Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства

Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурирован­ных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная эконо­мика является подсистемой, управляемой общественными и ес­тественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели эко­номики, которые она реализует через свои институты и функ­ции. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельно­сти нации, удовлетворение ее растущих материальных и духов­но-культурных потребностей, повышение уровня благосостоя­ния. В связи с этим базовыми функциями экономической систе­мы страны являются производство, распределение, обмен, по­требление материальных благ и услуг.

Экономику как целое изучает макроэкономика (в курсе «Экономикс» — наука об экономике как едином целом). Она охватывает общую структуру и характеристики национальной экономики, ее межотраслевых комплексов и потенциалов, а также такие агрегаты, как правительственный сектор, домаш­ние хозяйства и частный сектор. (Агрегат — совокупность про­фильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица — субъект хозяйствования.). Объ­ектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщаю­щие показатели по хозяйству страны в целом: национальное бо­гатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внут­ренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество де­нег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как дохо­ды, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации ис­пользуются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития республики Беларусь (УПРБ №595 от 7.12.2009 г.) включаются 19 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хо­зяйства, инвестиции в основной капитал, производство потре­бительских товаров, в том числе продовольственных и непродо­вольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, сальдо внешней торговли, реальные денежные доходы населения, розничный то­варооборот, платные услуги населению, уровень рентабельно­сти реализованной продукции промышленности, производительность труда, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, численность занятых в экономике.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и воз­можностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатыва­ют в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рам­ках информационных систем государственные статистические службы — в Беларуси их возглавляет Белорусский национальный статистический комитет (Белстат).

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населе­нии, его занятости, уровне жизни, данные о национальном бо­гатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, ин­вестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.

Цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистиче­ской информации: всем субъектам хозяйствования — для вы­работки рыночной стратегии, научным организациям — для научных исследований и прогнозирования, государственным структурам — для формирования экономической политики.

Основные статистические показатели рассчитываются в сис­теме национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязан­ных показателей, применяемых для описания и анализа макро­экономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко­номический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт при расчете производствен­ным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отрас­лям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают нало­ги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за выче­том субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом ис­пользования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

Метод формирования ВВП по источникам доходов не явля­ется самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем пря­мого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает пер­вичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, не­посредственно участвующими в производстве, а также государ­ственными учреждениями и некоммерческими организация­ми, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной сторо­ны, оплатой труда работников и чистыми налогами на произ­водство и импорт — с другой. Данный метод используется толь­ко для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определе­ния его номинального объема или динамики.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или от­раслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре валового внутреннего продукта, ее динамике, эффек­тивности структурной политики.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, соз­данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на ве­личину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Ес­ли к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим показателем является нацио­нальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимо­сти за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. состав­ляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработ­ная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и др.); фонд накопления — потребностей развития производства. Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагае­мый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из теку­щих цен в неизменные, или сопоставимые, используются спе­циальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выра­жают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представи­тельных товаров и услуг) за определенный период. Номиналь­ный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показыва­ет его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (вклю­чая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг.прошлого века в западных странах в результате интеграции двух на­правлений исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развитиня экономики на макроуровне.

Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

Вначале СНС рассчитывалась лишь в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после второй миро­вой войны она была введена в международную практику. Боль­шое значение в становлении СНС имели рекомендации ООН 1953 г. по учету и представлению основных потоков в производ­стве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов. С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по ста­тистике национальных счетов».

В 1968 г. с учетом накопленного опыта была сформирована более совершенная межгосударственная система националь­ных счетов ООН (СНС ООН). К принципиально новым ее эле­ментам можно отнести деление производства по отдельным от­раслям и прочим производителям, включение в СНС межотрас­левого баланса, осуществление более подробного учета финан­совой сферы с выделением финансовых секторов и потоков фи­нансовых активов, включение балансов и показателей нацио­нального богатства, углубление методологии расчетов в области непроизводственной сферы, услуг и управления.

На основе СНС ООН 1968 г. была разработана стандартная СНС Европейского экономического сообщества. В ней проведе­но более четкое разграничение между потоками (материальных благ, услуг, доходов, финансовых обязательств), с одной сторо­ны, и запасами (материально-вещественных и финансовых ак­тивов) — с другой. Экономические показатели в СНС ООН 1968 г. исчисляются по двум концепциям: внутренней и национальной. Согласно внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических единиц на территории страны независимо от их национальной (гражданской) принадлежности. По нацио­нальной концепции в состав показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданам дан­ной страны и выплатами за границу гражданам других стран.

СНС ООН 1968 г. была пересмотрена и усовершенствована в 1992 г. в связи с развитием макроэкономических исследований и распространением различных экономических учений (нео-кейнсианства, монетаризма и др .). В СНС 1992 г. предусмотре­но использование четырех видов цен: производителя, покупате­ля, основных и факторных. Кроме того, для характеристики физических объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях экономики введены сопоставимые цены.

Ныне СНС как международный стандарт 1992 г. представ­ляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое от­ражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйствен­ного периода. Основным назначением СНС является обеспече­ние эффективного учета, анализа, прогнозирования и государ­ственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации про­изводства и распределения продукта и дохода. В большинстве стран и международных организаций национальное счетовод­ство служит основой всей системы учета, экономико-статисти­ческого анализа и международных сопоставлений.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подраз­деляется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учрежде­ния; 3 ) государственное управление; 4) частные некоммерчес­кие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (населе­ние); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по от­дельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической моде­ли рыночной экономики. Она осуществляется с целью изуче­ния потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгал­терских счетов и является юридическим лицом).

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смыс­ле — система макроэкономических расчетов, включающих так­же запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следу­ющие группы счетов:

• для секторов экономики;

• отраслей экономики;

• отдельных экономических операций;

• экономики в целом, или консолидированные счета.

Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов.

Сегодня СНС применяется более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хо­зяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не нахо­дили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхожде­ние Беларуси как суверенного государства в мировое сообщест­во потребовало сближения ее статистической системы с между­народными стандартами. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе нацио­нального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Респуб­лики Беларусь.

В ходе реализации мероприятий программы была разрабо­тана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных пока­зателей экономической деятельности хозяйствующих субъек­тов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отра­жает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накоп­ления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (опера­ций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осу­ществляет экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределе­ния первичных доходов, счет вторичного распределения дохо­дов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение нацио­нального богатства за отчетный период, и межотраслевого ба­ланса, в котором производство и использование стоимости про­дуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

Статистическая система Беларуси продолжает совершенст­воваться как в контексте международных процессов в этой об­ласти, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные ре­гуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комп­лексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инст­рументы экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: