Для определения реакции опор А и В составляется расчетная схема вала, где реальный вал рассматривается как шарнирно опертая балка, к которой приложены силы, действующие в зацеплении зубчатых колес.
Рис. 9
В качестве примера на рис. 9 приведена расчетная схема тихоходного вала редуктора с размещенным на нем зубчатым или червячным колесом. Одна из опор вала (опора А) является шарнирно-неподвижной, а опора В – шарнирно подвижной. На рис. 9 показаны также радиальные реакции RAУ , RAZ и RВУ , RВZ и осевая реакция RAХ. Размеры и l определяются по эскизной компоновке редуктора. При этом радиальные опорные реакции считаются приложенными в точках пересечения оси вала с плоскостями, перпендикулярными оси, а силы в зацеплении считаются приложенными на диаметре делительной окружности
посредине ширины колеса.
Реакции опор определяют из шести уравнений статики вала – трех уравнений проекции сил, приложенных к валу, на оси X, У и Z и трех уравнений моментов этих сил относительно координатных осей. Суммарные радиальные реакции в опорах вычисляются по формулам
|
|
, .
В дальнейшем проверка правильности предварительно намеченных, например, радиально-упорных (шариковых или роликовых) подшипников, обусловлена следующей последовательностью действий :
- вычисляется расчетный ресурс подшипника в миллионах оборотов;
- с учетом характера работы и выбранных коэффициентов радиальной и осевой нагрузок, вычисляется эквивалентная нагрузка на подшипник;
- определяется расчетная динамическая грузоподъемность С расч;
- с учетом расчетного значения динамической грузоподъемности, подтверждается правильность предварительно выбранного подшипника по справочнику или каталогу на подшипники качения, или выбирается другой подшипник (тип и серия); при этом должно быть удовлетворено условие ( - динамическая грузоподъемность подшипника по каталогу).