Тема 2. Культурологические школы

 

 

Задача создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки - культуроведения или культурологии - впервые была пос­тавлена в середине ХХ века американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975). Обоснование насущной необходимости этого содержится, например, в нижеприведенной цитате из статьи «Культурология на перекрестке мнений»:

«До появления культурологии в процессе расширения сферы науки натуралистическое (т. е. немифологическое, нетеологическое) объяснение поведения людей носило биологический, психологический или социологический характер. Соответственно, то или иное поведение людей определялось их физическим типом, либо особенностями их мышления, либо оно являлось результатом каких-то процессов социального взаимодействия. Во всех этих толкованиях человек, индивидуально или коллективно, рассматривался как независимая переменная; его обычаи, институты, убеждения и т. д. были зависимыми переменными. Человек был причиной, культура - следствием…

…Культурологическая революция по-иному объясняет это соотношение. Люди ведут себя так, а не иначе потому, что они были рождены и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа определяется не физическим типом или генетическим кодом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматичсской культурной традицией. … Отношение к моногамии, полигинии или полиандрии, отвращение к молоку, табуирование отношений с тещей или использование таблицы умножения - все это определяется реакцией людей на культурные традиции. Поведение народа является функцией его культуры».

Однако, несмотря на отсутствие четких границ и единого названия нового научного направления, с начала ХХ века уже формировались концепции, которые можно сегодня назвать «культурологическими». Основные школы и течения в культурологии складывались на ба­зе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями самых разных гуманитарных теоретических направлений: философии, истории, этики, эстетики, антропологии, этнографии, социологии, социальной психологии, этни­ческой психологии, демографии, этологии, семиотики, фрейдизма и др..

Рассмотрим основные направления культурологии, представленные т.н. «культурологическими школами».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: