Положительное в эстрадном представлении

Нередко в эстрадных представлениях наиболее уязвимым оказывается показ и пропаганда поло­жительного. Это не случайно. Показ положитель­ного — один из труднейших моментов в дея­тельности эстрады. Да к тому же, как показа­ла практика, в работе над положительным мате­риалом порой возникают схоластические, не имеющие никакого значения споры, которые не облегчают, а только затрудняют решение этого слож­ного вопроса.

Конечно, не так просто раскрыть положительное явление, поступок. Мы всегда относительно легко можем найти действия и яркое сценическое выра­жение поступков лодыря, тунеядца, хулигана, пья­ницы. У нас даже выработался некий стереотип в показе отрицательных персонажей. Но как только дело доходит до показа положительных фактов, фантазия режиссера становится куцей и неинтересной. Режиссера словно подменяют. И это про­исходит не с одним или двумя, а со многими! Ду­мается, что причина заключается в самой природе отрицательных и положительных явлений.

Что такое отрицательное явление в нашей жиз­ни? Это, как правило, исключения и нарушения морали, норм поведения человека и т. д., и т. п. И проявляются они в поступках, которые выходят за рамки нормального человеческого поведения в нашем обществе, и которые резко бросаются в глаза всем окружающим. А положительное?

Положительное — это норма поведения, к ко­торой стремится каждый. Положительные дейст­вия чаще всего проявляются в повседневных по­ступках. (В данном случае мы не говорим о под­виге.) И хотя положительное многообразно в сво­ем проявлении, оно менее заметно потому, что не всегда бросается в глаза: совершивший его человек действует бескорыстно, не афиширует его. Положительному герою присуща скромность. Он не считает свое действие чем-то особенным, выдаю­щимся. Оно для него нормальное проявление дея­тельности.

Очевидно, вся трудность показа положитель­ного явления и заключается именно в этом. В том, что драматургу, режиссеру и исполнителю нужно разглядеть в простом — яркое, в повседневном — праздничное, и не просто разглядеть, а образно раскрыть внутренние качества положительного ге­роя, мотивы его поступков, а не только внешний результат действий. Обычно же, показывая положительное, режиссер иисполнитель забывают об этом. Вот откуда рож­даются формальные, примитивные приемы: чтение приветствий, телеграмм, хоровое произнесение (точ­нее, выкрикивание) фамилий передовиков, вынос плакатов с нарисованными на них цифрами или изображений бидонов, снопов и т. д. Такая не имеющая образного решения пропаганда не воздей­ствует на зрителя эмоционально (основное оружие сценического искусства) и не раскрывает, почему и как тот или иной человек добился хороших ре­зультатов.

Для раскрытия положительного в эстрадном представлении существует единственно верный путь — показывать его в сценическом действии, в драматургическом конфликте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: