Тема 15. Молодежная культура и контркультура

 

Молодежная культура - очень сложное явление; до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость - это длительная фаза или этап жизни, в течение которого человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Все совершающие такой переход составляют молодежь - социально-демографическую группу, признаки которой - возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации растягивается. В прошлом веке период молодости заканчивался к 20 годам, к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь. Сегодня - в связи с увеличением срока получения образования - верхняя граница молодости поднялась до 30 и более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она - в связи с феноменом акселерации - иногда отодвигается к 10 годам, особенно если речь идет о молодежной культуре. Но большинство ученых считают, что возрастные границы молодости - от 14 до 30 лет.

Молодежь составляет огромную социальную группу - почти половину населения общества. Ее роль в общественной и культурной жизни возрастает. В наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться с молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации признаки молодежи - возраст, социальный статус и социально-психологические свойства - претерпевают качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности. Социально-психологические свойства также становятся определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности. Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации.

Социально-психологические истоки молодежной культуры - в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления не всегда получают необходимую поддержку, ведь все каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия. От него требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он не все принимает в предлагаемой культуре: некоторые элементы мировоззрения старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие нуждаются в обновлении. Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный Эдипов комплекс. В античном мифе о судьбе царя Эдипа, который убил отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами. Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие движения, на молодежную культуру.

Концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, в целом страдают явными преувеличениями и схематизмом. Они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было субкультур и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры - городская и сельская. Молодежь еще не составляет особую социально-демографическую группу, и нет оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время появляются реальные условия для возникновения разногласий и противоречий между поколениями, молодежь выделяется в самостоятельную группу и становится носителем особой субкультуры (которая существует наряду с другими - женской, городской, сельской и т. д.). Темп социального развития ускоряется, и многие принципы отношений, нормы поведения, знания, идеалы и ценности, условия и уклад жизни старшего поколения (проходившего социализацию 25 - 30 лет назад) и нового поколения оказываются различными. С возрастом у человека снижается способность к адаптации, он не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Это усиливает вероятность конфликтов.

В культуре всегда имеется достаточно прочный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Он выступает лишь как внешняя форма происходящих изменений, а действительные причины скрываются глубже.

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкретным позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности (на них она часто также смотрит через призму морали). В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика, «культурный» человек для нее - это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. Для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т. д. Именно в этой области молодежь чаще всего расходится с культурой старших поколений. Нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, чаще неформальные (в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений). Так молодежь добивается эмоционально-нравственного самоутверждения, здесь формируется молодежная культура - основная форма самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура - это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру: по своему уровню она также бывает не слишком высокой, как и народная, молодежная культура в какой-то мере противопоставляет себя официальной. Но молодежная культура включает в себя и часть массовой культуры, специально созданную для молодежи. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. Это касается развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием, способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет настроение. Музыка становится главным средством общения, лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Молодежная речь отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Сленг, одежда и обувь, прическа несут символическую нагрузку, означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная субкультура существует наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей. Часть из них - поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды - футбольной, хоккейной, баскетбольной. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, рокеры, металлисты и т.д.

В целом значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными, они не сравнимы влиянием массовой культуры. Однако на определенных этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать. Примером тому стало движение контркультуры, возникшее на Западе в 60-е годы, движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х годов оно стало общекультурным и быстро набирало силу. Не отказываясь от политических целей, оно двигалось к ним не прямо, а через искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе, изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955 г.).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую - Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство. Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей - чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей - разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей.

Контркультура выступила с отказом от технократизма и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации. Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашалось общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе - в духе авангардизма - должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых отражали характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского; они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки (их течение назвали «цветочной революцией»). Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е годы молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: