и развития (в том числе и психомоторного) ребенка.

Методика ЛФК обусловлено периодом заболевания, особенностями его течения и возрастом ребенка с учетом его психомоторного развития. Согласно течения заболевания и перечня специальных и общих задач курс ЛФК условно делится на 3 периода.

В 1-й период детям в в. п. лежа на спине назначают поглаживающий массаж туловища и конечностей; массаж живота-поглаживание и поверхностное растирание; пассивные физические упражнения для рук и ног в медленном темпе; рефлекторные упражнения (детям первых 3-4 мес жизни). Необходимо часто менять положение ребенка (на спине, на правом и левом боку, брать ребенка на руки в вертикальном положении). Индивидуальные занятия проводятся в палате в течение 3-4 дней продолжительностью от 5 до 10-15 мин. Упражнения повторяются по 2-3 раза.

Во 2-й период во время индивидуальных занятий, которые длятся около 10-12 дней и проводятся в палате или зале ЛФК, детям, лежат на спине, выполняют общий поглаживающими массаж конечностей и туловища, массаж грудной клетки (поглаживание, растирание, разминание, а в дальнейшем и вибрация); пассивные упражнения для верхних и нижних конечностей с количеством повторений 4-6 раз; активные упражнения с учетом психомоторного развития ребенка; рефлекторные упражнения для детей первых 3 мес. жизни. Исключаются в. п. лежа на животе. Темп выполнения физических упражнений средней. Продолжительность процедуры 10-15 мин.

В 3-й период ЛФК проводят достаточно интенсивно в стационаре (примерно 10 дней), а после выписки ребенка - амбулаторно. Темп выполнения упражнений переменный с числом повторений их 4-5 раз. Продолжительность занятий 15-20 мин.

Задачи ЛФК для детей дошкольного и школьного возраста: ускорение рассасывания, уменьшения застойных явлений в легких и ликвидация воспалительного процесса путем улучшения трофики, крово-и лимфообращения в легких; содействие выведению мокроты; развитие полного дыхания с преимущественным тренировкой продолжительного выдоха; предотвращения осложнений; улучшения деятельности центральной и периферической звеньев системы кровообращения; преодоления астенического состояния; развитие компенсаторных реакций аппарата внешнего дыхания; нормализация эмоционального тонуса ребенка, повышение реактивности.

Методика ЛФК строят согласно терапевтических задач на каждом из назначенных лечебно-охранных режимов.

На постельном режиме занятия ЛГ проводят индивидуально. И. п. - лежа и сидя. Темп выполнения упражнений медленный. Продолжительность процедур 12-15 мин. Физическая нагрузка слабое и ниже среднего. В процедурах ЛГ используют: поглаживающий массаж конечностей и туловища, массаж грудной клетки; простые упражнения для средних мышечных групп; пассивные упражнения; динамические и статические дыхательные упражнения.

На палатном режиме ЛГ проводят малогрупповой или групповым методом с в. п. лежа, сидя и стоя. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Продолжительность процедур 20-25 мин. Физическая нагрузка среднее. Назначают массаж грудной клетки, общеукрепляющие, дренажные и прикладные физические упражнения; динамические и статические дыхательные упражнения и дыхание с сопротивлением. Соотношение дыхательных и обще - развивающих упражнений 1:3. Кроме ЛГ полезные РГГ, подвижные игры, дозированная ходьба.

На свободном режиме занятия ЛГ проводят групповым методом. И. п. - лежа, сидя и стоя. Темп выполнения упражнений медленный, средний и быстрый. Продолжительность процедур 25-40 мин. Физическая нагрузка среднее и выше среднего. Ведущую роль в занятиях играют обще-укрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Используют прикладные упражнения и физические упражнения, которые носят спортивный характер. Необходимо выполнять также дыхательные упражнения, на расслабление и дренирующие. Кроме ЛГ дети занимаются РГГ, играми средней подвижности.

Для реабилитации детей, больных острой пневмонией, назначают также физиотерапевтические средства: аэро-и оксигенотерапию; парафиновые аппликации на грудную клетку; УВЧ-терапию; микроволновую терапию, индуктотермию. После окончания микроволновой терапии и УВЧ-терапии, или чередуя с ними, назначают электрофорез различных лекарственных веществ и антибиотиков. Применяют также электросон.

После выписки ребенка из больницы восстановительное лечение продолжают в зале ЛФК поликлиники не реже 3 раз в неделю. Методика занятий приближается к школьной методики занятий физической культурой в специальной группе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: