Методы, формы и виды конкурентного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности

Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, связанные прямым или косвенным воздействием на иностранную конкуренцию, можно разделить на четыре группы:

1) таможенно-тарифное регулирование, т.е. регулирование экспорта-импорта посредством варьирования обычных таможенных пошлин, в том числе по предложениям антимонопольного органа, в целях развития конкуренции и экономической эффективности рынков в России;

2) защитные меры в отношении иностранных государств и производителей, которые могут осуществляться как посредством установления дополнительных пошлин сверх действующих в данной сфере импорта пошлин, так и иных механизмов;

3) меры антимонопольного контроля при введении таможенных тарифов и мер защитного характера в отношении импорта товаров в целях недопущения негативноговлияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

4) меры нетарифного ограничения внешней торговли или нетарифного регулирования, не относящиеся к мерам защитного характера, в том числе технические барьеры на пути торговли, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры лицензирования импорта, процедуры государственных закупок, процедуры таможенной оценки, предотгрузочная инспекция и др.[450];

Рассмотрим коротко эти группы мер государственного внешнеэкономического конкурентного регулирования.

1) Таможенно-тарифное регулирование, т.е. регулирование экспорта-импорта посредством варьирования обычных таможенных пошлин, в том числе по предложениям антимонопольного органа, в целях развития конкуренции и экономической эффективности рынков в России;

Изменение внешних экономических пошлин может выгодно влиять на состояние конкурентной среды и экономическое благосостояние общества как при понижении, так и при повышении таких пошлин в зависимости от потребности сложившейся конкурентной и экономической ситуации в стране. Так, при необходимости поддержки определенного отечественного производителя или отрасли, в стратегических или экономических целях, например, при запуске нового перспективного производства, которому на время необходимо создать «тепличные» условия, обезопасив от внешних конкурентов, повышение импортных (ввозных) таможенных пошлин для производителей и поставщиков аналогичных импортных товаров может привести к стабилизации конкурентной среды и поддержать на время становления и набора оборотов отечественного производителя в конкурентной борьбе. Как уже отмечалось, такие меры должны быть оправданы объективными национальными интересами России, а не быть проявлением вредного для экономики и потребителя в целом необоснованного государственного протекционизма отдельных промышленных групп вследствие их активного лоббирования.

В других случаях более выгодным для интересов России может стать, напротив, понижение импортных пошлин на отдельные виды импорта. Так, в случае монополизации российского рынка какими-либо отечественными производителями понижение пошлин на импорт аналогичной продукции из-за рубежа может привести к ослаблению такой монополии в России, падению необоснованных цен, дать и другие преимущества потребителям на данном товарном рынке, отличающие конкурентные рынки от монополизированных.

Еще одним способом антимонопольного воздействия на конкурентную среду и рыночные показатели внутри страны является повышение экспортных (вывозных) пошлин. Так, например, когда в декабре 2007 г. в России стали резко расти цены на молочные продукты, а также растительное масло, ФАС России предложил повысить пошлины на экспорт, в частности, растительного масла. Данная мера была направлена на сокращение объема экспорта отечественного растительного масла за рубеж и продажи большего числа данной продукции на российском рынке. Следствием данной меры должно было стать увеличение конкуренции на рынке продаж растительного масла, и далее – падение или консервацию цен на данную продукцию внутри России.

И, наконец, снижение экспортных пошлин также является инструментом конкурентной политики государства, однако, уже в отношении внешних рынков. В некоторых случаях снижение экспортных пошлин для отдельных видов отечественных товаров, идущих на экспорт, может являться залогом повышения конкурентноспособности таких товаров на зарубежных рынках по-отношению к иностранным производителям и продавцам.

Полномочия по введению, изменению ставок таможенного тарифа при регулировании внешнеэкономической деятельности распределяются между субъектами наднационального евразийского и национального российского регулирования. Такими полномочиями обладают на уровне ЕврАзЭС - Совет Евразийской экономической комиссии [451] и на национальном уровне - Правительство России [452]. При этом следует отметить важную роль в механизме принятия решений об изменении ставок таможенных пошлин межведомственной Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике[453]. Если Правительство России непосредственно вводит изменения в таможенном тарифе, то центр принятия решения приходится на работу Комиссии, в которую входят представители различных заинтересованных органов власти. При этом согласно п. 6 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями давать в установленном порядке заключения о последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке Российской Федерации.

2) Меры защитного характера (специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры при импорте товаров)

Как отмечалось выше, вопросы введения защитных мер при импорте товаров регламентируются целым рядом международно-правовых соглашений в рамках ВТО и ЕврАзЭС, а также национальным законодательством. При этом центральное место в этой системе занимает специальный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[454]. Он создает развернутую законодательную базу для защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. В Законе достаточно полно определены специальные, антидемпинговые, компенсационные меры защиты отечественной промышленности от причинения ущерба массированным импортом, демпинговым импортом и импортом товаров, при производстве и экспорте которых предоставлялись субсидии, основные условия и принципы их применения, а также проведения расследования, предшествующего введению этих мер. Закон определяет также условия, при которых в целях защиты экономических интересов Российской Федерации могут вводиться количественные ограничения импорта или экспорта товаров[455].

В Законе о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров включена так называемая «антимонопольная оговорка», предусматривающая в некоторых случаях обязанность органа, проводящего расследование, предшествующее введению защитных мер, получение заключения антимонопольного органа о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации. Главная цель этой «антимонопольной оговорки» - воспрепятствовать превращению мер торговой политики в меры необоснованного протекционизма. Если предприятие, требующее введения ограничительных мер по импорту, уже имеет существенную долю на отечественном рынке, то введение дополнительных мер ограничения конкуренции по импорту может повлечь негативные последствия для внутреннего рынка. В связи с этим должно учитывать мнение антимонопольного органа о целесообразности введения таких мер[456].

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Под антидемпинговой пошлиной понимается, в свою очередь, пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационной мерой определяется как мера нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемую по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. При этом устанавливается, что компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Полномочия по введению защитных мер распределяются между рядом органов власти национального российского и наднационального евразийского уровня.

До принятия Таможенного кодекса Таможенного Союза и формирования единой таможенной территории стран-членов[457], введение защитных экономических мер было только национальной прерогативой. В соответствии с Законом о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, полномочия по введению защитных мер были предоставлены Правительству России. Полномочия по подготовительной работе по введению таких мер, в том числе по проведению специальных расследований, предшествующих введению таких мер, были предоставлены специальному уполномоченному органу исполнительной власти, функции которого выполняло ранее Минэкономразвития России.

Среди других ключевых публичных субъектов старой модели регулирования отношений в данной области следует назвать, в частности, Комиссию Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике[458], которая выступала координационным органом межведомственного взаимодействия при введении защитных мер во внешней торговле, а также, в частности, антимонопольный орган, основная функция которого состояла в подготовке заключений о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Формирование единой таможенной территории существенным образом изменило указанную модель. В основе новых подходов – формирование дуалистической системы регулирования защитных мер при импорте товаров. Реалии Таможенного союза не упразднили национальную систему введения защитных мер, но наряду с ним был установлен и наднациональный механизм. При этом актами стран-членов Таможенного Союза были определены случаи применения национального и наднационального механизмов, а также порядок взаимодействия национального и наднационального регулирования и правоприменения в данной области. Кроме того, в связи с указанными изменениями Российской Федерацией были внесены определенные изменения и в национальную модель регулирования защитных мер. Начнем с последних.

Правительство РФ по-прежнему сохранило полномочия по введению защитных мер. Однако, органом, ответственным за проведение расследований, предшествующих такому введению было определено не Минэкономразвития России, а Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации[459].

В свою очередь Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике была упразднена и уступила место координатора в данной сфере вновь образованной Комиссии по экономическому развитию и интеграции[460]. К функциям Комиссии, в частности, отнесены вопросы координации защиты внутреннего рынка, в том числе путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные действия со стороны других государств. Кроме того, на Комиссию возложены, в частности, функции координации вопросов обеспечения экономической интеграции, осуществления взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и иных интеграционных объединений, созданных в рамках Содружества Независимых Государств, а также с Европейским союзом, форумом "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и государствами - членами Организации Исламская конференция, обеспечения полноправного членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Как следует из анализа названия и функционального содержания компетенции Комиссии, ее создание взамен Комиссии по тарифному регулированию отразило суть происходящих перемен – вхождение России в различные интеграционные объединения и развитие интеграционного курса на евразийском пространстве, в том числе формирование единой таможенной территории Таможенного Союза и евразийского экономического пространства с участием России. В этих условиях решение вопросов, в частности, таможенного-тарифного регулирования и введения защитных мер, не может осуществляться вне контекста решения стоящих перед Россией интеграционных задач и проблем в целом. Отсюда и формирование новой Комиссии с новыми акцентами и коррекцией функцией, целей, задач.

Согласно Договору о Евразийской экономической комиссии она осуществляет свою деятельность, в частности, в таких сферах, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, установление торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентная политика.

В Соглашении ЕврАзЭС о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода[461] определены критерии и случаи разграничения компетенции национального и наднационального уровней в области регулирования защитных мер, а также случаи и порядок взаимодействия органов указанных уровней для принятия согласованных решений. Системный анализ положений Соглашения позволяет выявить следующий механизм и элементы данной модели. Соглашение предусматривает, что защитные меры (специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные) могут вводиться как на национальном, так и наднациональном уровнях. На национальном они вводятся уполномоченными органами стран-членов Таможенного союза, в том числе в России – Правительством РФ; на наднациональном – Евразийской Экономической Комиссией[462].

При этом важно обратить внимание, что процесс введения защитных мер имеет единую начальную, отправную точку, как для национального, так и наднационального уровня. Комиссия не инициирует самостоятельно процесс введения защитных мер и не принимает непосредственно, минуя национальные органы заявления производителей, ходатайствующих о введении защитных мер. Даже если производители зарегистрированы в более чем одном государстве - члене Таможенного союза, то такое заявление подается не в Комиссию, а также на национальный уровень - в уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрированы производители, на долю которых приходится большая часть в совокупном объеме производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Принимая решение о введении защитных мер на таможенной территории в целом, Комиссия в качестве отправной точки использует решения о введении защитных мер, принятых национальными органами в отношении внутренних рынков отдельных государств-членов. При этом Соглашение определяет случаи, когда национальная защитная мера сохраняет национальный статус, а когда трансформируется в защитную меру в отношении таможенной территории Таможенного Союза. Так, если на долю национальных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров приходится не менее 25 процентов от общего объема производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера применяется в отношении импорта товара из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза на основе соответствующего решения Евразийской Комиссии до окончания срока действия меры, установленного государством-членом, принявшим такую меру (ст.2 Соглашения). И наоборот, если на долю национальных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров приходится менее 25 процентов от общего объема производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера может действовать до окончания срока ее действия в соответствии с законодательством соответствующего государства - члена Таможенного союза (ст.5).

При этом, согласно ст.12 Соглашения, до введения Комиссией защитных мер в отношении импорта товаров из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза государства - члены Таможенного союза применяют специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, введенные ранее в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением и решениями Комиссии.

К вопросу о распределении регулирующих полномочий между национальными и наднациональными органами по вопросам защитных мер важно добавить, что Евразийская Комиссия утверждает регламент проведения уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию. Таким образом, в рамках глобального евразийского пространства сформирована дуалистическая система экономического регулирования введения защитных мер при импорте товаров. Также в стадии формирования находятся, дуалистические модели регулирования иных экономических отношений, в частности, конкурентных отношений. По аналогии с опытом ЕС, в наднациональную компетенцию Евразийских органов передаются вопросы защиты конкуренции на рынках, выходящих за пределы одного государства-члена[463].

4) меры антимонопольного контроля при введении таможенных тарифов и мер защитного характера в отношении импорта товаров в целях недопущения негативноговлияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Как отмечалось выше, введение защитных мер во внешней торговле может способствовать внутреннему монополизму. В связи с этим Закон о защитных мерах предусматривает случаи, когда орган, уполномоченный на проведение расследования по вопросу необходимости введения защитных мер (в н.в. - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), должен получать заключение национального антимонопольного органа, в котором последний указывает на наличие или отсутствие угроз для конкуренции внутрироссийских рынках от введения защитных мер.

Часть 8 ст. 26 Закона о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров устанавливает, что в случае, если в течение двух лет, непосредственно предшествующих дню начала расследования, на одного российского производителя, поддержавшего заявление, указанное в ч. 1 ст. 25 данного Закона[464], приходится более чем 35% производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара (при проведении расследования, предшествующего применению специальной защитной меры) или аналогичного товара (при проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры или компенсационной меры) либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем 25% общего объема реализации данного товара и непосредственно конкурирующего товара (при проведении расследования, предшествующего применению специальной защитной меры) или данного товара и аналогичного товара (при проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры или компенсационной меры) на рынке Российской Федерации, орган, проводящий расследования, получает заключение федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях воздействия специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры на конкуренцию на рынке Российской Федерации. Такое заключение должно быть представлено федеральным органом исполнительной власти в области антимонопольной политики в орган, проводящий расследования, в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса органа, проводящего расследования. К этому запросу должны быть приложены материалы, указанные в ч. 4 и 5 ст. 25 Закона о защитных мерах при импорте товаров.

С указанным положением соотносятся положения, закрепленные в п. 6 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции, которое устанавливает, что антимонопольный орган наделен полномочиями давать в установленном порядке заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке Российской Федерации.

4) Меры нетарифного ограничения внешней торговли, не относящиеся к мерам защитного характера. Как уже отмечалось выше, среди таких мер можно назвать квотирование, технические барьеры на пути торговли, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры лицензирования импорта, процедуры государственных закупок, процедуры таможенной оценки, предотгрузочная инспекция и др.

Так, в частности, согласно Закону об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности предусматриваются такие меры, как:

- количественные ограничения экспорта и импорта товаров (квотирование) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами;

- разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, в том числе определение перечня отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

- лицензирование в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

- наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных товаров и др.

Указанные меры, хотя не являются непосредственно мерами конкурентно-правового регулирования, предусмотренными антимонопольным законодательством, также оказывают косвенное воздействие на состояние конкурентной среды.

Итак, регулирование конкуренции и монополии во внешнеторговой деятельности реализуется посредством целого ряда механизмов. Представляется, что для эффективного решения проблем конкурентного регулирования на российских рынках и поддержки конкурентноспособности отечественного производства на зарубежных рынках, важно соблюдение, в том числе, двух условий:

- наличия у компетентных органов в данной области квалифицированных знаний - целостного представления о системе механизмов внешнеторгового конкурентного регулирования во всем их многообразии, обладания всем арсеналом мер данного конкурентного регулирования для возможности выбора оптимального механизма или их эффективного сочетания;

- использования этого арсенала в интересах Российской Федерации, недопустимости необоснованного применения защитных мер во внешней торговле, не обусловленных указанными интересами.

Контрольные вопросы

1. Какие механизмы защиты используются государством от негативного воздействия иностранной конкуренции.

2. Перечислите основные нормативно-правовые акты регулирующие конкурентно-правовые аспекты внешнеэкономической деятельности.

3. Дайте характеристику основным формам и методам регулирования внешнеэкономической деятельности от неблагоприятной иностранной конкуренции.

4. Раскройте полномочие антимонопольного органа в области введения защитных мер от неблагоприятной иностранной конкуренции.

Глава 14. Основы правовых конкурентных механизмов стимулирования и развития конкурентной среды: правовое регулирования поддержки и развития малого и среднего бизнеса, государственные программы демонополизации и развития конкурентной среды, понятие, основное содержание, цели и задачи адвокатирования конкуренции

§ 1. Основы правовых конкурентных механизмов стимулирования и развития конкурентной среды: общие вопросы. Правовая поддержка малого и среднего предпринимательства

В научной литературе по конкурентному регулированию неоднократно высказывались суждения о том, что охранительное конкурентное, в том числе антимонопольное законодательство является существенной, неотъемлемой, но не единственной частью конкурентного регулирования. Важное значение для развития конкурентной среды наряду с охранительными механизмами имеют также механизмы позитивного развития конкуренции через меры стимулирующего, поддерживающего бизнес характера (т.е. не охранительные, а созидательные, развивающие меры), в том числе такие, как правовая и экономическая поддержка малого и среднего бизнеса, адвокатирование конкуренции, разработка стратегических государственных программ, направленных на развитие конкурентной среды.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как часть конкурентной политики имеет весьма важное значение для конкуренции. Для демонополизации экономики не всегда достаточно лишь запретительных мер. Чтобы успешно противодействовать монополистическим тенденциям на рынках, подвергаемых опасностям искусственной и невыгодной обществу и государству монополизации, на расчищенном эффективными антимонопольными мерами поле должны существовать реальные условия, возможности, предпосылки и стимулы для быстрого, беспрепятственного появления независимых производителей, торговцев, в том числе малых и средних предприятий, в большом количестве которых, в их здоровой и добросовестной конкуренции между собой, стимулирующей их творческую, предпринимательскую активность, - не только один из залогов эффективной экономики, но и вклад в повышение социально-экономической стабильности общества. Поэтому важно наряду с охранительными антимонопольными мерами создавать и реализовывать стимулирующие механизмы, направленные на создание привлекательных условий для развития предпринимательства, которое бы заполняло экономическое пространство монополизированных сфер, расчищать которое призвано антимонопольное регулирование. В первую очередь в особой поддержке государства нуждается малый и средний бизнес, наиболее уязвимый в конкурентной борьбе с крупными игроками, а также в противостоянии коррумпированных слоев чиновничества, осуществляющего регулирование экономической деятельности. Для эффективного противостояния этим двум группам у малого и среднего бизнеса зачастую не хватает собственных ресурсов и поэтому для блага общества, объективно заинтересованного в отсутствии монопольных злоупотреблений и наличии эффективно конкурирующего малого и среднего экономического бизнеса, государственная поддержка этих малых и средних субъектов объективно востребована, необходима и важна. Не случайно поэтому за рубежом поддержка и развитие малого и среднего бизнеса являются неотъемлемой частью конкурентной и в целом социально-экономической политики государства. Говоря о принципах поддержки малого и среднего бизнеса в мире, следует сказать, что, как правило, в законодательстве определяются критерии отнесения субъектов к малым и (или) средним предприятиям, а хозяйствующие субъекты, подпадающие под эти критерии, вправе претендовать на определенные экономические льготы и (или) иные формы государственной поддержки.

В России также существует законодательная база поддержки малого и среднего предпринимательства. Основы правовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства определены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный Закон определяет, в частности, категории субъектов малого и среднего предпринимательства, основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, вопросы реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, порядок взаимодействия органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, статус координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в данном Законе определены и регламентированы формы, условия и порядок публичной поддержки органами власти субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе такие вопросы, как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка данных субъектов, а также их поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность и некоторые другие вопросы.

Следует сказать, что в отдельных отраслевых законах в соответствии с законодательством о малом и среднем предпринимательстве могут закрепляться нормы, регламентирующие конкретные формы поддержки малого и (или) среднего бизнеса. Так, в частности, согласно ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о публичных закупках)[465] при осуществлении государственных и муниципальных закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества. К таким преимуществам, относится, в частности, установление обязательной квоты распределения закупок у субъектов малого предпринимательства. Так, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Однако, Заказчики не имеют обязанности, но вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Правда, не вполне ясно как распределяется данная квота между малыми предприятиями и социально ориентированными некоммерческими организациями, не являющимися малыми предприятиями.

Также следует отметить, что в данную квоту могут попадать и малые предприятия, выступающие как субподрядчики по контракту, заключенному в рамках процедуры публичных закупок. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок и включаются в отчет. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: