Особенности режиссуры в работе над номером о детях и с детьми

Ее «эстрадные дети» искренни и просты, мудры и лукавы, простодушны и наивны, порой по-ребячьему хитры и озорны. Секрет создания таких жи­вых ребячьих образов очень прост, хотя и требует кропотливой, упорной работы. Для того чтобы понять детскую психологию, а потом с таким мас­терством ее воплотить на сцене, актриса пристально наблюдала и изучала детей: их настроение, наивное, но образное восприятие окружающего мира, их любознательность, склонность подражать взрослым. В результате у нее вырабоалось «особое детское мироощущение».

Зрительская аудитория на ее концертах самая различная. Здесь и ма­лыши, и школьники, и взрослые. И каждый находит для себя что-то новое, интересное, поучительное. Как правило, что бы ни читала актриса – детские ли стихи, рассказы, фельетоны – в них всегда есть момент дидактики, которая органично связывается с детской психологией. она должна не просто прочесть ребячьим голосом с эстрады или по радио очередное стихотворение, рассказ. Нужно прочесть его так, чтобы маленький зритель не только посмеялся над своим собратом малышом, но чтобы в его детскую душу запали зерна «вечного, доброго». Всем своим творчеством артистка стремится утвердить уважение к детям, к их уму, сообразительности, чуткости. И напоминает, что ребенка легко обидеть, даже оскорбить и что это может тяжело сказаться на формировании его характера. Сила искусства Зеленой - в соединении поучитель­ности с образностью и добротой. Поэтому так хорошо понимают артистку в любой аудитории. Проблема создания яркого сценического образа при новых акцентах при требовании необычайной достоверности, при сдержанности в использовании внешних изобразительных средств, при увеличившемся внимании к внутренней жизни героя.

РЕПЕТИЦИЯ

Репетиция — это прежде всего поиск и нахождение наиболее верных поступков в логике поведения персо­нажа в предлагаемых обстоятельствах; поиск целеустремленного и целенаправленного, действия, исходя из сверхзадачи и сквозного действия; отбор приспособлении и красок, наиболее точно и выразительно раскрывающих сценический образ, идею роли и всего номера.

Главная задача режиссера на репетиции заключает­ся не в том, чтобы все время подсказывать актеру, что и как ему делать, а, не нарушая течения творческого процесса, направляя и поправляя, помогать ему, чтобы сложное для него стало простым, а непривычное — при­вычным.

Если исполнитель допускает ошибку в действии или оно становится неточным, невыразительным, режиссеру следует, прежде всего, обратить внимание актера на пред­лагаемые обстоятельства, уточнить их, вернуть его к «цели», которой он добивается в данный момент, к его «хотениям».

Так, все время уточняя предлагаемые обстоятельства, «цель» и «хотения», режиссер ведет исполнителя от кус­ка к куску, от одного эпизода роли к другому. При этом режиссер следит за тем, чтобы актер, выстраивая свое действие, все время искал интересные детали и приспо­собления, фиксировал верно, найденные и без сожаления отбрасывал случайные, неточные; следит за тем, чтобы смысл каждого внутреннего и внешнего движения, смысл каждого жеста был предельно ясен не только самому исполнителю, но и будущим зрителям.

во­прос не потому, что не знает ответа, а потому, что стес­няется, психологически зажат.

Трудно привести исполнителя в верное самочувствие, когда уходит зажим, когда он обретает творческую сво­боду, не боится ошибиться, забывает, что на него смотрят. Но в тысячу раз труднее добиться всего этого, если режиссер однажды неосторожным словом, бестактной шуткой ранил его сердце. Режиссер по отношению к исполнителям должен быть чутким и внимательным товарищем, искусным дипломатом и заботливым нас­тавником.

Но все это не означает, что он должен быть снисхо­дительным к проступкам. Режиссер должен быть и настойчивым и суровым, но всегда справедливым. Ему нельзязабывать, что он не только руководитель, но ивоспитатель своего коллектива. Основа взаимоотношений режиссера и актера — глубокое взаимное уважение. Часто спрашивают: можно ли на репетициях показывать актеру?

А почему нельзя? Все дело в том, что и как показывать. Если я словами не могу объяснить актеру, что он должен делать (а иногда это бывает и невозможно),— то можно показать ему. Все зависит от характера показа, от его внутреннего посыла. Если у режиссера цель: «Я тебе сейчас покажу, как надо играть, бездарь! Учись, пока я жив!» — да еще при этом он сам хороши» актер, от такого показа никакого толка не будет. Ак­тер либо не пойдет на сцену: он будет думать, что ему никогда не только не переиграть режиссера, но даже не сыграть так, как он показал, либо пойдет, но постарается скопировать, запомнить его интонации, жесты и т. д. Если же цель показа — объяснить не словами, а дейст­вием смысл куска, сцены, то исполнителю не только станет понятно, что и как ему делать на сцене, но у него появится желание проделать самому (только по-своему) все то, что режиссер объяснил.

Самое страшное — учить актера с голоса, требовать копирования интонации, жеста, то есть «натаскивать». К творчеству это не имеет никакого отношения. Показы­вая, режиссер должен раскрыть перед актером смысл действий и поступков, желаний и хотений персонажа, почему он поступает так, а не иначе, с одновременным объяснением вслух поступков персонажа, с тем чтобы актер не только видел, но и понимал ход действия, при­чины, побуждающие персонаж так действовать.

Бывает и так (на эстраде довольно часто): актер на репетиции предлагает свое решение сцены, номера, свои приспособления, порой резко расходящиеся с режиссерскими. В этом случае режиссеру не следует отвергать предложенное актером, даже если оно заведомо неверное. Надо дать актеру возможность проверить свои предложения в действии и самому ре­шить, что лучше, вернее. Если этого не сделать, не дать актеру попробовать свой вариант, свои предложения, у него всегда останется неудовлетворенность.

И еще. Режиссер-диктатор убивает в исполнителе инициативу, стремление к самостоятельному творчеству, без которого немыслимы репетиции; а главное, немыс­лимо создание актером полноценного образа, номера.

И последнее. В самодеятельности бывает так: ис­полнитель считает, что ему на репетиции уже делать нечего. Он торопится выйти на публику. В этом случае полезно напомнить слова Щепкина: «Репетиция лишняя для тебя — никогда не лишняя для искусства». Только режиссеру нужно стараться каждую последующую ре­петицию делать чем-то, пусть самым незначительным, непохожей на предыдущую, чтобы исполнитель на каж­дой репетиции узнавал о своей роли, номере что-то но­вое, неведомое до этого, что будоражило бы его фанта­зию снова «сегодня», «здесь», «сейчас».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: