Тема 8. Культура средневыековья в Западной Европе

«Средние века» - название периода развития европей­ской культуры с момента падения Римской империи до «возрождения» античных начал в Новое время. В качестве временной точки отсчета историки называют 395г. (разделе­ние Римской империи на Западную и Восточную), или 476г. (завоевание Рима войсками варваров).

Культуру средних веков сформировали, во-первых, наследие античной цивилизации, так называемое «романское начало» (высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство), и во-вторых - культура варварских племен-завоевателей, «германское начало», их энергия и историческая активность.

Варварами греки называли всех, не принадлежащих к эллинской культуре, а римляне - жителей земель за северными и северо-восточными рубежами Римской империи. Это были племена кельтов, германцев, славян. Против полчищ «варваров» в I веке до н.э. севернее реки Рейн римлянами были построены оборонительные валы – «Лимес романус», обозначившие границу между двумя цивилизациями.

Варвары активно торговали с римлянами, их товаром было зерно - ячмень, пшеница, рожь, а также овощи, лен, конопля, быки, лошади, овцы, козы, пушнина, руда. От Рима они получали оружие, рабов, вино, предметы роскоши. Варваров было много в составе римской армии, часто римляне заселяли представителями варварских племен опустошенные войной земли. Варварское происхождение порой имели даже представители высших слоев римского общества (например, императоры Диоклетиан и Максим были иллирийцами).

Равновесие во взаимодействии Рима и варваров-соседей пошатнулось во время «великого переселения народов» (нач.IV – VII вв.). Пришедшие с востока гунны, кочевники-азиаты, завоевав остготов, принудили вестготов бежать под покровительство Рима и стать «конфедератами» (союзниками) на его землях. Но притеснения были настолько сильными, что вестготы неоднократно поднимали восстания. Их вождь Аларих, объединившись с гуннами, трижды осаждал Рим и взял его в 410 году, унеся огромную добычу.

Вождь гуннов Аттила, объединив силы многих племен, воевал с Римом и был разбит в Труа во время знаменитой «битвы народов».

Король вандалов Гейзерих был призван императрицей Евдоксией для защиты законной власти, завоевал Рим в 455 году и подверг город страшному разграблению.

476г. считается годом падения Рима: наемный германский военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, на территории бывшей империи стали возникать варварские государства - севов, вестготов, франков, бургундов, алеманнов, остготов, вандалов, кельтов, бритов.

Концу Рима предшествовал долгий кризис. Это было время движения от античности к варварству и движения от язычества к христианству. Христианство зарождалось как религия угнетаемых, но скоро сформировалась и укрепилась церковь, которая при Константине Великом стала официально признанной (306-337 гг). При императоре Феодосии (379-396 гг) христианство стало обязательной и единственной верой и в борьбе за чистоту веры уже преследовались язычники и еретики. Единство власти, утрачиваемое Римом политически, как бы компенсировалось духовно: христианство становится последней надеждой Рима.

Рим перестал быть столицей, уступив сначала Константинополю на Востоке, затем Милану на Западе. На поражение Рима в 410г. Авгус­тин Блаженный ответил новой исторической концепцией «О граде Божьем»: нет смысла жалеть о судьбе земного града и земного величия тому, кто приуготовляет себя к вечной жизни.

У начала богословия стоял опыт античной философии, пусть теперь и отвергаемой. Отцы церкви (IV-V вв) были людьми риторической образованности, применившими ее методы к разработке нового мышления, к самим текстам Библии, именно теперь подвергнутым тщательному филологическому анализу, комментированию и переводу. Рубеж IV - V в. был классическим веком патристики - учения отцов церкви (на Востоке это Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, на Западе - Амвросий Медиоланский /Миланский/, Августин, Иероним /создатель Вульгаты - перевода Библии на латынь с древнееврейского и древнегреческого оригинала).

В основе христианской культуры - книжность, книга – Библия. Наследие античности сохранялось в монастырях, в скрипториях, где переписывались книги. В 1 половине VI века знамениты были монастырь Бенедикта Нурсийского, Виварий Кассиодора. Вначале монастыри были как бы вытеснены из политической жизни, где бурно возникали, развивались и рушились варварские королевства. Античность сохранялась и в минимальном объеме школьной образованности, ко­торый в начале эпохи был доступен только узкому кругу лю­дей, связанных с церковью. В монастырских школах продолжали учить, следуя позднеантичному тривию и квадривию, названных по количеству предметов, составляющих ступень обучения. На первой осваивали три науки о слове - грамматику, диалектику, риторику, учившие писать, мыслить и говорить. Вторая ступень включала четыре науки о числе - арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Все вместе они составляли семь свободных искусств – артес либералес (в начале V века Марциан Капелла составил школьный учебник о 7 свободных искусствах).

Продолжала жить и античной политическая идея - союз духовной и светской власти, единство, Империя. Предпринимались попытки возродить былое величие: в 800г. Карл I Великий, король франков, был провозглашен императором (период «Каролингского возрождения» - развитие искусств, существование придворной «академии», где говорили по-латыни), Оттоны I, II, III с 962 по 1002 гг создали эпоху т.н. «Оттоновского возрождения», объединив под властью Германии часть Италии, Бургундию, Богемию, Моравию, Польшу, Венгрию, Данию. «Священная Римская империя (германской нации)» просуществовала (но уже как тень) до начала ХIХ века.

Постепенно расстраивался союз с папами.

В ХI в. папа Григорий VII провел реформу: теперь Папу избирало собрание кардиналов, которых назначал прежний Папа, было высказано также требование, чтобы Папа назначал епископов без утверждения светских властей. В Риме объявили, что любая светская власть от дьявола, и потребовали беспрекословного подчинения, с чем вынужден был согласиться император Генрих IV. (Документ Григория VII – «Диктат Папы»). История свидетельствует о борьбе духовной и светской куль­туры; постепенно росла самостоятельность культуры светс­кой (XIV в. – «Авиньонское пленение пап» и пр.). Экономическую материальную основу средневековья со­ставляли феодальные отношения:

- условность собственности на землю (феодалы-сюзерены, феодалы-вассалы, крестьяне);

- личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земель - патронат и крепостное право;

- взаимные обязательства вассала и сеньора, единство прав и обязанностей.

На первых порах господствовало натуральное хозяйство.

Социальную структуру средневекового общества составляли сословия - духовенство (забота о душе), дворянство - рыцарство (государственные дела), третье сословие - народ (труд).

Христианский идеал - образец человека - трансформируется в сословные идеалы. Состоялся переход от антич­ного рабовладельческого сообщества равных свободных граждан к феодальной иерархии, от этики государственности - к этике личного служения. Интересной особенностью этого процесса было возникновение монашества.

Если первые христиане ожидали установления царства Божия для всех на земле в самом ближайшем будущем, монашество стремилось к достижению индивидуального спасения путем аскетизма, совместной святой жизнедеятельности. Первые монахи в христианстве появились на Востоке - в Египте, Сирии, Палестине, Малой Азии, - уже в первые века н.э. Это были отшельники, скудная уединенная жизнь которых была доказательством их непоколебимой веры, монахи-подвижники. «Подвиг» веры определялся характером испытаний - жизнь в яме, на «столбе», молчание, обещание не мыться и не стричься и пр. В западной части Римской империи с V века получи­ли распространение монашеские общины - монастыри. Поначалу число «братьев» было небольшим - 5-10 человек, они выбирали «отца» - настоятеля, имели общее имущество, вмес­те молились за всех. Часто монастырские общины служили убежищем гонимым властями.

В VI веке св. Бенедикт Нурсийский составил «Устав» монастырской жизни. Бенедиктинский орден (орден - объединение всех монастырей, признающих устав) требовал от сво­их членов практического милосердия, обязательного труда, физического и умственного (в хозяйстве - заготовка дров, помол зерна, уход за скотом, виноделие и пр.; чтение и переписывание книг). Не столько подвиги, сколько «смирение и послушание» украшают монаха. Совместные молитвы по звуку колокола совершались несколько раз в день и ночью (сон монахов делился на две части - до всенощной и после нее). Бенедиктинский орден активно участвовал в экономической жизни общества: владения монастырей увеличивались за счет пожертвований, не дробились при наследовании. Хозяйство велось с применением всех новейших технических достижений (мельницы, плуги, новые типы упряжи, новые семена и т.п.), кроме того, грамотность монахов, знание законов обеспечивали более высокий уровень эксплуатации.

С середины X века набирает силу движение за реформирование монастырской жизни, за освобождение от влияния светских властей и возвращение к прежней чистоте, простоте и святости; большую роль здесь играл французский монастырь Клюни.

В XII веке широко распространилось т.н. «белое» монашество, которому свойственен более мистический характер служения, удаление от мира, возврат к ручному труду (на­пример, «Братство св.Бернара» - цистерианцы). Количество новых орденов росло, был даже введен запрет на образование новых. В 1206г. начал проповедь знаменитый Франциск Ассизский, основатель ордена миноритов – «младших братьев». Папа Иннокентий III разрешил учреждение ордена, но потребовал составления Устава, который сам Франциск так и не написал. Цель этого ордена - проповедь в среде мирян. Сущес­твует и женский францисканский орден – «Клариски».

«Псы господни» - «домини канес» - члены ордена св. Доминика из Тулузы (знаменитого богослова, известного борца с ересями) в основном занимались церковной наукой и «чисткой» ортодоксальной веры. С 1232 года монахи этого ордена руководили инквизицией. В 1534 году для. укрепления католицизма Папами и Игнатием Лойолой создан орден иезуитов – «общество Иисуса», главная сила Контрреформации. Иезуиты живут в миру, ведя обычную жизнь, и внешне не являются представителями церкви. Кроме трех традиционных обетов - послушание, воздержание, проживание в монастыре, для иезуитов введен особый обет - повиновение, преданность лично Папе.

Средневековый человек – «сословная» личность, в отли­чие от «родовой» личности античного мира. Жизнь была выполнением социальной роли: в период «зрелого» средневековья - с XIII в. - человек отождествлялся со своей профессией, а не занимался определенной деятельностью.

Дробность общественной организации компенсировалась общностью более высокого уровня: основой духовной культуры средневековья было доминирование христианской религии. С нача­ла II тысячелетия христианство - единственная религия на большей части территории Западной Европы. Наследие античности, христианство вместе с тем – новая мировоззенческая опора сознании, выражение стремления к святой, чистой жизни у человека, утомленного «плотским активизмом» поздней римской античности (правление Калигулы, Нерона, Коммода (II в.)). Христианство явилось как бы «золотой серединой» - компромиссом духа и плоти.

Основной догмат христианства - вера в единого всемогущего всеблагого Бога: Бог-отец, Бог-любовь, люди - дети божьи. Другая кардинальная идея - Боговоплощение: Сын Божий, Спаситель - Христос. Прийти к Богу можно только верой в Иисуса Христа. Важной является вера в Царство Божие - Небесное, божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной жизни; но уже на земле каждый может найти его в своей душе - подвигом веры и любви. «Царство Божие внутри нас».

Христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению. Высшей земной ценностью является душа человека. Ценностью провозглашается любовь к людям, а также свобода как высшее достояние человека.

Важной чертой духовной культуры средневековья яв­ляется традиционализм, ретроспективность: новаторство считали проявлением гордыни, отступлением от истины. Следствие этого - анонимность произведений, каноничность. Культуре свойственен символизм - текст Священного писания дает повод для размышлений, толкований. Экзегеза - основной алгоритм интеллектуального творчества: сначала - семантический анализ текста, затем - концептуальный, последний этап - спекуляция, умозрение, высказывание сво­его мнения, оправданного и замаскированного его авторитетными суждениями. Средневековой культуре свойственен дидактизм, ее деятели - прежде всего проповедники, их цель - не просто уяснить себе величие Божьего замысла, но передать это другим людям. Особое внимание уделялось формам интеллектуальной деятельности, искусству аргументации, связям учителей и учеников. Главным достоинством мыслителя считалась универсальность знания, энциклопедичность, эрудиция. Распространено было создание компи­ляции «сумм» - «Сумма теологии» Фомы Аквинского и др. Еще одна черта средневековья - рефлексивность, психологическая самоуглубленность. Велика роль исповеди, очищения в духовной жизни: для спасения души необходима искренность.

В отличие от античной цикличности времени, средневековье исторично, проникнуто ожиданием Страшного суда, стремлением к конечной цели (эсхатологизм). В основе этого - идея неповторимости событий, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории.

Важнейшим институтом культуры являлась церковь. Ее положение было двойственным: хранить культуру она могла только «обмирщаясь», а развивать ее можно было лишь углубляя религиозность. Августин в работе «О Граде Божьем» показал историю человечества как борьбу двух общностей - Града земного, мирской государственности, основанной на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и Града Божьего - духовной общности, построенной на люб­ви к Богу, доведенной до презрения к себе. История сред­невековья - история борьбы церкви и государства, их слияния, уподобления церкви государству и реализации его общественных целей. Орудием возвышения церкви стало рыцарство, проявлением притязании церкви на мировое владычество - Крестовые походы, попытка «огнем и мечом» объединить мир под властью папства. В условиях раздробленности средневековой Европы именно церковь была скрепляющей христианский мир силой, опорой в борьбе с мусульманским Востоком.

Причины Крестовых походов были различные - идеологические, экономические, политические. В ХI веке турки-сельджуки захватили Малую Азию, Иерусалим - Святая земля - оказался недосягаемым для паломников. Мусульмане казались приспешниками дьявола. Это время было тяжелым и для самой Европы - чума, землетрясения, засухи, неурожаи, наводнения, голод, междоусобицы. Создавалось впечатление, что христиане наказаны за непочтение к святыням. В 1095 г. папа Урбан II призвал к походу на Святую землю, пообещав участникам отпущение грехов. В 1096г. в поход выступила неорганизованная масса христиан, они шли по Рейну и Дунаю к Константинополю, по дороге грабя земли болгар и венгров, Император Византии Алексей I Комнин переправил их через Босфор в Малую Азию, где они и были перебиты - из 25 тыс. осталось З тысячи. В 1096-97г. в 1 поход выступили рыцари. Летом 1099г, они захватили Иерусалим, ограбили город и перебили жителей. На завоеванных землях были образованы Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Здесь в ХI-XII веке возникли рыцарские ордена-тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы. II поход - в 1147г. был неудачным, III - после завоевания турками Иерусалима в 1187г. тоже, хотя в нем участвовали Ричард Львиное сердце и германский император Фридрих Барбаросса. IV поход состоялся в 1202-1204 гг. по инициативе Иннокентия III. В результате политических интриг и из-за экономической заинтересованности вместо Святой земли рыцари взяли и разграбили Константинополь, потеснив Византию и образовав на этих землях Латинскую империю крестоносцев, которая существовала до 1261г. В 1212г. состоялся удивительный «детский» поход. Еще были V, VI, VII и VIII походы, но в конце XIII века Иерусалимское королевство перестало существовать. Контакты с Востоком не прошли бесследно для европейской культуры, многие новинки были принесены в Европу вернувшимися рыцарями: ветряные мельницы, тростниковый сахар, вилки, обычай мыть руки. Крестовые походы велись и в направлении северо-востока - войны с балтийскими народами, с русскими.

Средневековый рыцарь - всадник в боевом облачении (шлем, панцирь, щит, меч, копье). Снаряжение стоило очень дорого, равнялось стоимости 45 коров, 15 кобыл. Мастерству боя учили с детства - с 6-8 лет, и с этого же возраста приучали к доспехам. В ХХ-XII вв. складывается каста рыцарей. Рыцарь имел землю с крестьянами, вершил суд над ними, собирал налоги, обладал специфическими правами - охоты на полях, «первой ночи» и т.п. Один месяц в году он был обязан служить сеньору, обеспечивая себя сам, получал «сверхурочную» плату, военную добычу, часто нанимаясь на дополнительные ратные подвиги. Рыцаря сопровождала пехота - его слуги.

В армиях были и нанимаемые «специалисты» – лучники, арбалетчики, но основную силу, вплоть до XIV века, составляли рыцари. В средневековых сражениях принимало участие небольшое число тяжеловооруженных бойцов, редко их число было больше 1000. В бою рыцари вели себя как индивидуалисты, руководствуясь не приказами, а личным чувством и кастовым этикетом. Тактика рыцарской конницы - медленное сближение, затем - рывок («клин», «кабанья голова»). Интересно, что регулярные армии в Европе начали создаваться для борьбы с бандами рыцарей-наемников в XIV веке. Кастовость делала рыцарство самоцелью, в итоге такая армия стала неэффективной и технически (против метких дальнобойных луков, против пехотинцев с алебардами, на­пример, швейцарцев, которые не брали пленных), и психологически, поскольку рыцари были настроены на турнир, на поединок, а не на победу и ликвидацию врага.

С конца ХI века образуются рыцарские «ордена» - объедине­ния с Уставом. Тамплиеры – «рыцари Храма», «храмовники» назывались так в честь храма Соломона и имели резиденцию в Иерусалиме. На их печати было изображение двух рыцарей на одном коне – «бедность и братство», их форма - белый плащ с красным 8-конечным крестом. Они подчинялись Великому Магистру и Папе. Цель организации - охрана дорог и помощь паломникам. Рыцари давали обеты целомудрия, бедности, послушания. Но орден был очень богат, все его члены отдавали ему все состояние, короли делали пожертвования; кро­ме того, рыцари грабили торговые караваны. Тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы, банковские чеки, они осваивали технические достижения других земель (например, первыми в Европе стали применять компас). В начале XII века из-за поражения в Палестине рыцари переместились на Кипр, затем - в Европу. В XIII веке встали на сторону еретиков (катары и альбигойцы), и в XIV в. Филипп Красивый разгромил орден. 7 лет шло следствие, и были казнены Великий Магистр де Мале и приор Нормандии.

Госпитальеры – «иоанниты» - названы так из-за Госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме - странноприимного дома на 2000 коек. Организован был орден для ухода за больными и ранеными. Рыцари также давали три обета, их форма - черная мантия, на левом плече - 8-конечный белый крест, позже - красная одежда с крестом на груди. С XII века их функция - охрана паломников и борьба с неверными. Рыцари героически обороняли остров Родос, успешно воевали с турками, затем вернулись в Европу и получили во владение остров Мальту («мальтийские» рыцари). Ры­цари обязаны были провести 5 лет в казармах (в «конвенте»), на острове Мальта, и 2 с половиной года плавать на корабле. В ордене было 3 категории: рыцари, «капелланы», «служащая братия». В ордене могли состоять и женщины. В ХVIII веке Бонапарт изгнал орден с Мальты, рыцари двинулись в Россию к сочувствующему Павлу I, выбрав его «Великим Магистром», затем орден постепенно разорялся, терял влияние, но до сих пор в Риме существует их резиденция.

Тевтонцы - немецкий орден, название происходит от госпиталя в Иерусалиме для немецкоязычных паломников. Их форма - белый плащ и черный крест. Тевтонцы стали завоевывать земли на востоке: в начале XIII века основали город Ригу - столицу Тевтонского государ­ства, воевали с Польшей, Пруссией, увлеклись завоеванием и политикой. В ХVI веке Магистр объявил себя светским правителем Пруссии и Бранденбурга и отрекся от ордена. Остатки ордена существуют в Германии по сей день (в свое время фашисты любили вспоминать прошлое тевтонцев, отсюда и награда Рейха – «железный крест»).

Хотя базовой идеей средневековой церкви было религиозно-общественное единство всего мира, в силу противоречивости духовного и мирского начала спасение «в миру» становилось все менее реальным, и религиозная мысль все более обращается к концепции спасения на небе. Эти настроения все более усиливаются становлением национальной церкви, отрицающей практику Вселенского папства.

Трагическое величие Средневековья состоит в неосуществимом стремлении к всеобъемлющему синтезу Бога и Че­ловека. Но с XIV века начинается победоносный путь мирской (прежде всего городской) жизни, где зреют торгово-промышленные отношения, разлагающие стремление к религиозно-синтетическому освоению всего мира, рождающие настроения самостоятельности, «отдельности», индивидуализма, «заземленности» жизни человека.

Развитие средневековой культуры связано с проблемой отношения знания и веры, которая активно обсуждается богословами. Уже в первые века христианства были сформированы 2 точки зрения. Квинт Тертуллиан (II-IIIв., один из «апологетов») учил, что вера исключает разум и не нуждается в нем, вера и человеческое разумение несовместимы. Аврелий Августин (IV-V вв) учил, что вера и разум дополняют друг друга: разум — мышление с пониманием, вера - мышление c одобрением, или «согласное понимание». Таким образом, вера дает разуму истины, которые он должен прояснить - чтобы затем крепче верить. Хотя человек не может до конца понять религиоз­ные истины, он должен любить божественную мудрость и стремиться к ней: человеку на земле доступна только «фило­софия». Это положение Августина послужило основания для развития средневековой науки - схоластики (Северин Боэций, Иоанн Скотт Эриугена, Альберт Великий, Петр Абеляр, Роджер Бэкон, Фома Аквинский).

В ХI веке вновь возникает идея о независимости веры от разума, ее абсолютном превосходстве, и следователь­но, о ненужности философии для религии; этой позиции придерживался Бернар Клервосский. В XIII веке Сигер Брабантский сформулировал идею «двух истин»: философия дает истину о мире, добывая ее с помощью естественного разу­ма, а религия - истину о Боге, получая ее через откровение. К середине XIV века эта теория стала более радикальной: Уильям Оккам писал, что между верой и разумом, философией и религией нет ничего общего, и они не могут контролировать друг друга. В итоге не религия оказалась очищена от притязаний разума, а разум был освобожден, чтобы стать самостоятельным, и вскоре он выработал безрелигиозную и даже антирелигиозную философию.

Но вся наука Средневековья выступает как осмысление авторитетных данных Библии: греховным считалось всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. В этой науке открытии не предполагалось, ведь истина была дана в откровении и разъяснена отцами церкви. Осо­бенностью такой науки был поиск не причинно-следственных связей, а связей «иерархических» - поиск небесных прототипов земных вещей (внимание привлекала связь вещи и высшей реальности, а не вещи и другой вещи). Мир воспринимался непосредственно и цельно, логика и мистика не противоречили друг другу, логика служила мистическому восприятию Тайны Божией. Бог определял судьбу вещей, и не одухотворенные Богом связи не обладали авторитетом: отсюда схоластическое, книжное изучение мира, комментирование трудов теологов и мудрецов. Ведущее положение занимали богословие и схоластическая философия (особенно почитали Аристотеля). Но с развитием общества возрастала роль эксперимента (парадоксальная алхимия - опыты были отражением увиденного в «мистическом озарении»).

Тем не менее средневековая наука создавала практически полезные вещи (например, часы, бумага, очки, зеркало), и имела высокие достижения (например, анатомия, медицина). Образование в средневековье было религиозным в монастырских школах, богословские знания преобладали и в светских городских школах, в университетах (с ХI века). К ХV веку в университетах уже изучали и право, медицину, искусство, а затем и естественные науки.

Средневековое искусство обращено во «внутреннее про­странство» человеческого духа. Ему свойственны искреннее почитание божественного, каноничность, противопоставление добра и зла, символизм, типизация, иерархичность, традиционализм, неразвитость индивидуального начала.

В период средневековья наметилось разделение культуры на официальную и народную. Народная культура («смеховая» по Бахтину) - фольклор, которому свойственны традиционность, архетипичностъ, неприятие аскетизма, опора на земную жизнь. Момент карнавала - необходимая составляющая средневековой культуры, момент «переворачивания» верха и низа, момент свободы. Вместе с тем, целостность средневековой культуры обеспечивалась феодализмом и богословием; систематизирующими были идей теоцентризма, креационизма, фатализма, необ­ходимости экзегезы. Господствующий принцип типизации шел от христианской идей Бога как универсального, всеобщего начала. Для культуры средневековья характерны догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Инквизиция – трибунал католической церкви, с XIII века она выполняла сыскные, судебные и карательные функции. Инквизиция была создана консилиумом в Тулузе в 1229 году; она действовала в Испании, Италии, Португалии, Франции, Нидерландах, Германии, а позже – в Бразилии, Мексике, Перу. С ХV века (после изобретения Иоанна Гуттенберга) инквизиция занималась и цензурой; к 1785 году в списке запрещенных числилось 5000 книг. В арсенале мер инквизиции – публичное отречение, штраф, тюремное заключение, смертная казнь – сожжение. Аутодафе – торжественное оглашение и исполнение приговора - практиковалось до 1826 г. Под особым подозрением были марраны (христиане-евреи) и мориски (христиане, прежде бывшие мусульманами). Печально знаменит Томас де Торквемада – глава инквизиции в ХУ веке, духовник королевы Изабеллы, за 15 лет отдавший приказ о казни 10200 человек. Жертвами инквизиции были многие гуманисты и ученые. Николай Коперник, поляк, осужденный инквизицией за астрономические воззрения, умер, не дождавшись суда, в 1543г. Запрет на его работы действовал до 1828 года. Джордано Бруно – монах-доминиканец – в 1584 году написал работу «О бесконечности Вселенной и мирах», в 1600 году был сожжен в Риме на Площади цветов. Галилей (ХVI-ХVII вв) в телескоп в 1609 году увидел горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера, кольцо Сатурна; 6 лет он провел в тюрьме и был официально оправдан церковью лишь в 1992 году. Инквизиция как институт церкви отмирала медленно: была переименована в «Конгрегацию Святой канцелярии» (до 1965 г.), а затем стала «Конгрегацией вероучения», и выполняет теперь уже другие функции.

Культура Средневековья противоречива: сочетаются раздробленность бытия и тяга к Всеединству, «прикрепленность» чело­века к месту (земле, общине) и идея универсальности человека, страдальческое отречение от мира и тяга к его насильственному преобразованию. Эта противоречивость была движущей силой развития культуры, в процессе движения вперед человек начинает обращаться к самому себе, к своему разуму; переворот в мироощущении ярко отразился в культуре Ренессанса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: