В настоящее время платежный баланс составляется на основе принципа начисления, согласно которому операции с нерезидентами отражаются по начисленным требованиям или обязательствам. Альтернативным принципу начисления является кассовый принцип, который требует учитывать внешнеэкономические операции по фактически погашенным требованиям и обязательствам, возникающим из совершенных операций.
Использование принципа начисления означает, что операции с нерезидентами отражаются не в момент оплаты возникших из операции требований, а в момент возникновения обязательств оплаты. Так, например, экспортные операции с товарами фиксируются в платежном балансе не в момент поступления выручки на банковский счет экспортера, а в момент перехода прав собственности на товар от продавца к покупателю.
Это приводит к тому, что значительная часть внешнеэкономических сделок, обязательства по которым не были оплачены в рамках отчетного периода, тем не менее включается в платежный баланс и формирует его статьи. Поскольку значительная часть операций не оплачивается в отчетном периоде, она корреспондирует со статьями "Предоставление торговых кредитов и авансов", "Просроченная задолженность" финансового счета платежного баланса.
Таким образом, можно сказать, что применение принципа начисления искажает картину действительно произошедших денежных поступлений и платежей. Исходя из этого, автор предлагает при составлении платежного баланса не включать в него операции, не связанные с движением денежных потоков в рамках отчетного периода. В этом случае будут отражаться суммы не начисленных, а реально произошедших денежных поступлений и платежей.
Ключевой проблемой при анализе платежного баланса является определение его сальдо. Традиционным способом определения сальдо платежного баланса является разделение операций на первичные (основные, операции "над чертой"), которые формируют сальдо платежного баланса, и производные (балансирующие, операции "под чертой"), которые уравновешивают сформировавшееся сальдо.
Концепция аналитического представления исходит из того, что в рамках отчетного периода влияние, оказываемое на равновесие внутренних рынков первичными внешнеэкономическими операциями, должно быть сбалансировано посредством проведения балансирующих операций. Это происходит вследствие наличия объективной причинно-следственной связи между первичными и производными операциями. В настоящее время при составлении аналитической версии платежного баланса широко применяется концепция официальных расчетов.
Концепция официальных расчетов состоит в том, что первичные операции формируют спрос и предложение на валютном рынке страны, а подчиненные им производные операции должны сбалансировать изменение конъюнктуры валютного рынка. В качестве производных авторами данной концепции рассматриваются операции с официальными золотовалютными резервами, а в качестве первичных - все остальные операции. Однако концепция официальных расчетов не выдерживает критики. Дело в том, что внешнеэкономический фактор - не единственный, обусловливающий формирование конъюнктуры валютного рынка. На конъюнктуру валютного рынка и динамику валютного курса оказывают влияние многочисленные внутренние факторы, например операции с валютой резидентов на внутреннем рынке. Балансирующие операции центрального банка с официальными резервами фактически уравновешивают не сальдо первичных операций, а возникающие на валютном рынке в силу множества причин колебания валютного курса. Поэтому недопустимо говорить о каких-либо объективных устойчивых взаимосвязях между состоянием платежного баланса и проведением операций с золотовалютными резервами.
Ошибочной также является концепция баланса текущих операций, которая применяется в методологии национального счетоводства. Данная концепция, применяемая в настоящее время в национальном счетоводстве, исходит из предположения, что за счет сальдо текущих операций формируется разница между национальными сбережениями и инвестициями, а сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса, в свою очередь, определяется разницей сбережений и инвестиций. Эта концепция исходит из первичного характера внешнеторговых сделок, чистого притока доходов и других текущих операций по отношению к финансовым операциям и операциям с капиталом. В действительности характер и величина финансовых и капитальных операций платежного баланса определяются не сальдо текущих операций, а нормой прибыли и процента в стране-получателе капитала. Другой ошибочной теорией является представление о том, что сальдо внешней торговли зависит от баланса международных капиталовложений, поскольку приток капитала в страну приводит к импорту ею товаров производственного назначения, а экспорт капитала сопряжен с экспортом этих товаров. На самом деле движение товаров между странами зависит от разницы уровней цен на товарных рынках различных стран, а не от движения капиталов.
Таким образом, балансирующие операции совершаются не в ответ на совершение первичных операций, а в противовес изменению внутренней конъюнктуры, которая находит выражение в ценах, валютном курсе, проценте. То, что сальдо первичных операций количественно соответствует сальдо балансирующих операций с противоположным знаком, обусловлено применением при составлении платежного баланса принципа двойной записи, а не наличием объективных причинно-следственных связей между этими группами операций.
Итак, вследствие существования множества внутренних факторов, влияющих на конъюнктуру национальных рынков, аналитическое представление платежного баланса в форме разделения операций на основные и балансирующие в действительности лишено смысла. Гораздо более целесообразным для аналитических целей представляется соотносить сальдо первичных внешних операций не с сальдо производных операций, а с состоянием внутренних рынков товаров, услуг, валют и капитала, которые находят выражение в уровне цен товаров и услуг, валютном курсе и норме процента на вложенный капитал.
2.3 Сценарии макроэкономического развития на 2013 - 2015 гг. и прогноз платежного баланса
В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2012 года, а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Разработка Прогноза осуществлялась на вариантной основе в составе трех основных (умеренно оптимистичный, консервативный и сценарий фиксированного роста) и двух дополнительных (негативный и оптимистичный) вариантов.
Вариант умеренно оптимистичный отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении заработной платы в бюджетном секторе в 2014-2015 годах. Именно умеренно оптимистичный вариант предлагается рассматривать в качестве базового параметра для разработки федерального бюджета на 2013-2015 годы. В соответствии с ним рост ВВП России в 2013 году составит 3,7 %, в 2014 году - 4,3 %, в 2015 году - 4,5 процента.
Консервативный вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных расходов на развитие. Сценарий предполагает стагнацию государственного инвестиционного спроса и реальной заработной платы бюджетников и денежного довольствия военнослужащих. Годовые темпы роста экономики в 2013-2015 годах оцениваются на уровне 2,7-3,3 процента.
Сценарий фиксированного роста характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного наращивания инвестиций и увеличения их объема не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес-климата и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных расходов, направленных на развитие инфраструктуры и новой экономики. Сценарий также предполагает более благоприятные демографические тренды. Среднегодовые темпы роста экономики в 2013-2018 годах увеличиваются до 6,1 %, в 2016-2018 годах рост ВВП должен достигать почти 7 % в год. Сценарий характеризуется возросшей макроэкономической несбалансированностью. Существенно возрастут долги частного и государственного сектора, а сальдо счета текущих операций после 2015 года будет находиться в устойчивых негативных значениях. Это будет повышать уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.
Дополнительный негативный вариант характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долл. США за баррель, в 2014-2015 годах предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2 % в год.
Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски для устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируются замедление роста российской экономики в 2013 году до 0,5 % при значительном ослаблении курса рубля и в 2014-2015 годах возобновление роста до 2-3 процентов.
В то же время сохраняется вероятность того, что углубление кризиса в еврозоне может серьезно затронуть американскую экономику и перерасти в новую волну масштабного банковского и мирового экономического кризиса. На эту новую волну может наложиться падение цен на нефть до 60 долл. США за баррель. В этом случае российская экономика может испытать падение ВВП, однако масштабы кризиса будут меньше, чем в 2009 году.
Оптимистичный вариант отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть - в 2013-2014 годах на уровне 110-115 долл. США за баррель с ускорением роста до 120 долл. за баррель в 2015 году. Темпы роста ВВП в 2013-2015 годах оцениваются на уровне 3,9-4,6 % в год.
Таблица 4.
Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг.
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Цена на нефть Urals (мировая), долл. США/барр. | |||
Вариант С (оптимистичный) | ПО | ||
Вариант 3 (фиксированный рост) | |||
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | |||
Вариант 1 (консервативный) | |||
Вариант А (негативный) | |||
ВВП, темп роста, % | |||
Вариант С (оптимистичный) | 3,9 | 4,3 | 4,6 |
Вариант 3 (фиксированный рост) | 4,6 | 5,3 | 6,4 |
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | 3,7 | 4,3 | 4,5 |
Вариант 1 (консервативный) | 2,7 | 2,9 | 3,3 |
Вариант А (негативный) | 0,5 | 2,0 | 3,0 |
Инвестиции в основной капитал, % | |||
Вариант С (оптимистичный) | 8,7 | 7,5 | 8,1 |
Вариант 3 (фиксированный рост) | 8,5 | 11,2 | 13,1 |
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | 7,2 | 7,3 | 7,9 |
Вариант 1 (консервативный) | 5,0 | 5,4 | 6,8 |
Вариант А (негативный) | 0,2 | 2,9 | 5,5 |
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||
Вариант С (оптимистичный) | |||
Вариант 3 (фиксированный рост) | |||
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | |||
Вариант 1 (консервативный) | |||
Вариант А (негативный) | |||
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||
Вариант С (оптимистичный) | |||
Вариант 3 (фиксированный рост) | |||
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | |||
Вариант 1 (консервативный) | |||
Вариант А (негативный) |
В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов Банк России рассмотрел три варианта условий проведения ДКП в 2013-2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть Urals на мировом рынке до 73 долл. США за баррель.
В этих условиях в 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут сократиться на 0,4 %, инвестиции в основной капитал - на 2,1 %. Снижение ВВП может составить 0,4 процента.
В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы. Предполагается, что в 2013 году цена на российскую нефть может составить 97 долларов США за баррель.
Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2013 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7 %. Объем инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2 %. В этих условиях объем ВВП может вырасти на 3,7 процента.
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть Urals до 121 долл. США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 году ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6 %, реальных располагаемых денежных доходов населения - до 4 %. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4 процентов.
В 2014-2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2-5 процентов.
Прогноз платежного баланса на 2013-2015 годы по второму варианту составлен исходя из предположения о несущественном изменении цены на нефть Urals на мировом рынке (от 97 до 104 долл. США за баррель).
Согласно первому варианту прогноза, при падении средней цены на российскую нефть в 2013 году ожидается резкое сокращение положительного сальдо баланса торговли товарами и услугами до 72,5 млрд. долл. США и профицита счета текущих операций до 11,9 млрд. долл. США. В соответствии со вторым вариантом прогноза некоторое ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит уменьшение активного сальдо торговли товарами и услугами до 101,9 млрд. долл. США и счета текущих операций - до 31 млрд. долл. США. По третьему варианту при улучшении ценовой конъюнктуры экспорта положительный итог, как баланса торговли товарами и услугами, так и счета текущих операций (172 и 94,7 млрд. долл. США, соответственно) будет выше показателей 2012 года.
Дефицит баланса первичных и вторичных доходов в зависимости от варианта может составить от 60,5 до 77,4 млрд. долл. США
Отрицательное сальдо финансового счета в первом варианте оценивается в размере 22,2 млрд. долл. США. Во втором и третьем вариантах профицит финансового счета составит 2,8 и 13,2 млрд. долл. США, соответственно.
Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый в первом и втором вариантах, сократится до 35 и 10 млрд. долл. США, соответственно. В третьем варианте трансграничное движение частного капитала будет сбалансированным. В этих условиях активизируется деятельность банков по привлечению внешних ресурсов и распределению их на внутреннем рынке.
Сектор государственного управления и Центральный банк сократят чистые иностранные активы на 12,8-13,2 млрд. долл. США как за счет прощения задолженности по внешнему государственному долгу, так и за счет предполагаемого выпуска ценных бумаг.
В 2013 году в первом варианте в условиях заметно сократившегося сальдо счета текущих операций и дефицита финансового счета снижение международных резервов России может достичь 20,2 млрд. долл. США. Во втором и третьем вариантах прирост резервов на 23,8 и 97,9 млрд. долл. США, соответственно, будет следствием совокупного положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета.
В среднесрочной перспективе (до 2015 года) баланс товаров и услуг будет складываться при опережающем росте импорта по сравнению с их экспортом. Одним из факторов, сдерживающих динамику экспорта товаров во всех вариантах прогноза, станет отсутствие роста физического объема вывоза топливно-энергетических товаров. Наряду с этим ежегодный темп прироста импорта товаров замедлится относительно средней величины за последние десять лет в 2-5 раз.
Недостаток поступлений от текущих операций в 2014-2015 годах при возрастающей потребности экономики в ресурсах для финансирования внутренних инвестиций обусловит необходимость увеличения использования средств из внешних источников. Как предполагается, резиденты расширят их привлечение. Однако устойчивый ввоз частного капитала на чистой основе прогнозируется лишь в третьем сценарии в объеме до 20 млрд. долл. США. Во втором варианте потоки частных инвестиций в 2014 году будут сбалансированными и лишь в 2015 году сложатся в пользу нетто-ввоза в объеме 15 млрд. долларов США. В первом варианте экспорт капитала банками и прочими секторами продолжится, хотя в 2015 году он снизится до 10 млрд. долларов США.
Прогнозируемая динамика финансового счета и счета текущих операций определит устойчивый нетто-приток валютных ресурсов на внутренний рынок в третьем варианте прогноза. В этих условиях вероятный объем накопления резервных активов Банком России достигнет 91,9 млрд. долл. США в 2014 году и 78,4 млрд. долл. США в 2015 году. Значительные размеры наращивания международных резервов будут связаны в основном с планируемым пополнением Резервного фонда. Во втором варианте прирост резервов в 2014 и 2015 годах составит 22,1 и 13,7 млрд. долл. США, соответственно. В первом варианте сокращение резервных активов на 7,1 млрд. долл. США в 2014 году и на 20,7 млрд. долл. США в 2015 году будет связано с уменьшением притока валютных ресурсов в экономику.
Следует отметить, что Банк России рассмотрел более широкий коридор возможных изменений цены на нефть в зависимости от вариантов проведения ДКП (48-52 долл. США за баррель), чем в основных направлениях предыдущего года (в прогнозе платежного баланса на 2012-2014 годы коридор изменений - 48-50 долл. США за баррель). Вместе с тем по итогам 2011 года расхождение между третьим оптимистичным вариантом прогноза и среднегодовой ценой на нефть составило 19,3 долл. США.
Таблица 5.
Прогноз платежного баланса на 2013 г.
(млрд. долл. США)
I вариант (73 долларов США) | IIвариант (97 долларов США) | III вариант (121 долларов США) | |
Счет текущих операций | 11,9 | 31,0 | 94,7 |
Баланс товаров и услуг | 72,5 | 101,9 | 172,0 |
Экспорт товаров и услуг | 485,1 | 575,9 | 664Д |
Импорт товаров и услуг | 412,7 | 474,0 | 492,1 |
Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом | 1,9 | 21,0 | 84,7 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -22Д | 2,8 | 13Д |
Таблица 6.
Прогноз платежного баланса на 2014 г.
(млрд. долл. США)
I вариант (76 долларов США) | II вариант (101 долларов США) | III вариант (126 долларов США) | |
Счет текущих операций | 5,8 | 20,0 | 84,4 |
Баланс товаров и услуг | 68,0 | 97,3 | 174,3 |
Экспорт товаров и услуг | 500,8 | 610,7 | 719,1 |
Импорт товаров и услуг | -432,8 | -513,4 | -544,7 |
Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом | 5,8 | 20,0 | 84,4 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -12,9 | 2,1 | 7,4 |
Таблица 7.
Прогноз платежного баланса на 2015 г.
(млрд. долл. США)
I вариант (78 долларов США) | II вариант (104 долларов США) | III вариант (130 долларов США) | |
Счет текущих операций | -13,2 | -3,8 | 56,8 |
Баланс товаров и услуг | 52,3 | 78,0 | 150,2 |
Экспорт товаров и услуг | 515,4 | 637,9 | 755,8 |
Импорт товаров и услуг | -463,1 | -559,9 | -605,6 |
Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом | -13,2 | -3,8 | 56,8 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -7,5 | 17,5 | 21,5 |
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5-6%, в 2014 и 2015 годах до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7-5,7% в 2013 году, 3,6-4,6% в 2014 и 2015 годах.
Расчеты по денежной программе на 2013-2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета.