Тема 14. Массовая культура

 

Общее положение западного мира второй половины XX века определялось главным образом итогами Второй мировой войны. Хотя в войне было много победителей, действительно выиграли от войны США (меньший выигрыш получила Великобритания).

Культура как бы распалась на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

Влияние гуманитарной традиции в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться. Изменяется положение религии. В 70-е годы - в связи с появлением идеологии неоконсерватизма - ее статус заметно повышается. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с ее аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры. Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий. Растет беспокойство по поводу угрожающей бездуховности человека. В западном мире появилось то, что в России возникло уже в начале века – «религиозный ренессанс».

Развитие «интеллектуальной субкультуры» во второй половине XX века отмечено грандиозными успехами и достижениями. Положение науки как определяющего фактора в жизни общества предполагает глубокое ее освоение большинством людей, что и означало бы: она действительно является их культурой. Но исключительная сложность современной науки приводит к тому, что разрыв между нею и средним уровнем знаний подавляющего большинства людей все увеличивается. Наука является доступной для узкого круга людей, главным образом для тех, кто ее производит - для интеллектуалов.

Другая сложность связана с освоением компьютера и всего комплекса современной бытовой техники. Владение компьютером сегодня является одним из важных признаков современного культурного человека. Представители новых поколений отвечают данному критерию, но для старших поколений даже в развитых странах компьютер составляет проблему. Отчасти это касается и новейшей бытовой техники.

Научно-техническая и интеллектуальная субкультура, как и традиционная, является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют т.н. «высокую» или «элитарную» субкультуру. Ее существование становится все сложнее и проблематичнее.

Со второй половины XX в. господствующей становится массовая культура. Это совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Родиной массовой культуры стали США.

США имеет короткую историю существования - всего два столетия. Складывающаяся американская нация обрубила корни, связывавшие ее с культурой исторической родины, и не пустила корни в культуру коренных американских народов. В историческом и культурном прошлом отсутствуют древность и Средневековье. Здесь гуманитарная традиция не получила должного развития. В философии США создали лишь скромное течение - прагматизм. Эта философия, ставшая идеологией, и определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, где высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Американская религиозность, которая нередко всячески подчеркивается, является внешней, не глубокой. США не успели создать и классическое искусство (исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской).

В области научно-технической, интеллектуальной субкультуры США добились впечатляющих успехов. Но и здесь сказалось влияние прагматизма и отсутствие собственных традиций и предпосылок. США добивались в первую очередь достижения первенства и превосходства в экономике и политике.

Наука при этом рассматривалась прагматически и инструментально, в качестве средства достижения целей. Ради этого Америка активно использовала научный потенциал других стран, породив особое явление – «утечку мозгов». В развитии физики и математики значительную роль сыграли ученые, эмигрировавшие из Германии и других стран, включая таких, как А. Эйнштейн. Одним из создателей современного телевидения стал изобретатель В.К.Зворыкин - выходец из России. Другой выходец из России - авиаконструктор И.И.Сикорский - явился создателем современных вертолетов и самолетов.

США с самого начала развивались главным образом как индустриальная цивилизация, а не культура (они ближе к Древнему Риму, достижения которого находились по преимуществу в рамках цивилизации, чем к Древней Греции). Появление и быстрый успех массовой культуры были также обусловлены некоторыми другими особенностями развития США.

В Европе «высокая культура» изначально была привилегированной. Она имела поддержку со стороны государства и общества, была централизована и представляла собой стройную систему. Ее основу составляла государственная система образования, куда входили университеты и другие учебные заведения. Народная, массовая культура, включавшая в себя художественно-прикладное творчество, фольклор, народные развлечения, игры, искусство жонглеров и мимов, развивалась самостоятельно. Она в известной мере противопоставляла себя культуре официальной, высокой, находящейся под контролем государства и Церкви.

В США, наоборот, «высокая культура» была предоставлена сама себе, она имела слабую поддержку со стороны государства, в ней отсутствовала какая-либо система и централизация. В образовании преобладали частные колледжи и университеты. Массовая культура с самого начала находилась под контролем и имела поддержку со стороны государства, должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики.

Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации и культуры. Первой важной вехой на этом пути было книгопечатание (XV век), изобретателем которого стал И. Гуттенберг. Оно означало настоящий переворот в культуре и цивилизации и положило начало образованию «галактики Гуттенберга» (канадский социолог М. Маклюэн). Примечательно, что в течение столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распространения «высокой культуры» - сначала Библии, а затем литературы. В XVII веке появляются газеты и журналы - еще один важный элемент массовой информации. Переломным временем становится конец XIX - начало XX веков.

Начиная с XIX века индустриальная цивилизация создает свою собственную культуру, которая все больше теснит традиционную, гуманитарную. Во второй половине XIX века была изобретена фотография - сначала черно-белая, а затем цветная, которая усложнила существование живописи. В конце века одновременно (1895) появляются радио и кинематограф, поставившие под вопрос существование театра. В том же XIX веке изобретаются телефон и телеграф, составившие важную часть современной системы связи.

В 30-е годы XX века возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. По мнению М.Маклюэна, появление телевидения означало конец прежней «цивилизации письменности», «галактики Гуттенберга», уступившей место новой, электронной и телевизионной цивилизации, объединяющей все человечество в единую «глобальную деревню». К середине XX века формируется современная система средств массовой информации и коммуникации. Сам ход научно-технического прогресса вел к созданию массовой культуры.

Наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса оказалась Америка. Здесь индустриальная цивилизация впервые породила особую «культурную индустрию», которая создала массовую культуру, осложнившую существование «высокой» гуманитарной традиции. Считается, что массовая культура представляет типично американский путь, отличающийся от истории культурного развития других стран. Американская система образования отдает предпочтение изучению массовой и популярной культуры - научной фантастике, кино, рок- и поп-музыке, спортивным играм. (Но в последнее время США осуществляют программу «гуманитаризации образования», отказываются от узкой специализации и уделяют больше внимания изучению гуманитарной традиции).

Массовая культура явилась следствием создания системы средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, распространения и потребления продукции. Однако массовая коммуникация составляет лишь необходимое условие существования массовой культуры. А ее внутренняя природа определяется соответствием вкусам массового потребителя - зрителя, читателя, слушателя. (По своему способу существования массовой может быть и высокая культура, но ее качество не соответствует вкусам широкой публики, и она для них оказывается недоступным).

Уровень и качество массовой культуры, как правило, являются низкими и, как исключение, средними. Массовая культура создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы – больше ремесленники, чем художники. Их «творения» часто называют «китчем» (яркая, но безвкусная массовая продукция; всевозможные подделки под уникальные вещи).

Массовая культура эксплуатирует жанры, сюжеты и темы «народной культуры» и «высокой культуры». Массовая культура близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики.

Массовая культура близка к рекламе: они связаны с коммерцией и коммерческим успехом, их общие черты - простота и повторение, стремление соблазнить, понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит «высокое искусство».

Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книга в мягкой обложке. Некоторые из них, особенно видеозаписи и книги, могли бы открыть широкий доступ массовому зрителю к высокой культуре: но это происходит лишь в самой малой степени.

В борьбе «за потребителя» массовая культура выработала эффективные способы. В литературе - система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. В кино и музыке - система «звезд». Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д.

Главное назначение массовой культуры - предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному. Массовая культура обеспечивает проведение досуга - свободного времени, которое надо чем-то заполнить.

Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50 - 60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.

Английский писатель О. Хаксли в романе-антиутопии «О дивный, новый мир» предсказывал гибель европейской культуры под нашествием массовой культуры. Непримиримую позицию по отношению к ней занял немецкий философ Т. Адорно, выдвинувший понятие «культурная индустрия». Свои надежды на успешное противостояние массовой культуре он возлагал на авангард.

В 70-е годы ситуация меняется и прежняя критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гармонию, превращает американское общество в единое целое. С 80-х годов положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО.

Такое положение в целом представляется вполне закономерным. Появление и утверждение массовой культуры было обусловлено не только ходом научно-технического прогресса, но и уровнем культурного развития большинства людей: массовая культура вполне отвечает их вкусам и запросам.

Гуманисты Возрождения, философы Просвещения и марксисты несколько заблуждались в своих взглядах на человека, завышая его потребности и возможности. Казалось, что стоит только сделать человека свободным и создать для него нормальные условия существования, как он тут же направит все свои усилия на постижение высоких духовных ценностей и свое самосовершенствование. Исторический опыт развеял эти иллюзии. (Церковь придерживается более трезвого взгляда на человека, считая его по своей природе слабым и греховным, но оставляя ему возможность через веру и покаяние спасти свою душу).

Массовая культура еще больше занижает духовный потенциал человека, считая, что надо отказаться от попыток его переделать, что следует оставить его в покое, оставить таким, какой он есть. При этом она, как и прежний гуманизм, также впадает в крайность, объявляя обычного, массового человека безнадежным, не способным на восприятие и освоение высоких духовных ценностей.

В соревновании с высокой культурой за массового человека она одерживает верх. Это еще раз указывает на то, что массовая культура представляет собой нормальное и естественное явление. Пока будут массы - будет массовая культура, и все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть массовую культуру являются нереальными. Однако попытки изменить и улучшить ее остаются вполне возможными.

К такому пониманию проблемы склоняется все большее число представителей высокой культуры, сторонников модернизма и авангарда. Они отказываются от прежнего противостояния с массовой культурой и идут ей навстречу, надеясь своим участием в ней улучшить ее качество. К этому их побуждает желание как творческого, так и финансового успеха, поскольку в наши дни модернизм исчерпал себя как меновая стоимость, как товар. Из этого движения к компромиссу возникла культура постмодернизма. Оптимисты полагают, что высокая культура опускается вниз, в массовую культуру, чтобы поднять ее на более высокий уровень. Пессимисты считают, что высокая культура опустится в массовую и растворится в ней, перестанет существовать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: