Тема 1. Определение понятия «культура»

 

Культура – слово, указывающее на неисчерпаемое множество явлений человеческой жизни. Рассматривая различные варианты словоупотребления, можно обнаружить целый ряд значений этого слова:

· характеристика социального поведения человека («воспитанный, умеющий себя вести» = «культурный»),

· уровень личностного развития («внутренняя интеллигентность» = «культура»),

· уровень урбанизации («городской образ жизни» = «культурный»),

· определенная сферы общественной жизни (включающая науку, образование, искусство) и т.п.

· качественное состояние вещей, процессов («культура речи», «культура торговли»),

· в специальных терминах различных научных направлений – «культура микроорганизмов», «сельскохозяйственные культуры», и т.д..

Все варианты употребления имеют общую смысловую основу: везде подразумевается некий процесс обработки исходного материала или состояния, усовершенствование его в соответствии с человеческими целями.

Впервые в научном труде слово «культура» как теоретический термин употребил Цицерон (45г. до н.э.). Первоначально оно существовало в языке как агротехнический термин (от глагола culere – возделывать, обрабатывать). Цицерон же употребил слово «культура» в переносном смысле, применительно к воздействию на человеческий ум: «Культура ума есть философия». Близко к такому значению греческое слово «пайдейя», означающее воспитание, образование, просвещение. Цель греческой пайдейи – развить в ребенке разумную способность суждения, эстетическое чувство прекрасного, чтобы сформировать в итоге полноценного гражданина античного полиса.

Античные представления о культуре (высокоразвитом обществе и высокоразвитом человеке) связаны с понятиями калокагатии, а также номы (закона), космического порядка, соизмеримого с человеческим существованием. Образцовой считалась жизнь «по природе», как эту природу умопостигает человек.

Позже, в период средневековья, культура осознается уже не как воспитание в человеке меры, гармонии, порядка, а как постоянное духовное самосовершенствование личности в мире, всю смысловую значимость которому придает Бог. Божественная символика, наполняющая мир, заставляет вчитываться в «письмена Бога». Культура приобретает «книжный» характер; возрастает значение учености, начитанности. Культура теперь характеризует степень приближенности человека к Высшему разуму, Высшей справедливости.

В эпоху Ренессанса в Европе идеал человека включает прежде всего реализацию творческих способностей на основе всесторонне и глубоко освоенного опыта средневековья и особенно античности.

К XVII в. в европейской теоретической терминологии слово «культура» стало не только означать некое качество, состояние, но и прямо указывать на часть окружающего мира: была сформулирована идея культуры как среды, создаваемой творческой активностью человека в пассивной, инертной природной среде. Представление, что «культура есть содеянное человеком за вычетом природного», привело к формированию оппозиции «культура контра натура». Культура трактовалась как нечто безусловно положительное, то, что возвышает человека.

В современном значении понятие «культура» стало использоваться в Европе в XVIII веке (работы Вико, Гердера, Монтескье). В этот период волна географических экспансий приводит к необходимости сравнения культурных ценностей, стереотипов, образа жизни разных народов. Ведутся дискуссии о правомерности культурного многообразия. Например, у Гердера культура определяется как «жизнь человека, существующая в устойчивых формах в соответствии с определенными внутренними законами».

Со II половины ХIХ века понятие «культура» приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно утрачивает ценностный оттенок – наследие идеологии Просвещения. Культура теперь определяется как «биологическая ненаследуемая память коллектива», как «система локальных стереотипов поведения и представлений» и т.п.

Формирование самостоятельной дисциплины, исследующей историческое развитие культур, закономерности их функционирования и структурной организации относится к середине ХIХ в. На основе систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных создавались культурологические теории, концепции. Базой для развития первых культурологических идей был быстрый рост этнографических сведений. Теоретической основой послужили:

· идеи географического детерминизма (Монтескье),

· теория «естественного человека» (Руссо, Дидро),

· схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе),

· идея национального своеобразия и ценности каждой культуры (Гердер),

· утверждение эволюционного мировоззрения (астрономы Кант и Лаплас, геолог Лайелль, биологи Ламарк, Бэр, Дарвин, Уоллес).

Культурология изучает различные формы культур, объединяемые местом, временем существования, религиозной ориентацией и пр.

Предмет культурологии - изучение структуры, процессов развития и функционирования культуры как целостной системы.

Понимание процессов культурного развития основывается на определенной трактовке самого слова «культура». С конца ХIХв. До настоящего времени предлагалось множество определений, в понятии выделялись различные стороны в зависимости от общегуманитарного научного контекста и задач исследователя. Культура, например, определялась как:

- совокупность отдельных эволюционирующих элементов – верований, традиций, обычаев (Тайлор);

- результат деятельности людей в соответствии с традицией – поведенческими стереотипами (Кребер, Клакхон);

- образ жизни, совокупность верований и практик (так называемые «нормативные» определения);

- совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (Самнер), приобретенное поведение (Бенедикт), поиски терапии в современном мире (Стейн) (т.н. «психологические» определения;

- совокупность ценностей, норм, стандартов поведения (Нейл Смелзер);

- ценности, создаваемые отдельными группами, нормы, которым они следуют и материальные вещи, которые они создают (Энтони Гидденс).

В отечественной литературе также существует широкий спектр подходов к культуре, а, следовательно, и ее определений. Основоположниками марксизма не была в систематическом виде высказана позиция по проблеме культуры, и это давало теоретикам возможность самостоятельных поисков.

Выделяя наиболее важные моменты в формировании спектра современных представлений о культуре, можно представить следующую последовательность (цит. по Н.Багдасарьян):

· появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

· оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

· духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;

· разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;

· первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;

· соотношение понятий культура и цивилизация;

· аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;

· выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;

· относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

· включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;

· распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

Объединив все данные в таблицу, можно получить следующую картину возможных подходов к определению понятия «культура» (по П.П.Марченя):

 

Условное наименование подхода Направление понимания культуры
Светско-этимологический Возделывание, обрабатывание, уход, выращивание, разведение, воспитание, образование, развитие
Религиозно-этимологический Почитание (культ) Бога, света, святынь
Аксиологический (ценностный) Система ценностей, иерархия идеалов и смыслов (позитивных)
Нормативно-ценностный (регулятивный) Совокупность норм, образцов, регулятор социальной жизни
Предметно-ценностный Совокупность ценностей как результатов человеческого труда, склад, сокровищница продуктов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития
Деятельностный (технологический) Способ, механизм, технология человеческой деятельности; способ бытия
Процессуально-функциональный Процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей
Стадиальный Уровень (ступень, стадия) развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности
Знаковый (семиотический, структуралистский) Совокупность знаков и знаковых систем
Гносеологический (познавательный), информационный Форма познавания человеком мира, способ приобретения и трансляции (передачи) социального опыта
Гуманистический Мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего
Антропологический Искусственная среда обитания человека, мир вещей (артефактов), носящих отпечаток человеческой деятельности
Коммуникативный Способ общения, коммуникации (связи), диалог
Реалистский Особая объективная надындивидуальная реальность
Номиналистский Реальность личностного субъективного характера
Личностно-атрибутивный Свойство человека в сфере социального поведения (например, воспитанность, образованность)
Фактологический Совокупность событий, фактов
Социологический Особый социальный институт (совокупность социальных институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности
Психоаналитический Система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов
Археологический Комплекс памятников
Этнографический Специфическое единство этноса

 

Таким образом, вследствие многогранности и глубины предмета рассмотрения, понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую «правильно» объяснять человеческие феномены, а скорее теоретическое поле для их толкования. В самом широком смысле культура есть различие между искусственным и естественным в совместной жизни и деятельности людей.

 

Для российской культурологи традиционным сал так называемый «деятельностный» подход, в основу которого положено понятие «деятельности» как сущностная характеристика человека – «культурного» существа.

При сравнении особенностей жизненного поведения животного и человека можно обнаружить следующие различия:

- в поведении животного доминирует наследственный стереотип поведения, жестко соответствующий определенным условиям жизни;

- реакции на окружающий мир заданы инстинктами, которые служат удовлетворению биологических потребностей, обеспечивают выживание и воспроизводство;

- активность животного специализирована, животное существует на определенной территории, в ограниченной среде обитания;

- объектом всех изменений в процессе эволюции является сам организм – тело животного (при этом биологический тип жизни может быть очень сложным, но это усложнение происходит в направлении узкой специализации).

В отличие от животного, человек:

- обладает универсальностью по отношению к условиям жизни, в его существовании присутствует элемент выбора, свободы;

- реализует свой потенциал в социальном окружении; лишенный этого, он погибает и как биологический организм;

- практически не меняется как биологический вид, все изменения происходят в социуме, в культуре;

- деятельность человека опосредована: между ним и природой существуют элементы «материальной культуры» и в сфере производства, и в сфере общения»;

- деятельность человека имеет идеально-планирующий характер, человек «объективирует» свои идеи, и смысл деятельности является общечеловеческим и поддается расшифровке;

- деятельность имеет символически-знаковый характер.

Таким образом, для определения понятия «культура» можно обратиться к понятию деятельности, избежав таким образом описательного «суммарного» подхода, а также аксиологических и телеологических позиций, поскольку система ценностей всегда ограничена «хронотопом», и представления о цели относительны.

Деятельность – осознаваемый процесс творческого преобразования среды и самого человека в соответствии с его целями. Исходя из того, что деятельностное отношение к миру присуще только человеку (это и обуславливает т.н. «деятельностный подход»), культуре можно дать следующие определения.

Культура – система способов осуществления деятельности, искусственная технология деятельности.

Культура – способ регуляции, сохранения, осуществления, воспроизведения и развития человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

Вместе с тем, право на существование имеют и иные варианты – нормативные, гуманистические, семиотические, социологические, информационные и прочие определения.

Культура – не замкнутая, а открытая система. Она невозможна без творчества, без жизненного развития, без диалога, обмена ценностями. Основой культуры всегда является традиция, но необходимым ее компонентом – введение нового, развитие традиции. Человек одновременно «впитывает» и «излучает», не только адаптируясь к среде, но и накладывая на нее печать своей индивидуальности. Все культурные достижения, все «ценности» - следствия такой самореализации, «опредмеченные» деятельностью способности людей.

Необходимо особо подчеркнуть, что существует два ракурса рассмотрения проблемы культуры – светский и религиозный.

В рамках богословской трактовки сам термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. С этой точки зрения культура рассматривается как элемент религии – как прямое следствие ее развития, «развертывания» культа. Более емким понятием оказывается религия, и культура как понятие, меньшее по объему, оказывается «вписанной» в религию.

Такая точка зрения является обоснованной, поскольку религиозность – неотъемлемое свойство человека. История не фиксировала ни одного общества, в котором полностью бы отсутствовали (в той или иной форме) религиозные воззрения. Сближение понятий «культ» и «культура» вполне правомерно, так как религиозная деятельность – одна из фундаментальных характеристик, знаменующих выход предков человека из естественного состояния и возникновение собственно человеческого бытия.

Вместе с тем, следует учитывать и то, что лежащий в основе религиозных систем религиозный опыт всегда субъективен, он исходит из глубин личности. Хотя воздействие религиозности на историческое бытие людей огромно, непременной составляющей любой культуры является и «свободомыслие». Для Европы (особенно с начала Нового времени) характерно развитие «светской» культуры, которая строится и существует вне культа, на основах рационалистического размышления с опорой на продуктивные находки науки.

Культурология рассматривает понятие «культура» с философских позиций, которые отличаются от позиций богословия и теологии. В этом случае в теоретических построениях отсутствуют аксиомы, задаваемые священными текстами. С этой точки зрения, понятие «культура» выступает как общее, более емкое, включающее религию в качестве одного из элементов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: