Общественно-историческая школа

Эта школа имеет наиболее давние традиции (восходящие к работам Канта, Гегеля, Гумбольта) и объединяет преимущественно историков и философов.

Н.Я.Данилевский (1822-1885) - русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель, идеолог панславизма. Основное сочинение – «Россия и Европа» (1871).

Данилевский отрицает существование единства историко-культурного процесса. Он предлагает концепцию локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Данилевский одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры. Основной критерий своей типологии ученый видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, обеспечивающих доминирование соответствующих им культурных ценностей.

Данилевский выделяет четыре основных вида деятельности:

1. Религиозная деятельность (отношение человека к Богу), которая лежит в основе нравственной и всякой другой деятельности.

2. Собственно культурная деятельность (отношение человека к внешнему миру), наука, искусство, техника.

3. Политическая деятельность (деятельность по поводу власти), включающая в себя внутреннюю и внешнюю политику.

4. Экономическая деятельность (создание определенных экономических отношений и систем).

На основе доминирования какого-либо вида деятельности Н.Я.Данилевский предлагает строить классификацию культур.

Поскольку формирование и развитие указанных видов деятельности осуществляется постепенно, эта классификация применима только к уже развитым культурам. Культуры на стадии зарождения имеют первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского, условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам Данилевский относит египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую. Именно они заложили основы последующего культурно-деятельного развития.

Если рассматривать культуры на стадии расцвета, в развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и доминированию в той или иной культуре можно выделить три типа культур в дополнение к первичному.

Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями. В них ярко проявился преимущественно один из видов деятельности. В еврейской культуре доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность: она дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства. Греческая культура воплотила собственно культурную деятельность, где ведущими были искусство и философия. В римской культуре преобладала политико-правовая деятельность: она подарила миру классическую систему права и государственности, сохраняющую свою значимость и до сих пор.

Затем следуют двухосновные культуры. К этому типу Данилевский относит германо-романскую, или европейскую, культуру. Ее он называет политико-культурным типом, так как эти два вида деятельности — политическая и собственно культурная — стали основой всей творческой деятельности европейских народов. Европа подарила миру парламент, колониальную систему, колоссальное развитие науки, техники, искусства. По мнению Данилевского, в экономической деятельности европейцы преуспели в меньшей степени, так как созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

Данилевский полагал, что тенденция культуры - движение к третьему «четырехосновному» типу. Тип этот только формируется, но за ним — будущее. В нем реализуются все четыре вида деятельности, он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не «поддастся соблазну» слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и культуролог. Основное сочинение - «Закат Европы» (1921-1923).

О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура.

У О. Шпенглера критерием типологизации культур оказывается внутренний, психологический строй «коллективной души» народа. Суть культуры — стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе присуще свое мироощущение, свой психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм. «Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина». А чтобы понять европейскую культуру, надо иметь «фаустовскую» душу, в основе которой лежит устремленность в бесконечность. В античной культуре Шпенглер видит «аполлоновскую» душу, основанную на принципе обозримого предела. Для греков существовало зрительно-обозримое трехмерное пространство.

Если Данилевский признавал разную функциональную роль, которую в истории играет каждая цивилизация (благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности), то Шпенглер считает цивилизации полностью изолированными. Культура в рамках историко-культурного типа существует независимо от других, ничего не воспринимая, не заимствуя, и культурный диалог невозможен. Шпенглер от­рицает существование общечеловеческой преемственности, он рассмат­ривает историю как чередование культур - «организмов», обособленных и спа­янных внутренним единством. Жизненный цикл культуры, по мнению Шпенглера, — это жизненный цикл любого живого организма: зарождение, развитие, расцвет и гибель.

Каждый культурный организм живет около 1000 лет, а затем вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от «ду­ши» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной «работе». С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место «без­духовному» техницизму и спорту.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — британский историк, сторонник цивилизационного подхода, автор концепции «вызова-и-ответа». Основной труд - «Постижение истории» (1934-1961) /12 томов/.

Тойнби считал, что все известные культуры, питаемые мировы­ми религиями, есть ветви одного «древа истории», имеющие тенденцию к единству. Всемирно-историческое развитие - это движение от локаль­ных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.

Тойнби ставит перед собой задачу постижения действующих сил мировой истории - тех сил, которые способны как породить цивилизацию, так и уничтожить ее.

Тойнби утверждает, что элементарной единицей анализа для историка должно быть не национальное государство, а сущность более высокого порядка, общность, в которую многие страны могли бы быть включены в качестве структурных единиц целого. Такую сущность Тойнби определяет как "цивилизацию", а конкретно – как, например, "цивилизацию христианского Запада", или просто "западную цивилизацию". Цивилизация, таким образом, - группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. Цивилизации существуют как целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени человеческие общества и находятся между собой в сложных отношениях.

Тойнби - религиозный мыслитель. История есть дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества. Присутствие Откровения в истории внушает христианскому мыслителю оптимизм: история не лишена смысла, и человек должен только постичь его. При этом Тойнби отвергает идею единой общечеловеческой цивилизации.

Подвергая рассмотрению всю мировую историю, Тойнби приходит к выводу, что число цивилизаций, существовавших на всем ее протяжении, невелико. В работе «Постижение истории» Тойнби выделял 21цивилизацию, для которых характерны уникальные «универсальные» религии, «мировые» государства и философии:

· Шумеро-аккадская

· Вавилонская

· Древнеегипетская

· Хеттская

· Сирийская

· Персидская (иранская)

· Арабская

· Минойская цивилизация

· Эллинская (греко-римская)

· Западная

· Православная (основной массив) — Византия, южные славяне

· Православная русская

· Древнекитайская

· Дальневосточная китайская

· Дальневосточная японско-корейская

· Индская

· Индуистская

· Майянская

· Мексиканская

· Юкатанская

· Андская

Позже он выделял уже 36 цивилизаций и 5 «живых» цивилизаций третьего поколения:

· западно-христианскую,

· православно-христианскую,

· исламскую,

· индуистскую,

· дальневосточную.

Для генезиса цивилизации из «примитивного» состояния общества необходимы:

- универсальное государство, вселенская церковь и движение племен,

- особая историческая ситуация («вызов»), при которой существование данного общества оказывается под угрозой.

Вызов может быть различным, но наличие Вызова абсолютно обязательно для начала генезиса новой цивилизации, без него спонтанного развития цивилизации не происходит.

Возможна ситуация, когда Вызов останется без Ответа. Это означает, что данное общество или прекращает свое автономное существование, становясь частью другого целого, или погибает вовсе, не оставляя исторического следа.

В развитии цивилизации ключевая роль принадлежит творческому меньшинству, создающему Ответ, а также «мимесису» масс, большинства,- социальному подражанию. Цивилизации живут и развиваются до тех пор, пока:

а) творческое меньшинство способно давать адекватные Ответы на новые Вызовы;

б) нетворческое большинство имеет волю к продолжению мимесиса.

Вызов и Ответ находятся у истоков цивилизаций. Нет никакой исходной для всех цивилизаций отеческой культуры; все цивилизации равно должны были пройти все этапы исторического пути культурогенеза. В своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет, надлом и упадок. Причинами роста и развития цивилизации являются вызов и наличие творческого меньшинства. Причинами смерти цивилизации являются внутренний (революция) и внешний пролетариат (война) или застывание структуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: