При наличии посредника

П П

Р О

О Т

Д Р

У Е

Ц Б

Е И

Н Т

Т Е

Ы Л

И

 

Рисунок 1 Варианты подходов к выбору логистического канала.

 

Посредниками в логистических процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и проч., которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются и где осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т.д.

Основными причинами обусловливающими использование торговых посредников при формировании логистических каналов и цепей являются:

1. Управление потоковыми процессами на основе логистической концепции требует наличия определенных финансовых, материальных, квалификационных и иных ресурсов. Чем выше требования к эффективности управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться.

2. Формирование оптимальной структуры логистических каналов и цепей, а также дальнейшее ее совершенствование предполагает наличия знаний и опыта в области конъюнктуры рынка по структуре товаропотоков, методам реализации, способам распределения и т.д.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны распределительные каналы, сформированы логистические цепи, какова их мощность и гибкость, насколько широк ассортимент деловых услуг, предоставляемых потребителям, каково их качество и т.д.

Логистическая цепь, в сущности, представляет собой путь движения товарного потока, проходящего нередко через многие юридически независимые структуры. На этом пути товарный поток не только трансформируется, но по отношению к нему может неоднократно меняться также право собственности.

Виды логистических каналов и цепей соответствуют видам логистических систем, однако, их не три, а два:

1) Прямые и

2) Эшелонированные.

Прямые логистические канал ы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых структур. Как правило, они устанавливаются между изготовителями и институциональными потребителями, которые стремятся к полному контролю логистических и маркетинговых программ и которые располагают обычно ограниченными целевыми рынками.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, в следующих случаях:

1. Когда формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах товарных партий).

2. Когда в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, отвечающие всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам).

3. Когда параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение.

4. Когда число пунктов назначения (потребителей) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем.

5. Когда товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных и наладочных работ и т.д.).

6. Когда материальный поток не требует складской переработки.

7. Когда продуцент располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических каналов и цепей является возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Данные каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции. В этом случае влияние продуцентов на управление материальными потоками ограничивается, а контакты с потребителями часто ослабевают до уровня условности.

Эшелонированные логистические системы также имеют свои преимущества. Помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логистических каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока, может быть очень значимой. В то же время посреднические торговые и транспортные организации, действующие на рынке, очень неоднородны по своему статусу, логистическим мощностям, проводимой политике и т.д.

Обобщенно в распределительной логистике каналы и цепи можно характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.

Уровень распределения логистического потока – это любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Протяженность логистических каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.

Логистический канал нулевого уровня включает производителя и потребителя. Распределение материального потока осуществляется непосредственно производителем. Данные каналы характерны для логистической системы с прямыми связями. В то же время каналы нулевого уровня могут формироваться как на основе прямых логистических цепей, так и эшелонированных. Во втором случае дополнительными звеньями могут выступать трансформационные пункты транспортных организаций.

Одно-, двух- и более уровневые логистические каналы включают одного и более торговых посредников. Распределение материальных потоков на начальном этапе осуществляется производителем, а затем посредническими структурами. С позиций производителей генерирующих материальные потоки, чем больше уровней имеет логистический канал, тем больше трудностей в согласовании функционирования всех звеньев по продвижению материальных потоков до потребителей.

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, которые управляют материальными потоками через посреднические структуры целесообразно в ситуациях, когда:

Ø Товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт. В этом случае оптовые посредники, работающие с широким ассортиментом материальных потоков, могут создать достаточно большой совокупный объем сбыта, трансформируя при этом несколько материальных потоков от разных производителей в один комплексный материальный поток;

Ø Посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики – организации закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания.

Ø Товарные запасы посреднических звеньев в логистических каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы продуцента материальных потоков.

Ø Разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и продажной ценой слишком мала, чтобы содержать собственные сбытовые структуры и создать логистическую систему с прямыми связями.

Ø Логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также объемы обрабатываемой учетной документации.

Ø Потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.

На практике наибольшее распространение получили гибкие логистические системы. В гибких логистических системах, которые генерируют множество товарных протоков, используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи. Их соотношение зависит от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных возможностей логистической системы.

Чаще всего гибкие логистические системы используются, когда структура рынка неоднородна. В одном районе может наблюдаться высокая концентрация потребителей или наличие крупных потребителей, тогда более эффективными могут быть прямые логистические каналы и цепи. В другом районе может быть отмечен небольшой спрос на данную продукцию или разброс потребителей. Тогда для рационализации продвижения товарных потоков целесообразным является привлечение к формированию логистических каналов и цепей различного рода посреднических звеньев.

На практике часто бывает, что, освоив один из логистических каналов, продуценты проявляют излишнюю осторожность в использовании других, даже тогда, когда внешние и внутренние воздействующие факторы подталкивают к модификации или созданию новых систем продвижения товарных потоков. Одной из причин является то, что, чем больше логистических каналов (цепей) продуцирует логистическая система, тем сложнее ими управлять.

Логистические каналы (цепи) являются эффективным орудием стимулирования спроса. То есть они кроме продвижения материального потока выполняют ряд маркетинговых функций. Поэтому при выборе и формировании логистических каналов необходимо учитывать их сравнительные характеристики.

Критерием эффективности логистических каналов и цепей является отношение логистических затрат продуцента кполученным результатам, а главный оценочный показательуровень обслуживания потребителей.

Уровень обслуживания является качественным и одновременно комплексным показателем. Он зависит от многих факторов, например:

1. Скорости исполнения и доставки заказа.

2. Структуры комплекса логистических услуг, оказываемых покупателям.

3. Степени соответствия количественных и качественных параметров товарных потоков требованиям заказчиков.

4. Установления оптимальной напряженности товарных потоков.

5. Выбора рационального вида транспорта и транспортных средств.

6. Содержания запасов оптимальных по структуре и количественным параметрам в звеньях логистической цепи и создания нормальных условий хранения и складирования товаров.

7. Соблюдения заранее согласованного уровня цен и тарифов, по которым оказываются логистические услуги покупателям.

Очень часто формирование логистических каналов и цепей по эффективному продвижению товарных потоков становится для производителя наиболее важным вопросом не только в текущем, но и в стратегическом плане.

При формировании логистических каналов необходимо во всех случаях руководствоваться важным правилом: «Стремиться создать оптимальные условия доступности логистического канала для производителя и потребителя».

Невыполнение данного правила, отражающего минимум логистических требований, приводит к тому, что системы распределения и доставки, создаваемые продуцентом логистических услуг будут неэффективными.

Для оптимизации продвижения материального потока и конкретизации выбора участников логистических каналов необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все аспекты финансовых вопросов. Следует провести сопоставление комплексных и постатейных затрат логистической системы (предприятия) на формирование различных вариантов логистических цепей.

Сюда включаются:

v Расходы на подбор и обучение персонала по управлению товарными потоками.

v Административные расходы.

v Затраты на организацию продвижения материальных потоков;

v Затраты на транспортно-перемещающие и погрузочно-разгрузочные работы.

v Затраты на содержание складского хозяйства.

v Затраты на поддержание подсистем информационного обеспечения.

v Уровень комиссионных выплат.

v Затраты на подготовку продукции к производственному потреблению.

v Затраты на предпродажный и послепродажный сервис.

v Затраты на организацию обратного материального потока и т.д.

Сравнительная оценка стоимости отдельных логистических каналов и цепей должна быть также увязана с перспективами роста объемов реализации, то есть с потенциальной возможностью увеличения мощности материальных (товарных) потоков, а также с увеличением частоты поставок (напряжения в логистическом канале).

Кроме того, нужно учитывать то, что формирование логистических каналов обуславливает заключение, как правило, долгосрочных соглашений между партнерами. Ошибочный выбор логистического канала или посредников и звеньев в логистической цепи может вызвать разрыв логистических связей по всему пути продвижения товарного потока. Это отрицательно отразится на результатах функционирования логистической системы, посреднических структур, привлекаемых к управлению потоковыми процессами и на их взаимоотношениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow