double arrow
Физическая реабилитация при бронхиальной астме

В основе этого хронического рецидивирующего заболевания лежит измененная реактивность бронхов, обусловленная иммунологическими и не иммунологическими механизмами. Характеризуется спазмом гладкой мускулатуры мелких бронхов вследствие повышения тонуса блуждающего нерва. Чаще встречается в дошкольном и школьном возрасте. У больных появляется одышка, влажный кашель, дистанционные хрипы и др..

При назначении средств физической реабилитации целесообразно учитывать 4 фазы течения заболевания: фазу обострения, нестабильной ремиссии, ремиссии и стабильной ремиссии (более 2 лет).

В Международной классификации заболеваний (МКБ-10) нашел отражение этиологический принцип оценки бронхиальной астмы, однако условно различают аллергическую, инфекционно-аллергическую и смешанную формы бронхиальной астмы.

Показания: предвестники приступа удушья для его предотвращения или ослабления его течения, межприступный период в случаях нестойкой ремиссии, весь период стойкой ремиссии.

Комплекс ЛГ состоит из общеразвивающих, дыхательных упражнений, упражнений с удлиненным выдохом, надуванием игрушек, упражнений на расслабление, провозглашением ряда шипящих и свистящих звуков. В период между приступами - лыжные прогулки, дозированная ходьба, подвижные игры.

Задачи ЛФК: уменьшение и устранение спазма бронхиол и бронхов, выработка носолегеневого рефлекса, улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева, оптимизация функции внешнего дыхания, достижение равновесия между симпатической и парасимпатической частями вегетативной нервной системы, борьба с гипоксией, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепление дыхательных мышц, развитие компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устранения патологической доминанты - застойного очага возбуждения в коре большого мозга, повышение общей сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.




Для этого методика ЛФК предусматривает регламентированное дыхание с меньшими глубиной вдоха и частотой дыхания и короткими задержками дыхания (на 2-3 с, если возможно - на 5-10 с) в начальный период развития приступа. Детям дошкольного возраста, чтобы успокоить дыхание и снизить его глубину, можно предложить перейти на дыхание как во время игры в прятки. Для этого нужно дать понятное ребенку задания затаиться так, чтобы дыхание не было слышно и нельзя было найти убежище. Маленьких детей можно взять на руки, успокоить объятиями и постепенно обхватывая и сдавливая грудную клетку, снизить глубину дыхания.



После ликвидации бронхоспазма применяют паузы на выдохе, статические дыхательные упражнения с произношением свистящих, жужжа звуков на удлиненном выдохе. В дальнейшем постепенно увеличивают физические нагрузки в комплексах ЛГ, что приведет к повышенному выделению в кровь адреналина и способствовать уменьшению спазма бронхов. Выполняют статические дыхательные упражнения: вдох через нос и удлиненный выдох через рот, губы сложены в трубочку. Больных учат правильно дышать, применяя статические дыхательные упражнения в. п. лежа на спине, сидя на стуле и стоя, грудочеревне дыхания. Эффективные упражнения на расслабление мышц грудной клетки, динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, для укрепления вспомогательных дыхательных мышц, улучшение осанки. Применяют сегментарный и точечный массаж, средства закаливания.

В условиях больницы курс ЛФК состоит из подготовительного (5-6 занятий), основного и заключительного (3-4 занятия) периодов. Методика ЛФК строят в зависимости от назначенного лечебно-охранительного режима, периода заболевания, состояния здоровья и возраста ребенка. Назначают массаж, ЛГ, УГГ, самостоятельные занятия специальными упражнениями (3-4 раза в день), прогулки. В начале занятий соотношение дыхательных и обще-укрепляющих упражнений 2:1, затем 1:1, по мере овладения дыхательными упражнениями его доводят до 1:3. Несомненным требованием выполнения статических и динамических дыхательных упражнений является расслабление мышечных групп, не участвующих в их выполнении.

В подготовительный период ЛГ проводят индивидуально или малогрупповой методом в положении лежа на спине, сидя и стоя. Используют общеразвивающие упражнения с небольшим количеством повторений для всех мышечных групп, а также для мышц туловища, на расслабление, специальные динамические и статические дыхательные упражнения, малоподвижные игры. Уровень физической нагрузки ниже среднего. Продолжительность занятий 10-15 мин.

В основной период процедуры ЛГ строят на закреплении навыков владения своим дыханием, постепенном увеличении нагрузки, введении тяжелых упражнений внутрь занятия, выполнении упражнений с гимнастическими снарядами, прикладных, корректирующих, на расслабление, дренирующих, дыхательных, подвижных игр. Продолжительность процедур 25-30 мин. В комплексе РГГ используют упражнения на расслабление, статические и динамические дыхательные упражнения с акцентом на выдох, дренирующие упражнения.

Перед выпиской из больницы физическая нагрузка немного увеличивают, больные изучают и выполняют комплекс упражнений ЛГ для занятий в домашних условиях.

После выписки из стационара дети продолжают занятия ЛГ в кабинете ЛФК поликлиники в группах не более 4-6 человек через день и ежедневно дома в течение 1 года.

В последние годы предложена новая методика лечения бронхиальной астмы с помощью интенсивного массажа асимметричных зон (ИМАЗ). Продолжительность процедуры З0-40 мин. На курс лечения 3-5 сеансов с интервалом 3-5 дней. Назначая ИМАЗ, необходимо учитывать противопоказания: острый процесс в бронхах и легких, легочно-сердечная недостаточность, гипертоническая болезнь II стадии и др..

Детям, больным бронхиальной астмой, назначают также иглоукалывание, санаторно-курортное лечение на Южном берегу Крыма, Азовском море, в Одессе, в соляных копях Солотвинского месторождения соли (Закарпатская и Ивано-Франковская области). Больным следует рекомендовать катание на коньках, ходьбу на лыжах.

 






Сейчас читают про: