Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. (К основным торгово-технологическим процессам относятся: продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.)
Вспомогательные процессы обеспечивают постоянное возобновление основных. (К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.)
|
|
Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса можно представить следующим образом:
Операции технологического процесса магазина | |
Основные | Вспомогательные |
• организация покупательских потоков в торговом зале; • размещение и выкладка товаров на оборудовании; • организация расчетов за отобранные покупателями товары; • упаковка товаров; • оказание дополнительных услуг, сервис. | • разгрузка товаров с транспортных средств; • распаковка и приемка товаров по количеству и качеству; • доставка в кладовые, хранение, перемещение к местам подготовки товаров к продаже; • подготовка товаров к продаже; • доставка товаров в торговый зал; • организация хранения и сдачи тары. |
Содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине.
Наряду с выделением основных и вспомогательных операций весь технологический процесс также условно разделяют на три основных этапа:
І этап операции с товарами до предложения их покупателям | І І этап операции непосредственного обслуживания покупателей | І І І этап дополнительные операции по обслуживанию покупателей | ||
• разгрузка транспортных средств; • доставка товаров в зону приемки; • приемка товаров по количеству и качеству; • доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или в торговый зал; • хранение товаров; • подготовка товаров к продаже; • перемещение товаров в торговый зал; • выкладка товаров на торговом оборудовании. | • встреча покупателя; • предложение товаров; • отбор товара покупателями; • расчет за отобранные товары; • оказание дополнительных услуг; | • прием предварительных заказов; • комплектование подарочных наборов; • доставка товаров на дом; • раскрой тканей; • подгонка швейных изделий по фигуре и т.д. |
|
|
Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей. Контакт между покупателем и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.
4 Основные схемы технологических процессов
Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.
В торговой практике сложились три основные схемы торгово-технологического процесса.
|
Рисунок – Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени
подготовленности товаров к продаже
Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при поставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.
Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.
Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку к продаже (фасовка, утюжка, чистка и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.
В большинстве магазинов одновременно действуют все три схемы.
Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.
Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций торгово-технологического процесса, является метод продажи. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода (ов) розничной продажи для конкретного магазина.
|
|