Тема 9. Культура Ренессанса

Термин «возрождение» в литературе впервые употребил Джорджо Вазари, имея в виду возрождение античных традиций в искусстве ("Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», XVI в.) С XVIII века этот термин означал возрождение традиций гуманизма (от лат. «гуманитас» - человеческая природа, человеческое достоинство).

Основными чертами нового мировоззрения стали:

- антропоцентризм;

- гуманизм (идея развития творческих сил личности);

- модификация средневековой традиции;

- особое отношение к античности (возрождение памятников, традиций, философских идей);

- - новое отношение к миру.

У истоков нового идейного течения – гуманизма – творчество флорентийского поэта Данте Алигьери, создателя «нового сладостного стиля» полного искренних чувств и в то же время углубленного философского содержания. Его стихи посвящены максимально одухотворенной земной любви к рано умершей Беатриче Партинари. Новое качество его творчества - понимание ценности человеческой жизни, красоты мира. Эта тема звучала на живом итальянском языке (язык народа - «простой хлеб» по сравнению с изысканным пшеничным).

Франческо Петрарка, тосканец, считал человека хозяином своей судьбы: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными делами». Ученики Петрарки ввели понятие «гуманизма», позаимствовав слово из античных трудов. Чертами новой идеологии стали:

- изучение античности;

- попытки демифологизации гуманитарной науки (например, написание «Истории Флоренции», свободной от мифов);

- светский характер развития искусства (изобразительного, театрального)

- попытки изменить характер образования (например, создание «Школы радости» Витторино де Фельтре);

- прославление радостей жизни.

Периодизация Возрождения в Италии:

· XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто) – Проторенессанс;

· XV в. (кватроченто) - Раннее Возрождение;

· XVI в. (чинквеченто) – Высокое Возрождение.

В XVI веке, в связи с тяжелой ситуацией в Италии, многие гуманисты уезжают в Германию, Францию, Англию, Испанию, Нидерланды, обогатив культуру новыми темами и ускорив перемены, назревающие там. Особенности новой идеологии так называемого «Северного возрождения»:

- пробуждение национального самосознания (развитие языка, интерес к истории, чувство гордости за свой народ);

- попытки переустройства общества;

- вера в безграничные возможности человека.

Становление нового мироощущения человека в Италии определялось в основном особенностями социально-экономического развития. Нового чело­века создала городская культура.

В IX – XI вв. итальянские города, освободившись от власти церковных и светских феодалов, становятся свободными коммунами, расцветают политически и экономически. Возрождаются разнообразные ремесла - кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, шитье одежды, резьба по дереву, ювелирное искусство. Начинается каменное строительство. Города активно включаются в мировую торговлю. Через земли Италии проходили торговые пути на Восток, и перепродажа восточных товаров (шелк, пряности, сахар, хлопок, вина, краски, драгоценные камни, ковры, зеркала) бы­ла очень выгодной. Венеция и Генуя, а затем и Флоренция становятся прежде всего торговыми центрами. В ХIII веке все три республики начинают чеканить свою золотую монету (бжековин, флорин, венецианский дукат), появляются цехи и крупные банки, ссужающие деньгами королей и Пап.

Города-государства были коммунами: Генуя и Флоренция - во главе с консулами, Венеция — во главе с дожем, выбираемым пожизненно. Политическая ситуация осложнялась борьбой партий «гвельфов», которые поддерживали Папу, и «гибеллинов», стоявших за императора в борьбе за общеевропейское господство. При этом идеалом гвельфов были торговля и республика, социальной основой – «пополаны» - торговцы, ремесленники, банкиры. Гибеллины же выражали интересы феодалов – «грандов», «нобилей»; их идеал - землевладение и монархия. Одних интересовала «власть над землей», других - власть над морскими путями. Интересы сословий переплетались, не имели четких границ, и поэтому борьба партий была очень драматичной.

Несмотря на изменение ориентации культуры с мира Божественного на мир живой реальности и собственно человеческих чувств и дел, самоутверждение личности носило не однозначно материалистический, а скорее духовный характер. Решающее влияние на этот процесс оказывала христианская традиция; тогда еще «во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность». (Кареев). Новая концепция человека нуждалась в авторитетной мировоззренческой опоре, в качестве которой и была использована классическая древность

Из философских учений наиболее притягательными оказались платонизм и неоплатонизм, переосмысленные с новых позиций. В результате этого мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек – личностью, стремящейся абсолютизировать себя, самоосуществиться «в своем гордом индивидуализме» (Лосев).

Одной важнейших задач становится постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Возрастает интерес к визуальному восприятию, расцветают пространственные искусства (живопись, архитектура, скульптура), активно изучаются все закономерности видения реального мира (перспектива, светотень, анатомия).

Обновленный, восторженный взгляд художника у человека этой эпохи сочетается с трагическим мироощущением. Великие «титаны Возрождения» были одержимы стремлением приблизиться к миру «вечных сущностей», создать иной, лучший мир. Ощущая в себе силы, как казалось, подобные силам самого Творца, они ставили перед собой «онтологические» задачи, невыполнимые в сфере культуры. Ведь в процессе художественного творчества, которое всегда носит психологический характер, создается идеальное, а не реальное. Н. Бердяев писал, что в эпоху Ренессанса состоялось столкновение языческих и христианских начал человеческой природы, что и послужило причиной глубокого «раздвоения» человека: «Тайна Возрождения в том, что оно не состоялось: никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества».

Важным для европейской истории было то, что гуманисты образовали новый общественный слой, в котором отсутствует сословный признак, где каждый занимает место лишь в соответствии с личным образованием и талантом. Таким образом, эпоха Возрождения послужила отправной точкой в развитии светской цивилизации Нового времени.

 

Тема 10. РЕФОРМАЦИЯ.

Реформация - широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в 1 четверти ХVIв. в Германии и направленное на преобразование – «исправление» христианской католической религии. В результате в Англии, Нидерландах, Швейцарии, Скандинавских странах, некоторых германских княжествах победил протестантизм - новая форма вероисповедания, а Испания, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия, часть Германии остались католическими. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство(10% христиан), кальвинизм, англиканство и ряд протестантских сект - баптисты, адвентисты, методисты и др.

В период позднего средневековья рост городов, развитие общественного производства, товарно-денежных отношений, рас­ширение торговых связей и развитие коммуникаций, развитие городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывали основы феодализма. Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, философия переключалась с теологических и схоластических проблем на вопросы познания мира. Потребность в свободном от внешнего принуждения труде послужила импульсом к возникновению новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве. Так складывалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, «первая форма буржуазного Просвещения» (Энгельс). Но эта культура была достоянием узкого круга образованных горожан и не могла сказать влияние на массовое сознание, поскольку духовную жизнь большинства людей определяла религия. В этот период времени «всякое общественное и политическое движение необходимо принимало теологическую форму» (Ф. Энгельс)

Католическая церковь при этом оказалась неспособной ответить на вызов времени, выразить исторические потребности преобразований.

Католическая церковь - единственная в истории, пережившая эпоху светского владычества. Безраздельное господство, монополия на власть обусловили ее внутреннее перерождение и нравственное разложение. С ХIII века в интересах церкви действовала инквизиция, грозное оружие в борьбе со всеми ее врагами. Проповедуя бедность и смирение, церковь богатела, получая традиционную «десятину», а также плату за крещение, венчание, исповедь, отпевание. Высшие чины католической церкви часто вели жизнь, далекую от христианского идеала: процветали роскошь, разврат, полное презрение к вопросам веры.

По мнению современников, «повторялась история Рима времен Калигулы»: яркие примеры падения нравов дает, например, история жизни папы Александра VI (Борджиа).

Призывы очистить жизнь и обличение безнравственности и беззакония становились все более резкими. Например, Джироламо Савонарола (1452-1498) – известный проповедник, монах-доминиканец, настоятель флорентийского собора, был знаменит пламенным красноречием и непреклонным нравом. Он призывал вернуться к идеалам раннего христианства, резко осуждал роскошь, развлечения, светское искусство. После падения в 1494 году тирании Медичи, провел во Флорентийской республике преобразования, попытавшись ввести элементы теократии, но был обвинен противниками в ереси и казнен.

Состоянием церкви были недовольны все слои населения. Феодалы хотели независимости экономи­ческой, император - политической, народ терял терпение; внут­ри самой церкви назревал протест. С ХV века власть Пап слабела, особенно активно действовали против них французские короли. В 1438г. епископы Франции перестали выплачивать аннаты и в делах французской церкви получили верховенство над Папой. Самыми зависимыми от Рима были Германские земли, где власть князей была политически слабой. Здесь и разгорелся первый очаг Реформации.

В условиях всеобщей религиозности покушаться на авторитет Рима можно было только используя его же методы, то есть отвергая сакральность церкви с позиции такой же жесткой и авторитарной, претендующей на обладание неоспоримой божественной истиной. В рамках христианства это можно было сделать, противопоставив земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая абсолютную зависимость от Создателя.

Движение за преобразования в сфере религии первоначально имело форму нравственного протеста против «безбожной» церкви.

31 октября 1517г. монах-профессор Мартин Лютер (1483-1546) из университета в Виттенберге в Саксонии обнародовал свои «Тезисы» - 95 возражений против права Пап прощать грешников, покупающих искупление грехов («индульгенции»). Первоначально Лютер не помышлял о радикальной реформе, идея его тезисов была в том, что для спасения души требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить денежной жертвой. Обнародование документа получило широкую огласку, нашлись сочувствующие. Рим отреагировал угрозой отлучения и физической расправы, Лютер не пожелал отказаться от своих взглядов. Конфликт разгорался; послание Папы об отлучении Мартина Лютера от церкви было демонстративно сожжено им в 1520 году, таким образом был декларирован его разрыв с Римом. В 1521 году Лютер был вызван на суд императора и осужден, но Фридрих – курфюрст Саксонии - помог ему бежать. В его владениях Лютер, уйдя от политических дел, разрабатывал положения нового учения.

Практика индульгенций повсеместно вызывала возмущение, но критиковалась лишь ее форма, а не само право церкви осуждать и миловать. Лютер же за оскорбительным для христианства торгашеским духом церкви обнаружил «сатанинскую выдумку» - стремление освободить че­ловека от необходимости внутреннего покаяния, к чему призы­вает Библия: нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной грешности очищающие душу страдания, это - един­ственный путь укрепления веры, единственно возможный образ жизни христианина.

Лютер поставил под сомнение право церкви посредничать между Богом и людьми, в конечном счете отверг саму церковную иерархию во главе с «бесовским князем» Папой. Папство – «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела. Основываясь на тексте Священного Писания, Лютер выступает против деления общества на священство и мирян, отрицает большинство таинств, культ свя­тых и ангелов, Богородицы, поклонение иконам и святым мощам, учение о «чистилище» (рассматривая все это как варианты церковной магии). Из семи таинств Лютер считает возможным оставить только два – крещение и причастие, причем при условии их нового понимания: Святая вода не приносит очищения сама по себе, она «ничуть не лучше качеством той, что пьет корова», но «к простой воде добавлено слово Надежды». «Святость» - не особое качество предмета, а особое отношение к нему человека.

По мнению Лютера, всякая попытка умилостивить Бога (пожертвования, служение, монашество) - это попытка манипулирования. Обращение к Богу должно осуществляться не в сфере внешнего благочестия, а во внутреннем пространстве души.

Подлинным критерием истинности христианского учения может быть только Священное Писание. Чтобы каждый мог свободно обращаться к этому источнику, Лютер перевел текст Библии на немецкий язык, что имело большее значение не только для дви­жения Реформации, но и для развития национальной культуры, немецкого литературного языка, распространения грамотности. Лютеране признают только Священное Писание (без Священного Предания), богослужение ведется на живом языке, а не на латыни.

Содержание концепции Лютера было сжато сформулировано Меланхтоном (1497-1560) в «Аугсбургском исповедании» (1530г), основные постулаты которого:

- возможность личного спасения только верой (в противоположность католическому учению о церкви, благодати и вере)

- равенство всех в вопросах веры перед Богом, т. е. принцип «всеобщего священства»,

- сокращение церковной иерархии и упрощение культа.

(С 1580г. в лютеранстве существует «Книга согласия», сборник текстов – основ вероисповедания).

Лютер дополнил эту концепцию учением о Божественном предопределении и иллюзорности воли человека: «Все от Бога». Если бы спасение можно было заслужить, это порождало бы в душе человека самодовольство, успокоенность, гордыню, а долг истинного христианина перед Богом - нравственный подвиг в тяжелых испытаниях. Христианская вера для Лютера - усердная сосредоточенность, упорная методичность в выполнении обыкновенной мирской работы, в соответствии с установленным самим Богом земным порядком. Поскольку отлично выполненная работа свидетельствует о добросовестности, о прочности веры, ее успешный результат мо­жет рассматриваться как внешняя примета спасения.

Радикальным продолжателем Реформации стал Жан Кальвин (1509-1564гг). В 1536 году он бежал от преследований властей из Франции в Женеву, где и формировался новый вариант религиозной организации. Кальвинизм распространился в Швейцарии, во Франции (гугеноты), в Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше.

Кальвин активно осуждал и «папистов», и «философов», решительно отсекая науку от веры. Он еще более упростил культ и богослужение, придал церкви республиканский характер (кальвинисты живут «общинами», руководство – «пресвитеры» - выбирается мирянами; для решения важных вопросов руководители общин собираются на советы).

Предложения Кальвина по организации религиозной жизни были просты, радикальны, подходили для любого государственного устройства и допускали расправу над любыми преступниками «перед Богом».

Он довел учение о предопределении до абсолютного фатализма: от рождения удел одних людей - спасение, других - погибель, и изменить этого человек не может ни делами, ни верой. Любовь к Богу - не результат проявления воли человека, а дар Бога. Но так как Божественное предопределение скрыто от людей, каждый христианин должен строить свою жизнь в надежде на спасение. Правилом стало предельное ограничение жизненных потребностей, отказ от всех удовольствий, бережливость, постоянный труд, совершенствование профессионального мастерства, изучение Библии. Праздность, растрата капитала, лень рассматривались как грех и свидетельство грядущей погибели.

Кальвинисты осуждали художественное творчество, литературу, увеселения. Личная жизнь была строго регламентирована до мелочей, всякое инакомыслие сурово преследовалось. «Наставления в христианской вере», «Церковные установления» приобрели характер государственного закона. Целью политики Кальвина провозглашалось осуществление «Царства Божия».

Кальвинизм позднее породил ряд течений и сект: пресвитериан, конгрегационалистов, баптистов, пуритан, адвентистов и пр. Наиболее последовательно идеологию кальвинизма отразило мировоззрение пуритан: самоограничение, пунктуальность, подчеркнутая набожность, миссионерские настроения, социальная активность и религиозная непоколебимость. Именно пуритане, вынужденные в 1620г. бежать из Европы в Северную Америку, заложили фундамент новой национальной культуры.

Движение реформации привело к устранению тормозящего влияния римско-католической церкви на развитие общества, что ускорило разрушение феодализма. Реформация способствовала процессу становления человека буржуазного общества - автономного индиви­да со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. Протестантизм утвердил нравственное значение труда и деловой предприимчивости.

Значение идеологии Реформации для науки нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира и переориентации воли человека от созерцательного отношения к истине на активный поиск ее в Книге мира. Все различия рангов видов творения теряют смысл, все элементы уравниваются, мир - однороден, он может быть измерен, исчислен. Все во Вселенной становится достойным внимания, нет уже более или менее благородных сфер бытия; отсюда - пристальное внимание к «недостойным» с точки зрения средневекового мировоззрения объектам. Происходит замена образа мира как организма на представ­ление об Универсуме как механизме. Механическая картина мира становится общенаучной парадигмой.

Если раньше человек должен был относиться к природе с благоговением, теперь он должен «осуществлять власть над миром».

Лютер критиковал католическую доктрину «синергизма», согласно которой человек «добрыми делами» может способствовать своему спасению. Он утверждал, что человек достигает спасения (так же как и природа – нормального функционирования) только благодаря прямому вмешательству Бога. Подчеркивая всемогущество Бога, Лютер отнимает у материи, природы самостоятельную жизнь, «омертвляет» образ природы. Вся жизнь – в Боге, природа же – косная, пассивная исполнительница живого Слова Божия.

Реформаторы положили начало деантропоморфизации представлений о природе. «В сотворенных вещах нет движущей силы, работы или движения, но они управляются тайным решением Бога» (Кальвин). Поэтому все происходящее есть чудо; поэтому мир исполнен динамики, не застрахован от превратностей и перемен. Подчеркивается возможность непосредственного контакта Творца с творением.

Признавая ничтожность человеческой «естественной» свободной воли, невозможность спастись без божественного вмешательства и помощи, Кальвин вместе с тем высоко оценил назначение и возможности человека, который «осуществляет власть над миром». Нормой поведения должен быть не созерцательный путь монаха-отшельника, а упорный труд, аскетически-дисциплинированная профессиональная деятельность, причем поле этой деятельности человек может выбирать сам. «Не для утех плоти или грешных радостей, но для Бога и спасения следует трудиться и богатеть» (пуританин Бакстер, XVII век). Человеку, таким образом, предоставляется немыслимая в рамках католицизма свобода «мирской деятельности» и возможность самостоятельно искать путь к истине. Вместе с тем, существует и требование буквального толкования Библии, и крайне подозрительное отношение кальвинистов к светской учености.

Механическая картина мира становится и основанием для научных исследований, и образцом для строительства человеческих отношений. Разрушение патриархального уклада жизни приводило человека к разрушению семейных обычаев, к освобождению от привязанностей. Тема бренности, раздробленности мира, относительности ценностей, хрупкости земного существования является центральной в искусстве и литературе барокко. Образ мироздания как замкнутого, гармоничного и совершенного Космоса рушится, более убедительной становится «атомистская», «корпускуляристская» картина мира:

И в сфере звезд, и в облике планет

На атомы Вселенная крошится,

Все нити рвутся, все в куски дробится,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: