double arrow

Тема 16. КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА.

 

Постмодерн - культура постиндустриального, информационного общества.

Относительно даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями. Называют, например, выход в свет книги «Пределы роста», опубликованной «Римским клубом», где провозглашается, что если человечество не откажется от существующего типа экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем оно испытает глобальную экологическую катастрофу. Применительно к искусству английский архитектор Ч.Дженкс называет дату 15 июня 1972 г., являющуюся днем смерти авангарда и рождения постмодернизма в архитектуре: в этот день в американском городе Сент-Луисе была взорвана часть квартала, считавшаяся самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства. Некоторые отодвигают дату к 1968 г., когда состоялись майские выступления студентов на Западе.

Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми.

70-е годы стали временем самоутверждения постмодернизма. Большой резонанс вызвало появление в 1979 г. книги французского философа Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерн», в которой многие черты постмодернизма впервые предстали в наиболее радикальном виде. Книга вызвала дискуссии, и постмодернизм получил окончательное признание. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, знаком времени, «пропуском» в круг посвященных.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два-три столетия - Современности. Соответственно для обозначения эпохи, сменившей Современность, наряду с термином «постмодернизм» используются другие: «постмодерн», «постсовременность», «поздняя современность».

Многие считают, что постмодернизм представляет собой особое состояние духа, которое возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм - трансисторическое явление, он проходит через многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в отдельный период. Другие определяют постмодернизм как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации.

Постмодернизм соотносит себя с современностью и противопоставляет себя ей. Современность охватывает Новое и Новейшее время. В XIX и XX вв. человечество испытало разочарование, тщетно пытаясь приблизиться к светлому будущему. Идеалы и ценности Просвещения оказались не реализованными или существенно искаженными. Два исторических феномена заслуживают особого внимания, поскольку они во многом объясняют возникновение постмодернизма.

1.Экономический кризис 30-х годов. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который породил Вторую мировую войну. Кризис изменил характер капиталистического производства. Опасность социально-экономической и политической катастрофы заставила господствующий класс пойти на серьезные уступки и коррективы. В центре внимания теперь не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее. Новая ситуация вела к снижению остроты прежних социальных конфликтов. Она создавала приемлемые для человека условия существования, которые распространялись на две трети общества.

2.Экологический кризис, проявившийся в 60-е годы. Он обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, равносильной поражению. Кризис парализовал прежний футуризм - устремленность в светлое будущее; будущее оказалось пугающим. Экологический кризис обесценил открывшиеся возможности общества потребления, он как бы отравил положительные и привлекательные стороны такого общества, создал ситуацию «пира во время чумы». Кризис все сделал хрупким и обреченным.

Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В общем плане он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс.

 

В социальной сфере постмодернизму соответствует общество потребления. Все его характеристики выглядят аморфными, неопределенными и размытыми: нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления, главным образом материального, - основной критерий деления на социальные слои, между которым нет противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему трудно применимо понятие «народ», его место занимает некая безликая масса, «электорат». Интеллигенция уступила место интеллектуалам, представляющим умственный труд. Число таких лиц возросло многократно, но их социально-политическая роль в жизни общества стала почти незаметной. В обществе типичной фигурой становится «яппи» - «молодой горожанин-профессионал», преуспевающий представитель среднего класса, лишенный «интеллигентских комплексов», принимающей удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, но не слишком уверенный в своем благополучии. Еще более распространенной фигурой является «зомби» - целиком запрограммированное существо, лишенное личных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле массовый человек, его можно сравнить с видеомагнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постсовременное общество теряет интерес к целям - и возвышенным, и более скромным. Цель перестает быть ценностью; наблюдается «гипертрофия средств и атрофия целей». Причина этого - разочарование в идеалах и ценностях, «исчезновение будущего». Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма.

Цинизм постсовременного человека проявляется в отказе от прежних нравственных норм и ценностей. Этика уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных наслаждений. Постсовременный человек отказывается от самоограничения и аскетизма, почитавшихся протестантской этикой в прошлом веке. Он живет одним днем, не задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главная ценность - профессиональный и финансовый успех, который должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постсовременный человек готов поступиться любыми принципами.

Мировоззрение постсовременного человека лишено прочной опоры, поскольку все формы идеологии размыты и неопределенны. Некоторые авторы называют такую идеологию «софт-идеологией», то есть мягкой, нежной. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. В античности устойчивым внутренним ядром идеологии выступала мифология. В средневековье - религия. В эпоху современности - сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

Мировоззрение постсовременного человека - неофатализм. Человек уже не чувствует себя хозяином своей судьбы. Хотя яппи выглядит активным, деятельным и самоуверенным, даже к нему с трудом применима идущая от Возрождения формула: «человек, сделавший сам себя». Он понимает, что слишком многое в его жизни зависит от случая. Об этом свидетельствует и господство моды. Некоторые авторы считают моду ядром всей постсовременной жизни, она выполняет роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, - не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности.

Важную черту постсовременности составляет театрализация. Все существенные события принимают форму эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает и политическую жизнь. Политика перестает быть местом серьезной деятельности гражданина и превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Политические баталии постсовременности не ведут к революции, для этого у них нет глубины, остроты противоречий и достаточной энергии. Политика становится менее опасным занятием, в ней уже не встает вопрос о жизни и смерти. Она наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается, но даже возрастает.

Отмеченные особенности постсовременности проявляются и в философии, науке и искусстве. Если философия Нового времени покоится на таких категориях, как единое, целое, универсальное, абсолютное, бытие, истина, разум, прогресс, то философия постсовременности подвергает все это критике и отрицает, опираясь на позиции релятивизма и плюрализма.

Предшественниками постсовременной философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Ницше отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме фрагментов, афоризмов. Он потребовал переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма с утратой веры в разум, человека и гуманизм. Ницше выразил сомнение в наличии «последнего фундамента», именуемого бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретет прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он отверг и существование истин, назвав их «неопровержимыми заблуждениями». Хайдеггер сосредоточился на критике разума и гуманизма. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Она не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни». Идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие в трудах философов-постмодернистов (Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Д.Ваттимо).

Деррида размывает границы между философией, литературой и критикой, усиливая эстетизацию философии. Он создает особый тип мышления - многомерного и разнородного, противоречивого и парадоксального, пульсирующего и плавающего, покоящегося на деталях и нюансах, полутонах и переливах. Возникающая при этом «популярная» философия перестает быть особым явлением культуры.

Ваттимо слову «постсовременность» предпочитает термин «поздняя современность», считая его более ясным и понятным. Ваттимо согласен с тем, что большинство понятий классической философии сегодня не работает. В первую очередь это относится к бытию, которое все больше становится «ослабленным», оно растворяется в языке, выступающим единственным бытием, которое еще может быть познано. Что касается истины, то она сохраняется, но должна пониматься сегодня не по модели познания, а исходя из опыта искусства: «постсовременный опыт истины относится к порядку эстетики и риторики». Организация постсовременного мира является технологической, а его сущность - эстетической.

Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным способом познания, лишается прав на монопольное обладание истиной. Противопоставление естественных и гуманитарных наук снимается или ослабляется. Постмодернизм отрицает способность науки давать объективное, достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи. Наука абсолютизирует рациональные методы познания, игнорируя другие - интуицию и воображение. Она стремится к познанию общего и существенного, оставляя в стороне единичное и случайное, поэтому дает упрощенное и неадекватное знание о мире.

Постмодернизм снимает противопоставление рационального и иррационального, науки и литературы, науки и религии, считая, что между ними нет принципиальных различий. Некоторые постмодернисты предлагают реабилитировать религию, уравнять ее с наукой и даже вернуть ей прежний приоритет, ведь она дает абсолютные, фундаментальные, «изначальные истины».

Многие существенные черты постсовременности получают наиболее зримое воплощение в постмодернистском искусстве. Постмодернисты отвергают авангардистскую страсть к экспериментированию, погоню за новизной, устремленность в будущее. Всему этому они противопоставляют эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и используя для этого приемы коллажа, повторения. Футуризму авангарда они предпочитают ностальгию по прошлому, гедонизм настоящего. Они реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого, которую Лиотар именует эстетикой «слишком красивого». Такую эстетику вполне можно назвать эстетикой китча. Указывая на эстетический характер постсовременности, Ваттимо подчеркивает, что если раньше эстетика была эстетикой гармонии, катарсиса, успокоения и безопасности, и в центре ее находилось произведение - вечный памятник, то в постмодернизме главным становится не само произведение, не его вечная природа или процесс его создания, а то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Поскольку искусство сегодня доходит до зрителя через средства массовой коммуникации, способ его существования является технологическим, массовым. Эстетическое и художественное значение произведения – в его успехе, зависящем от силы воздействия, произведенного эффекта, способности вызывать «шок» у зрителя. Эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации. Они способствуют установлению общего языка и согласия, общего чувства и вкуса, которые являются эстетическими.

Ваттимо признает, что средства массовой информации делают банальным любое сообщение, а применительно к искусству и художественному произведению - лишают его исключительности, подлинности и глубины, превращая в нечто поверхностное, хрупкое и непрочное, сближая его с китчем и обычными вещами повседневности. Тем не менее, в условиях постсовременности следует отказаться от прежнего взгляда на произведение через призму идеала вечного памятника, наделенного совершенным соответствием внутреннего и внешнего, неисчерпаемой глубиной смысли и содержания. Массовое общество рождает подобающий ему «массовый эстетический опыт». Орнаментальный характер, поверхностность, непрочность, эклектизм составляют сущность не только искусства и эстетики общества поздней современности, но и всей его культуры. Но во всем этом Ваттимо не видит оснований для излишней драматизации происходящего.

Другая тенденция связана со структурно-семиотическим течением; она не столь решительно противостоит авангарду и модернизму, хотя также стремится к их преодолению, но делая это с помощью иронии, пародии и гротеска. В ее основе лежит семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение. У.Эко формулирует его так: «Всякий текст написан на тексте». Сторонники данной тенденции также используют приемы цитирования, коллажа и заимствования, но все это сочетается с творческим поиском и экспериментированием.

Роман У. Эко «Имя розы» отмечен многими признаками массовой и популярной литературы. Он построен в жанре детектива, развлекает читателя. В то же время в нем есть и качества высокого искусства: высокий художественный уровень, сложная проблематика, оригинальная манера изображения.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссеры П. Гринуэй - в Англии («Контракт рисовальщика», «Зоо», «Отсчет утопленников» и др.), Ж.-Ж. Бейнекс во Франции («Дива» и «Луна в сточной канаве»). В фильмах П. Гринуэя звучит музыка одного из самых ярких представителей постмодернизма в музыке - английского композитора М.Наймана. К постмодернизму в музыке относятся также английский композитор Г. Брайерс (симфония «Гибель «Титаника»), американский композитор Дж. Адамс («Никсон в Китае», «Симфония траурных песнопений», «Концерт для клавесина и струнных»), польский композитор Г. Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». В нем есть все, но в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск. Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто выглядят отталкивающе, произведения постмодернизма имеют приятный вид.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: