Макроэкономическая политика в открытой экономике

Тема 9

9.1. Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике.

9.2. Макроэкономическое равновесие при фиксированном валют­ном курсе. Диаграмма Т. Свона.

9.3. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе.

9.4.Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике.

9.1. Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - это действия государства, направленные на регулирование экономики с це­лью поддержания умеренных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэконо­мического равновесия.

Следует заметить, что каждая из выше перечисленных це­лей существует не сама по себе, а находится в тесной взаимо­связи с другими целями, образуя так называемый «магический четырехугольник» макроэкономической политики. Достижение этих целей позволяет государству обеспечивать как внутреннее, так и внешнее макроэкономическое равновесие.) Макроэкономическая политика государства нацелена на обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого, как правило, как обеспечение совокупного выпуска на уровне полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как обеспечение равновесия платежного баланса).

Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выде­ляют стратегическую и корректирующую макроэкономичес­кую политику.

Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешние рынки, обеспе­чение полной занятости и социальной стабильности и др.

Вместе с тем, для достижения долгосрочных целей государс­тво должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректиров­ка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат. Пример тому - действия государств по смягчению финансового и эко­номического кризисов, разразившихся в 2008 г.

Критериями, определяющими сбалансированность эконо­мики, являются:

· занятость на уровне естественной безработицы - 5-6%;

· умеренная инфляция - до 3% в год;

· годовой дефицит бюджета - 2-3% к ВВП;

· государственный долг - до 60% ВВП;

· устойчивый экономический рост на уровне 3% в год;

· социальная политика, обеспечивающая оптимальный уро­вень дифференциации доходов и стабильность в обществе;

· равновесное состояние платежного баланса.

Для достижения макроэкономических целей государство применяет определенные инструменты1, основными из кото­рых являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно- кредитная (монетарная) политика. Изменяя тот или иной вид политики, государство может влиять на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие.

Фискальная политика - это совокупность средств и ме­роприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макро­экономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам фискальной политики относятся: усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повыше­ние эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находит­ся под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей

Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуля­торы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

Под монетарной политикой понимают совокупность ме­роприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными целями ' монетарной политики являются: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса. Осуществляет монетарную политику Национальный (Цент­ральный) банк страны.

Эффективность монетарной политики зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют прак­тически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селек­тивные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инс­трументами монетарной политики являются: изменение учет­ной ставки; изменение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг.

Основное различие в воздействии фискальной и монетарной политики на макроэкономическое равновесие состоит в разном влиянии их на ставку процента, валютный курс и платежный баланс. Последний в открытой экономике является главным объектом макроэкономического регулирования. Активный пла­тежный баланс способствует повышению курса национальной валюты и притоку капитала в страну. Пассивный - порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты и оттоку капитала из страны. Потоки капитала, в свою очередь, оказыва­ют влияние на валютные курсы, а соответственно, на внутрен­ний спрос, экспорт и инвестиции. Именно поэтому в современ­ных правительственных программах цели государственного ре­гулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Рассмотрим фискальную и монетарную политику при режи­мах фиксированного и плавающего валютного курса (вопросы 9.2 и 9.3).

 

 

9.2. Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе. Диаграмма Т. Свона

 

Прежде чем рассматривать модель макроэкономического равновесия при фиксированном валютном курсе, следует ого­вориться, что под фиксированным курсом понимается не его застывший, а «маятниковый» уровень, колеблющийся в одну и другую стороны. Коридор колебания устанавливается На­циональным (Центральным) банком. Если курс национальной валюты отклоняется в сторону снижения за пределы установ­ленной нормы, то в целях не допущения ее девальвации На­циональный (Центральный) банк проводит валютные интер­венции, т.е. продает иностранную валюту на валютном рынке. И, наоборот, при отклонении курса национальной валюты в положительную сторону, Национальный (Центральный) банк покупает иностранную валюту, увеличивая предложение наци­ональной валюты.

Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равнове­сие стимулирующей фискальной и монетарной политики при фиксированных валютных курсах.

Фискальная политика. На рис. 9.1 исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Гори­зонтальная линия BP= 0 означает внешнее равновесие, свиде­тельствующее о том, что платежный баланс находится в равно­весии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и внешняя (иностранная) ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые оттоки ка­питала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*.

Рост государственных расходов, финансируемый путем зай­мов, сдвинет кривую IS от IS0 до IS 1, так как совокупный спрос во внутренней экономике увеличится в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внут­ренняя ставка процента поднимется до r1. Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на национальную валюту (например, белорусские рубли) повысятся, поскольку иностранцы постараются купить больше белорусских финансовых активов. При данном валютном курсе Национальный банк должен обеспечить дополнительное количество белорусских рублей и покупать иностранную валю­ту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение белорусских денег и снизить ставку процента. На рис. 9.1 это показано в виде сдвига кривой LM от LM0 до LM1. Экономика будет снова в равновесии в точке С.

Что же определяет величину притока капитала и рост дохода от Y0 до Y 1? Приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но при­ток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, так как он увеличивает предложение бело­русских денег. Когда ставка процента снова равна r*, приток капитала прекращается.

Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Республике Беларусь, ибо они получат ту же самую ставку процента, которую могли бы получать в любой другой стране мира. Инвесторы не будут изымать свой капитал, когда белорусская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платеж­ного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала. Но так как равновесие снова находит­ся на линии BP= 0, платежный баланс будет снова сбалансиро­ван. Фискальная политика является достаточно эффективной в открытой экономике с фиксированными валютными курсами.

LM0

r

LM1

B

r1

A C

r=r* BP=0

IS1

IS0

Y0 Y1 Y

Рис. 9.1.Стимулирующая фискальная политика при режиме фиксированных валютных курсов

 

Монетарная политика. Рост предложения денег сдвигает кривую LM от LM0 до LM1 в результате чего снижается став­ка процента (точка В на рис. 9.2). Это ведет к оттоку капитала, поскольку внутренняя ставка процента теперь ниже, чем ми­ровая ставка процента. Национальный банк должен покупать белорусские рубли и сокращать свои резервы иностранной валюты, чтобы поддержать фиксированный валютный курс. Предложение денег изменится, так как белорусские рубли, куп­ленные Национальным банком больше не будут находиться в обращении во внутренней экономике. Кривая LM1 сдвинется обратно до LM0.

Заметим, что поскольку предложение денег эндогенно, На­циональный банк не может изменить предложение денег неза­висимо от других стран при режиме фиксированного валютно­го курса. Увеличения выпуска денег не происходит, поскольку нет увеличения реального совокупного спроса. Фактический рост предложения белорусских рублей компенсируется отто­ком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и, как следствие, темп инфляции в других странах. При фиксированных валютных курсах, таким образом, происходит экспорт инфляции. Страны с фиксированными валютными кур­сами теряют монетарную независимость. Монетарная полити­ка является совершенно неэффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.

 

LM0

r

LM1

A

r=r* BP=0

r1

B

IS1

IS0

Y0 Y

Рис. 9.2. Стимулирующая монетарная политика при режиме фиксированных валютных курсов

 

 

9.3. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе

Когда обменные курсы свободно плавают, нет необходимос­ти иметь резервы, поскольку Национальный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Национальный (Центральный) банк не несет обязательств по обеспечению иностранной валютой тех, кто хочет купить инос­транные товары или иностранные финансовые активы.

Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равнове­сие стимулирующей фискальной и монетарной политики при плавающих валютных курсах.

Фискальная политика. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (при увеличении дефици­та государственного бюджета) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1 (рис. 9.4), повышая ставку процента до г\. Происходящий в ре­зультате этого приток капитала приведет к росту реального ва­лютного курса. Спрос на внутренне произведенные товары упа­дет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинет­ся влево обратно к исходной кривой IS0, так как экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке ис­ходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только тогда, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает сниже­ние ставки процента - сокращение совокупного спроса. Вывод: фискальная политика совершенно не эффективна, когда обмен­ные курсы свободно плавают и капитал мобилен.

 

 

LM

r

B

r1

A

r=r* BP=0

IS1

IS0

Y0 Y

Рис. 9.4. Стимулирующая фискальная политика при режиме плавающих валютных курсов

 

Монетарная политика. В случае монетарной экспансии (рис. 9.5) кривая LM сдвигается вправо от LM0 до LM1 понижая ставку процента до r1 (движение из точки А в точку В ). Факти­чески это повысит конкурентоспособное национальных то­варов. Обусловленный этим приток капитала приведет к обес­ценению валюты. Реальный обменный курс упадет, увеличивая спрос на внутренний выпуск. Кривая IS сдвигается от IS0 до IS1, повышая ставку процента опять до r* (движение из точ­ки В в точку С). Как и раньше, система вернется в равновесие (BP=0) через изменение обменного курса, которое будет про­должаться до тех пор, пока r меньше, чем r*. Чистый эффект монетарной экспансии - дефицит счета движения капитала и торговый излишек в результате снижения реального обменного курса. Вывод: монетарная политика достаточно эффективна в открытой экономике с плавающими обменными курсами.

 

LM0

r

LM1

r1

A C

r=r* BP=0

 
 


B

IS1

IS0

Y0 Y1 Y

Рис. 9.5. Стимулирующая монетарная политика при режиме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: