Статья 5. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Имеется в виду, что все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Избиратель имеет только один голос, и голос каждого равен голосу других, то есть нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это своеобразное равенство граждан в политической жизни.

Данная норма в РФ нарушается: полуслепые, полуглухие люди осведомлены о кандидатурах меньше, чем физически здоровые. Нарушение в разной проинформированности избирателей. Необходимо более усиленное регулирование в данной сфере.

Статья 6. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Принцип исключает всякое постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование обеспечивается тем, что никто не может видеть, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.

Данная норма также нарушается: были установлены неоднократные факты присутствия посторонних лиц при голосовании избирателей в кабинках для голосования (материалы и отчёты ЦИК РФ).

На мой взгляд, этот принцип является пережитком прошлого. Всё меньше жалуются по нарушению этого права. В демократических странах люди не боятся признаться, за кого они проголосовали. В этом нет ничего опасного или постыдного. Поэтому, целесообразнее было бы, отменить этот принцип.

 

Подводя итог по принципам используемым в избирательном праве, хотелось бы сказать «Бумага всё стерпит!». Принципы по своей сути хороши, но слабо действует институт реализации этих принципов (а это касается финансирования выборов и работы ЦИК РФ- на выборы надо затрачивать ещё больше и соответственно поднимать уровень работы ЦИК РФ и, контролирующих выборы, органов, тогда и выборы будут «чистыми».

2.3 Избирательные цензы[7]

Избирательные цензы- это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.

Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В одних случаях они совпадают, в других- нет. Есть специфические требования и для избирателей, и для кандидатов.

Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам относится возрастной ценз - требование, согласно которому избиратель должен достичь определённого возраста, после которого он приобретает право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депутаты или на избирательную должность. Возрастной ценз- требование вполне естественное, невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребёнок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти.

В Японии и Швейцарии возрастной ценз равен 20 годам. США,ФРГ, Франция, Италия, Швеция в своих избирательных системах закрепляют 18летний возрастной ценз.

Законодатели в Российской Федерации закрепляют 18летний возрастной ценз для активного избирательного права (ст. 60 Конституции РФ: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет).

На мой взгляд, 18летний человек ещё плохо ориентируется в значении выборов, он не может объективно увидеть ситуацию на политической арене в стране, поэтому необходимо заменить возрастной ценз для активного избирательного права с 18 лет на 21 год (то есть последовать примеру Японии).

Хотелось бы особо выделить возрастной ценз для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, так как человек, которого избирают в представительный орган или на должность мэра должен обладать жизненным опытом и видением политической ситуации в стране. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30 лет.

Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. Право быть избранным связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Конституция в ряде случаев определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным. Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 и ч.3 ст.81 Конституции РФ. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет (для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года). Очевидно, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.

Ч.1 ст.97 Конституции РФ определяет, что реализация гражданином права быть избранным депутатом Государственной Думы (то есть реализация пассивного избирательного права) возможна при соответствии гражданина требованиям, предъявляемым при реализации активного избирательного права (то есть права избирать в органы государственной власти), и дополнительно устанавливает возрастной ценз, равный 21 году, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений.

Что касается пассивного избирательного права на региональном и местном уровне, то планка возрастного ценза сильно снижается:

Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.

Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 21 года.

Сомнение вызывает сам факт выдвижения кандидата на выборы депутата представительного органа местного самоуправления лица, которому только 18 лет. Я усматриваю минус в избирательном праве, так как я бы не хотел жить в городе, в управлении которым участвует мой ровесник (на данное время), так как личность ещё не считается морально устойчивой, она не сформировано и не закончился, элементарно, гормональный процесс физического развития. Оптимальным, на мой взгляд, является возраст 21-23 года. Что касается выборов главы муниципального образования, то нормы закрепляют достижения кандидатом возраста в 21 год, который я, также, считаю заниженным.Я бы предложил установить этот возраст в 25. Я не против попирания демократических прав, я ценю новаторство наших законодателей, на чтобы принять нормативно-правовые акты, необходимо предварительно спроецировать ситуацию в будущем (то есть положение в обществе после принятия данного закона, закрепить механизмы его реализации). Нецелесообразно устанавливать данный возрастной ценз для пассивного избирательного права и аргументировать его необходимостью наличию жизненного опыта. Какой жизненный опыт, который необходим для внесения законопроектов и для управления городом и всеми его службами, может быть у 18летнего и у 21летнего?

В Российской Федерации установлен образовательный ценз для реализации пассивного избирательного права: для того, чтобы стать президентом необходимо знание Конституции РФ, знание курса Государственной и муниципальной службы, высшее образование.

Необходимо, на мой взгляд, установить требование конкретного высшего образования:

-необходимо составить образовательный процесс по новой специальности на базе специальностей в области управления, включить как профилирующие дисциплины: государственная и муниципальная служба, конституционное право, государственная и муниципальная служба в зарубежных странах, управление персоналом, документальное обеспечение в управлении, психология управления, комплекс психологических дисциплин, правовых, экономических и принимать на вышеуказанную работу людей с такой специальностью

-создать такую специальность на базе специализированных ВУЗов: Уральская Академия Государственной Службы (УрАГС), Институт Управления и Права (ИУиП УрГЮА).

Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо отмечали классики марксизма-ленинизма, «неграмотный человек вне политики».

По поводу избирательного ценза для активного избирательного права- он отсутствует, если избиратель не может прочесть фамилию- то ему прочитают, если он парализован- ему помогут поставить подпись с соответствующего разрешения ИК (избирательной комиссии)- а это исключения ведут к фальсификации результатов голосования. Нужны действенные механизмы реализации избирательного права для людей ограниченных физически, чтобы уничтожить правонарушения при голосовании в этом аспекте.

Ценз оседлости (проживания)- установленное законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определённый период времени. Дело в том, что проживаю в данном месте (страна, регион, город, район), человек живёт определённым образом жизни. Человек «укореняется», «оседает» на данной территории. Он заводит на ней семью (или приезжает изначально с ней), в результате общения у него появляется компания приятелей, друзей (широта такой компании зависит от коммуникативности человека- институт психологии личности человека и он уже становится заинтересован в процветании данной территории и повышении условий жизни жителей данной территории, плохо то, что многие политики чувствуют это и заботятся только об условиях жизни семьи, друзей и собственном благосостоянии, а на нужды простых жителей (не состоящих с политиками в родстве или свойстве) денег и желания что-то улучшать у политиков не остаётся. Необходимо:

-ужесточить контроль за родственниками политиков, которые «непонятным образом» замещают вакантные должности в престижных организациях, выигрывают государственные конкурсы на какой-либо заказ, для этих целей необходим орган, который будет подконтролен непосредственно президенту.

В Российской Федерации установлении обязательный для реализации пассивного избирательного права- ценз гражданства РФ. То есть, претендовать на закрепление своей кандидатуры на выборах в представительные органы власти РФ и на выборах должностных лиц РФ, могут только граждане РФ. Гражданство подтверждается паспортом РФ. Процедуру получения гражданства РФ в последнее время усложняют. Я одобряю это, так как это позволит сохранить генофонд нации.

Есть повод гордиться РФ тем лицам, которые активно призывают к демократизации в законодательстве: в избирательном праве РФ отсутствуют такие цензы как- ценз имущества, ценз пола, ценз для военнослужащих, религиозные цензы. Плохо то, что в числе требований к кандидатам на выборах отсутствует ценз морали- лишает граждан пассивного избирательного права при наличии в прошлом этого кандидата факта совершения недостойного поступка (аморального) и тем более преступление. Отсутствие такой нормы в избирательном праве РФ приводит к тому, что преступные элементы пытаются пролезть во власть, а деньги, которые они получили «непонятным путём» лежат в основе их избирательных фондов. Им мало просто совершать преступления, они хотят получить иммунитет власти и личную неприкосновенность. На выборных постах они продолжат совершать свои преступления, вести аморальный образ жизни, но их никто уже не сможет наказать, так как они обладают личной неприкосновенностью. Ввиду этого момента, предлагаю:

-ввести механизмы реализации процедуры импичмента на практике, создать специальный орган при президенте, который будет заниматься исключительно процедурой импичмента и отчитываться будет непосредственно президенту;

-ввести в систему норм избирательного права ценз морали (проводить это постепенно, на первом этапе запретить реализацию пассивного избирательного права лицам, которые совершали преступления; на втором этапе- ограничить это право лицам, которые совершали неоднократно правонарушения и аморальные поступки, арбитром об аморальности в данном случае выступит спец. орган при президенте.

Что касается ценза заключения для активного избирательного права, то его надо удалить из избирательного права, так как заключённые тоже люди, через какое-то время они выйдут из мест лишения свободы и будут жить в стране, которой управляют люди, которые должны быть выбраны и ими в том числе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: