Как уже известно, Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на конференции в Берлине. Причин можно найти множество. К примеру, вступление в Болонский процесс позволит нашей стране встроиться в процесс международной интеграции высшего образования. И что не менее важно, влечет за собой процесс глобализации и информатизации в сфере высшего образования РФ.
Став участницей Болонского процесса, Россия и российская высшая школа неизбежно должны были интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования, и речь здесь должна идти не о встраивании или подстраивании под европейские системы образования, а о синхронизации систем и модернизации высшей школы России. Это привело к необходимости создания нового поколения образовательных стандартов уровневого образования (бакалавриат – магистратура). Бакалавриат, магистратура и специалитет «вырастают» в российской высшей школе из традиционных (моноуровневых, интегрированных) образовательных программ.
Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, был введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.
В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1996 годы было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров.
Федеральные государственные образовательные стандарты были призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда.
В проектах этих стандартов используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:
· основная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
· направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
· профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;
· компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
· модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
· зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;
· результаты обучения – усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2004 г. сформировало Группу по осуществлению Болонских принципов в России. Основными направлениями деятельности Группы являются: анализ хода реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в РФ; выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в РФ и Европе; координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием РФ по развитию Болонского процесса в России.
В 2005 г. приказом Министерства образования и науки был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также возложены на Национальный фонд подготовки кадров функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией.
Также в 2005 году были определены головные вузы и организации в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах РФ реализацию основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.
Россия, участник процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования, разделяет цели повышения доступности высшего профессионального образования, внедрения системы образования в течение всей жизни, повышения качества образования на основе компетентностного подхода и интеграции науки и образования, повышения мобильности и усиления интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших практик и взаимного обучения. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения национальных задач модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.
Основные сложности интеграции в общеевропейское образовательное пространство связаны с содержательным реформированием учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов в сфере высшего образования в связи с переходом на модульную систему обучения и введением системы кредитов ECTS; необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и выстраивания отношений с рынком труда в соответствии с новыми задачами образования; необходимостью реформирования системы управления в вузах для разработки и последовательной реализации институциональных стратегий интернационализации; необходимостью сохранения национального разнообразия и традиций фундаментальности подготовки в высшей школе.
В связи с этим важное значение имеет совершенствование управления высшими учебными заведениями для обеспечения эффективного формирования общеевропейского пространства высшего образования и его механизмов для решения национальных задач многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.
Для решения задач интернационализации существенное значение имеет также представление в международном пространстве объективного анализа процессов, происходящих в российской системе высшего образования. Начиная с 2005 года, Россия представляет Национальные доклады о реализации Болонского процесса к официальным встречам европейских министров образования. Доклады о новых результатах должны быть представлены странами-участницами Болонского процесса на очередной встрече министров в апреле 2012 года в Бухаресте. Объективное и полное предоставление статистических и качественных аналитических данных не только обеспечит повышение эффективности участия РФ в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и может служить инструментом продвижения российского бренда высшего образования в международном пространстве.
С целью содействия решению вышеперечисленных задач Национальный фонд подготовки кадров проводит мониторинг и анализ деятельности вузов в использовании механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования. Начиная с 2005 года мониторинг проводился в рамках проектов Федеральной программы развития образования (с 2006 г. – Федеральной целевой программы развития образования). Основные итоги проектов представлены на сайте в разделах «Болонский процесс в России», «Семинары и конференции», «Материалы, публикации».
На коммюнике Конференции министров в Бухаресте в 2012 г. представители РФ первые не представили национального доклада в рамках тематических рабочих групп и не были включены сводный Доклад о выполнении задач Болонского процесса по итогам Конференции. Из этого можно сделать вывод, что процесс интеграции российского высшего образования в европейское пространство еще не достиг своей стадии завершения и еще есть над чем работать.
На встрече министров образования стран-участниц Болонского процесса 14-15 мая 2015 в Ереване речь шла о повышение мобильности до 20 % к 2020 г. на основе внедрения совместных программ, осуществления комплекса практических мер, направленных на улучшение качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ повышения привлекательности карьеры преподавателя и исследователя.
Важной вехой развития Болонского процесса может стать пересмотр «Стандартов и рекомендаций для независимых агентств гарантии качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования» (European Standards and Guidelines).
Работа над новой версией началась в сентябре 2014 года при участии группы Е4 - Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования, Европейского объединения студентов, Европейской ассоциации учреждений высшего образования и Европейской ассоциации университетов.
В итоге конференции в Ереване были расставлены приоритеты до 2020 года:
· переход к автоматическому признанию квалификаций в рамках Болонской системы; построение при помощи высшего образования инклюзивного общества, основанного на демократических ценностях и гражданских правах; развитие образовательных программ, необходимых европейскому рынку труда. Так же были выделены некоторые цели, которых следовало достичь согласно Болонскому соглашению до 2010 года, и достижение которых полностью реализовать не удалось:
· поддержка вузов в развитии инновационных образовательных программ, в том числе с использованием современных информационных технологий; ориентация программ на рынок труда.
· усиление диалога с работодателями, формирование программ со сбалансированным соотношением теоретической и практической частей
· развитие программ инклюзивности в образовании на фоне все большей диверсификации европейских обществ
· продолжение усилий по внедрению ранее согласованных структурных реформ. С фокусом на создании единой системы образовательных степеней и кредитов, унификации стандартов качества высшего образования, сотрудничестве с целью роста образовательной мобильности.
Следует резюмировать степень вовлеченности российских вузов в Болонский процесс. Это предельно ясно отобразит состояние проблемы высшего образования в России.
Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.
Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.
Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.
В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.
Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.
Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.
Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.
На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена[17, с.26].
Нельзя не добавить, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).