Особенности режиссуры малой драматургии

(скетч, реприза, миниатюра)

СКЕТЧ — маленькая пьеска с небольшим количеством дей­ствующих лиц. Одна стремительно развивающаяся интри­га, Один простейший сюжет, на неожиданных поворотах. Характеры действующих лиц. Индивидуальность языка. Упрощенность образов. Комедийность ситуации Драматургический конфликт и нелепая случайность.

РЕПРИЗА — мельчайшая форма эстрадной драматур­гии (обозначает повторный, неожиданный удар). Начало текста и одно вос­приятие.Неожиданный конец переворачивает весь смысл Значение паузы в технике произнесения.

МИНИАТЮРА — это очень ко­роткая, состоящая всего из нескольких реплик. Точном сюжет в одном действии, происшествии. Анекдот – основа ми­ниатюры. Парадоксальность конца.

МИНИАТЮРА (фр.miniature, < лат.minium - киноварь, сурик) - 1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающихся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально М назывались выполненные гуашью, акварелью и др красками иллюстрации, инициалы, заставки и т.п. в рукописных книгах. Название «М» перешло на живопись (главным образом на портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах - табакерках, часах, перстнях, на лаковых изделиях. 2) в лит-ре, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая, вокальная или муз.сценка, эстрадная или клоунская реприза и т.д.). На М строится репертуар театров миниатюр. В М режиссер и исполнители заботятся о точности взаимоотношений действующих лиц, уделяют особое внимание нахождению выразительного, броского обыгрывания ее неожиданного конца. Огромное значение в актерском и режиссерском решении М имеет ее темпо-ритм, т.к. действие в М развивается сверхстремительно

Работа режиссера с эстрадным фельетоном и монологом.

Эстрадный фельетон, так же как и эстрадный моно­лог,— это самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в котором он (актер) рас­крывает свое отношение к событиям жизни, свое миро­воззрение.

Эстрадный фельетон, жанр, наиболее публицистиче­ский из всех разговорных жанров, занимающий цент­ральное место на эстраде,— это сатирико-публицисти-ческое обозрение на злобу дня. В фельетоне факты и явления современности излагаются от лица импровизи­рующего рассказчика (Театральная энциклопедия).

Эстрадный монологэто «размышления, иногда речь действующего лица, обращенная к самому себе или к зрителям... Он позволяет раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер» (там же).

Слово «персонаж» нами выделено не случайно.., Именно оно в первую очередь отличает монолог от фель­етона. Монолог произносится от лица персонажа, а фель­етон от собственного лица актера-рассказчика.

То есть монолог предполагает его исполнение в образе, а фель­етон— от лица рассказчика, когда автор фельетона и его исполнитель сливаются воедино.

Должен заметить, что такое разделение эти номера разговорного жанра получили лишь в последние годы. Еще относительно недавно монологами в повседневной практике называли все метражные разговорные номера, произносимые конферансье, а фельетонами — только ост­ро сатирические, публицистические, наполненные граж­данским пафосом произведения. Собственно1, те, блестя­щим автором и исполнителем которых был выдающий­ся" советский эстрадный актер — Н. П. Смирнов-Сокольский.

Сегодня определение «монолог» в прошлом его зна­чении сохранилось, пожалуй, только за вступительными номерами конферансье (ведущих), которыми они обычно открывают концертную программу. Как правило, такой вступительный монолог носит позитивный харак­тер, а его содержание — определяет, вводит в тему кон­церта.

Определение различий между фельетоном и моноло­гом важно для нас не столько с точки зрения теоретиче­ской или литературоведческой, сколько потому, что оно, указывая на различия между ними в' характере драма­тургии, определяет различие в манере их исполнения.

Фельетон — от лица рассказчика, монолог — от лица персонажа.

Драматургия фельетона обычно строится так, что разговор в нем вроде бы начинается с незначительного факта, а затем постепенно открывается, к каким далеко идущим последствиям может привести этот, поначалу казавшийся мелким, факт. Факты, которые преподносит рассказчик в фельето­не, как будто не связаны друг с другом. Мысль рас­сказчика стремительно переносится как бы с одной те­мы на другую, которые возникают как произвольные ассоциации. Но если приглядеться внимательнее, то ока­зывается, что все факты, события и явления, населяю­щие фельетон, подчинены одной теме, стремятся к обоб­щению.

Заданная характерная особенность фельетона: ис­полнение как бы от себя, от своего лица (вот почему фельетоны чаще всего написаны прозой, которая дает больше возможностей передавать живую речь),— под­черкивается его лексикой, интонациями, близкими к разговорным. В тексте фельетона обычно преобладаюткороткие предложения, отсутствуют описательные перио­ды, часто используются риторические вопросы, анекдоты, шутки, ирония, негодование, переходы от серьезного к смешному. Все это позволяет актеру исполнять фелье­тон в естественной, разговорной манере, создавать у зрителя иллюзию авторства рассказчика. Ведь зритель должен быть уверен, что автор и рассказчик — одно и то же лицо. Сценическое воплощение фельетона требует эмоцио­нально звучащей речи, выразительности жеста, мимики, точности и лаконичности приемов, динамики исполне­ния. Характер речи должен быть активный, с обилием коротких пауз, которые возникают как бы от поиска нужного слова.

Режиссеру и исполнителю необходимо пом­нить, что эстрадный фельетон — это не пересказ общеиз­вестных истин, а разговор актера со зрителем о кровно его волнующем факте; не рассказ о событии и сделанный из него вслух вывод, а острая, взволнованная постанов­ка вопроса, где исполнитель, осуждая пороки и недостат­ки, искренне заинтересованный в их искоренении, стра­стно обращаясь к сердцу и уму зрителя, слушателя, зо­вет его к гражданской принципиальности. Ему (зрите­лю) должно быть предельно ясно, против чего и кого ведет атаку исполнитель.

Поскольку в драматургическом плане эстрадные фельетоны многообразны по своим стилистическим осо­бенностям, то и приемы их исполнения весьма разнообразны. Фельетон может исполняться от лица рассказчи­ка, а может быть разыгран от лица персонажей, кото­рые его населяют. Каким бы ни был найденный прием, он призван не только наиболее полно раскрывать характер, идею и те­му фельетона, но и его содержание и форма должны быть неразрывно связаны с образом рассказчика. Стиль шуток, реприз, характер текста, его речевые особенно­сти обязаны соответствовать и сочетаться с образом ис­полнителя. Тогда в полной мере могут быть раскрыты возможности этого разговорного жанра, который в со­стоянии сочетать в себе и озорную веселость и фило­софскую глубину.

Эстрадный же монолог, в том определении, в каком он сегодня бытует на эстраде, требует от исполнителя создания сценического образа, исходя из заданного ав­тором и найденного актером характера.

Обычные эстрадные монологи делятся на сатириче­ские и юмористические.

Главная цель сатирического монолога — развен­чать его героя: По сценическому приему это происходит как бы «нечаянно». Персонаж разоблачается собствен­ными действиями, поступками, которые и выявляют для зрителя его подлинную сущность, и которые в восприя­тии зрителя приводят героя монолога в конце концов к крушению. Чтобы понять сказанное, достаточно вспом­нить любой сатирический монолог, исполняемый выда­ющимся советским эстрадным артистом А. Райкиным.

Сила сатирического воздействия, сатирического ра­зоблачения необычайно действенна. Каковы бы ни были неожиданные обстоятельства действий персонажа (что является одной из стилистических особенностей эстрад­ного монолога), характер поведения, мысли, им излага­емые, при всей нелепости, а иногда фантастичности родятся не только на обнаженности сатирического прие­ма, но и на точной психологической характеристике и на явлениях, реально существующих в жизни и знако­мых зрителям. В отличие от сатирического монолога, монолог юмо­ристический ставит своей целью не обличать зло, а доб­родушно посмеяться над персонажем, обладающим лег­ко исправимым недостатком. Критика в таком моноло­ге носит (если прибегнуть к выражению А. Луначар­ского) такой характер, когда критикуемый, придя до­мой, не вобьет гвоздь и повесится, а захочет хорошо вы­мыться.

Часто персонажи таких монологов выходят на сцену под каким-нибудь предлогом из зала, чтобы возразить конферансье или навести в концерте необходимый, с его точки зрения, порядок. Таким приемом часто пользует­ся великолепная эстрадная актриса Мария Миронова. Если в сатирическом монологе характер персона­жа— воплощение зла, то характер персонажа монолога юмористического соединяет в себе черты положительные с чертами, которые следует изменить, то есть он отно­сительно многогранен.

Исполнение монолога на эстраде имеет пусть не очень заметное на первый взгляд, но важное отличие от исполнения монолога в театральном спектакле. Актер всегда чувствует, улавливает эту разницу. Не случай­но, говоря о своем исполнении, монолога в спектакле, он всегда употребляет слово «монолог» в сочетании со сло­вом «играл». Но стоит ему этот же монолог исполнить на эстраде, как он употребляет другое определение; «произнес, исполнил» монолог. Несмотря на все несо­вершенство такого определения, именно оно и подчер­кивает разную манеру исполнения монолога на театре и эстраде. Ведь в последнем случае для актера, как мы уже говорили, зритель становится партнером и место действия ограничено подмостками, на которых он вы­ступает. Что же касается вступительного монолога, то при работе над ним режиссеру и исполнителю необходимо помнить, что он всегда затрагивает какую-либо злободневную, общественно значимую тему внутренней или международной жизни, либо его содержание связано с событием или темой, которой посвящен концерт.

Вступительный монолог является за­певом концерта. И как всякий запев, он должен задать тон и ритм концерту, ввести в его атмосферу. Собствен­но, вступительный монолог — это первый номер концер­та. И его исполнение должно быть интересным, ярким и выразительным. Вступительный монолог может быть и стихотворным. Тогда в работе над ним, а затем при его исполнении ре­жиссер и исполнитель должны учитывать законы чте­ния стихов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: