Тема 7. Организация и проведение психодиагностического исследования. Этапы психодиагностического процесса

 

I. Принципы организации психодиагностического исследования.

II. Характеристики психодиагностического процесса.

III. Этапы психодиагностического процесса.

 

Литература:

  1. Общая психодиагностика: Методические указания / Автор-составитель О. В. Белова. -
    Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
  2. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой: Изд‑во УРАО, 1997.
  3. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с.

 

I. Принципы организации психодиагностического исследования.

 

При организации психодиагностической работы (на разных уровнях управления психодиагностическим процессом) исследователи руководствуются следующими принципами:

1). Принцип обеспечения суверенных прав личности. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку не сообщается, и он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает. Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители. Проинформированный о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности:

а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

б) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных результатов обследования;

в) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

2). Принцип квалифицированной персональной ответственности. Психодиагност несет личную ответственность за использование получаемой от клиента информации. Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе. Если в структуре школы, организации нет штатной единицы психолога, который по своей должностной инструкции обязана отвечать за количество и качество психодиагностических обследований, то, безусловно, организация должна привлечь специалистов из других учреждений. В противном случае коллективная безответственность чревата неизбежными моральными издержками, а возможно, и юридическими проблемами. На любой судебный иск со стороны родителей или клиентов (о нанесении морального ущерба или ущерба психическому здоровью) отвечать придется директору.

3). Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителяне должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение. Например, доброжелательное отношение к испытуемому ни в коем случае не может выразиться в появлении подсказок и других форм прямой помощи, искажающей результаты. С другой стороны, любые ошибки испытуемого, которые говорят о том, что испытуемый просто не понял инструкцию к тесту, должны быть тут же скорректированы.

4). Принципконфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями. Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

5). Принцип психопрофилактического изложения результатов. В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:

а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые «параллельные формы»), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

6). Принцип сотрудничества и разделения компетенции психологов и специалистов-смежников (педагогов, менеджеров по персоналу). Психодиагностические методики могут относиться к одному из трех видов:

а) методику может самостоятельно проводить сам специалист и давать по ней заключение (это тесты знаний и умений, методики экспертной оценки стиля деятельности, личностных качеств и подобные им);

б) методику может проводить специалист-смежник, но давать заключение по ней должен психолог (это интеллектуальные и личностные тесты, стандартизированные методики шкалирования, стандартизированное наблюдение, определенные аппаратурные, компьютерно-игровые методики и подобные им);

в) методику должен лично проводить психолог, и он же дает по ней заключение (проективные тесты, тест конструктов, социометрия, ролевая игра, беседа и т. п.).

Но и психолог должен знать границы своей компетентности и не брать на себя функции врача или управленца.

7). Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная подготовка. Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру АТТЕСТАЦИИ, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

8). Принцип использования сертифицированных методик. Качество психодиагностической работы равным образом зависит как от квалификации исполнителя, так и от качества методик. Библиотека психодиагностических методов должна состоять из СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ методик и находиться «под ключом» у специалиста. Это методики, прошедшие освидетельствование в общегосударственных или региональных научно-методических центрах психодиагностики. Во всех случаях такие материалы имеют гриф ДСП («Для служебного пользования»).

9). Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик ( принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ» ). В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, то есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов. Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут «натаскивать» своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят диагностическую ценность.

10) Принцип разделения компетенции между государственными и региональными научно-методическими центрами. Положение о службе практической психологии образования предусматривает создание сети из региональных, городских и районных центров психологической службы. Подобные центры, при комплектации специалистами необходимой квалификации, и должны прежде всего выполнить функцию местной координации работ по психодиагностике. Но на первых порах это может быть кафедра психологии областного педвуза или негосударственная научно-коммерческая фирма. Таким образом, когда в школе или учреждении, организации возникает потребность в психодиагностике, то прежде всего следует задаться вопросом, не существует ли уже в данном регионе специализированный научно-методический центр, и если это так, то следует обращаться именно туда. Деятельность региональных психодиагностических служб контролируют общегосударственные центры.

11) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений. Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям. Вместе с тем, существуют научные организации тоже заинтересованы в расширении базы внедрения своих разработок. Поэтому между научными учреждениями и школами, вузами, психологическими кабинетами должен существовать и расширяться взаимообмен «методика-данные». Этому должна способствовать разворачивающаяся служба практической психологии образования.

 

 

II. Характеристики психодиагностического процесса.

 

Любая целенаправленная деятельность имеет опреде­ленную последовательность и структуру: всегда есть нача­ло, основная часть и завершающий этап. Психодиагностику тоже можно рассматривать как процесс, направленный на достижение определенных целей. Началом этого процесса, как правило, является постановка проблемы клиентом, основную часть составляет сбор ин­формации, окончание процесса — ответ на запрос клиента. Очень часто диагностический процесс определяется как процесс принятия решения.

При анализе психодиагностического процесса выделяют такие его аспекты:

1) обще­ние между диагностом и тестируемым. Наука о коммуника­циях располагает концепцией и знаниями, позволяющими описать ход процесса и то, как при определенных условиях процесс принимает оптимальную последовательность. То, что происходит в голове воспринимающего (психолога), напоминает получение сообщения телеграфистом и требует коммуни­кативных способностей — передачи ясного содержания по

хорошим каналам;

2) процесс может быть проанализиро­ван как ряд изменений, происходящих в восприятии и убеж­дениях диагноста и клиента. Для пси­хиатрического диагноза восприятие психиатром сообщений и особенностей общения клиента иногда является решаю­щим. Восприятие сообщений клиента как «нереальных, не­вероятных, выходящих за все рамки» играет важную роль в постановке диагноза реального заболевания или наруше­ния;

3) процесс можно рассматривать как получе­ние определенного ответа на вопрос с помощью психодиагностических средств, удовлетворяющих науч­ным правилам психологической дисциплины. Главным об­разом, выделяются следующие этапы:

• определение (формулирование) вопроса, проблемы, за­проса;

• сбор информации по проблеме;

• анализ эмпирических и теоретических знаний, которыми располагают психологические дисциплины, имеющие от­ношение к проблеме;

• вынесение заключения, из которого вытекают рекомен­дации.

Выделяют две основные модели психодиагностического процесса, которые отличаются друг от друга по способу получения и анализа информации:

1. Линейная модель («модель линзы»). В рамках этой модели психодиагност как бы отбирает и взвешивает то, что позволяет строить предположения, и принимает решение. Он собирает ин­формацию воедино и добавляет новые признаки. После анализа, обобщения всей полученной информации психодиагност «фокусирует» внимание на основных причинах проблематики клиента.

2. Модель проверки гипотез (МПГ). Модель включает в себя шесть последо­вательно выполняемых этапов:

1) Ориентация в проблеме, изложенной клиентом.

2) Описание проблемы на языке конкретных фактов. Восп­риятие проблемы клиентом. Контекст, в котором он ста­вит проблему.

3) Формулирование и отбор независимых гипотез об особен­ностях восприятия проблемы или проблемного поведения. Название модели связано именно с этим шагом. Проверка гипотезы рассматривается как центральный элемент на­учно обоснованной психодиагностики.

4) Выбор (или разработка) средств и методов операционализации конструктов с целью проверки каузальных фак­торов (причин возникшей проблематики), отбор тестов, методов, процедур, сопоставление результатов с гипотезой и в конечном итоге формулиров­ка диагноза.

5) Формулировка рекомендаций для процесса терапии, на­правленного на устранение данной проблемы.

6) Оценивание результатов.

Последний этап приводит к диагнозу. Установление диагноза рассматривается как проверка объяснительных гипотез.

В общих чертах, процедур диагностики содержит четыре компонента:

1. Анализ жалобы в том виде, как она сформулирована клиентом.

2. Переформулирование проблемы таким образом, чтобы она поддавалась научному анализу.

3. Диагноз.

4. Показания для терапии.

Важнейший этап психодиагностического процесса – принятие окончательного решения относительно адекватных рекомендаций. Первое, что помогает диагносту,— это развертывание процесса решения в цепочку определенных этапов. Прийти к ясному решению можно, учитывая соответствующие требования:

1. Проблема должна быть ясно сформулирована. Невозмож­но сформулировать ее всю сразу. Первый этап — катего­ризация проблемы. Нет ли у ребенка дислексии? Есть ли конфликт между родителями и детьми? Имеются ли труд­ности в обучении?

2. Диагност определяет ход процесса. Каков порядок его действий, когда лучше начать работу? Иногда необходимо прямое воздействие, а иногда требуется время, чтобы оп­ределить, к какой категории относятся проблемы. Каждое отдельное решение является вкладом в общее дерево ре­шений и содержит оценку определенных исходов.

3. Диагност должен организовать все необходимые этапы стратегии принятия решения. На каждом этапе он опре­деляет, что делать: применять тесты или нет, собирать новые данные или нет, применять воздействие или нет, информировать кого-то или нет, помещать клиента в со­ответствующий социальный институт или нет. После пе­речисления и объяснения преимуществ, предоставляемых альтернативными действиями, можно рассчитать, какое из них в наибольшей степени обеспечивает достижение критерия. Вопросы, на которые необходимо ответить: какая информация существенна для выработки решения, какое действие способствует по­вышению шансов в достижении критерия.

4.Диагност должен сделать выбор, прибегнуть к воздейст­вию или нет, и выбрать вид воздействия, обеспечивающий максимальный результат при минимальных затратах для него и клиента. Такая схема весьма близка к оптималь­ной. Она помогает обратить внимание на наиболее суще­ственные моменты и обдумать наиболее важные шаги. Диагносту требуется время, чтобы взвесить все за и про­тив.

Другой путь поиска решения психологического консультанта предписывается моделью полезности ожидаемых последствий. Модель полезности ожидаемых последствий помогает оста­новиться на одном из нескольких реальных выборов. Раз­личные выборы можно сравнить по их характерным чертам. Приведем пример использования такой модели: у пожилой супружеской пары имеется три ва­рианта выбора: а) остаться в своем доме;

б) переселиться в квартиру, где им будет предоставлен ежедневный уход;

в) переселиться в дом для престарелых.

Выбор определяется семью признаками (обстоятельства­ми, аспектами, чертами), степень важности которых зави­сит от специфики супружеской четы: 1) стоимость; 2) переезд; 3) легкость ремонта; 4) повседневная забота; 5) собственные возможности в отношении транспорта; 6) личная свобода; 7) личный комфорт.

Супруги должны оценить в баллах (например, от 1 до 10) три возможных выбора по степени привлекательности (по­лезности). Они должны взвесить для себя важность каждого признака, сравнивая и выбирая между ними. Результаты этого «взвешивания» возможных выборов должны сумми­роваться (до 10). Три выбора оцениваются по семи призна­кам в баллах от 1 до 10. Выбор, получивший наибольшее число баллов, указывает на реально предпочитаемый вариант. Если же набранное количество баллов по отдельным выбо­рам мало отличается, конечно, трудности выбора остаются.

 

III. Этапы психодиагностического процесса.

Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: