№ п/п | Наименование тем и разделов курса | Содержание занятий | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоят. Раб. | ||
лекции | семин. | ||||||
1. | Теория и методика развития матем-х представлений у детей дош-го возраста как наука | · Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников · Роль математики в жизни и деятельности человека. Значение элементов математики для развития ребенка. Предмет и основные задачи курса. | |||||
2. | Отечественные и зарубежные концепции матем-го развития детей дош-го возраста | · Влияние монографического и вычислительного методов обучения в школе на методику матем-го развития дошкольника. · Взгляды Е.И. Тихеевой и Н.Ф. Блехер на математическое развитие ребенка и их вклад в разработку концепции. · Обоснование А.М. Леушиной целей, содержания, средств, форм, методов и приемов математического развития ребенка. · Современные концепции и подходы к разработке содержания математического развития ребенка. | |||||
3. | Теоретические основы матем-го развития ребенка | ||||||
3.1. | Элементы матем-й логики как основы для определения целей и содержания предмета матем-ой подготовки ребенка | · Математические выражения, связи, отношения, зависимости и их виды. · Свойства предметов и множества; операции над множествами · Величина и ее измерение · Геометрические фигуры и их виды · Число и натуральный ряд чисел. · Алгоритм и его свойства. Значение освоения алгоритмов в дошкольном возрасте. | |||||
3.2. | Дидактические основы методики | · Задачи и содержание матем-й подготовки ребенка-дошкольника. · Реализация принципа апмлификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании матем-х представлений в условиях семьи · Педагогические условия освоения матем-х представлений. · Развивающая предметно-пространственная среда – основное условие познавательного и личностного развития ребенка. Характеристика средств матем-го развития ребенка. · Разнообразие методов и приемов матем-го развития ребенка, своеобразие их использования в семье. Использование моделиро-вания, информационных технологий и других методов в обучении детей. · Современные формы организации матем-го развития ребенка в семье. Особенности организации активной познавательной деятельности · Специфика организации обучения элементам математики в условиях семьи. · Дидактические принципы и требования к организации работы по математическому развитию ребенка. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности. | |||||
3.3. | Генезис и особенности математических представлений ребенка-дошк-ка | · Особенности развития представлений о множестве как группе предметов. · Особенности развития представлений о числах и их последовательности. · Характеристика счетной деятельности и особенности ее развития в дошкольном детстве. · Особенности развития способов обследования и сравнения предметов по величине и форме · Генезис пространственных ориентировок и представлений. · Время и его особенности. Восприятие времени детьми раннего и дошкольного возраста. | |||||
4. | Современные технологии сенсорного и метем-го развития ребенка дошк-го возраста. | · Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. | |||||
4.1. | Технология развития счетной деятельности. | · Развитие понятия количественных отношений и обучение приемам сравнения множеств. · Обучение счету и развитие счетных умений. · Развитие понятия числа у детей дошкольного возраста. · Развитие понятия закономерностей образования числа и натурального ряда. | |||||
4.2. | Развитие вычислительной деятельности у старших дош-ов | · Технология введения детей в вычислительную деятельность. | |||||
4.3. | Технология развития сенсорных умений и навыков, способов сравнения, оценки и измерения пространственно- временных отношений | · Обучение способам обследования, сравнения и оценки предметов по признакам величины. · Обучение измерительной деятельности. · Развитие геометрических представлений у детей. · Приемы и последовательность развития пространственных представлений и ориентировок. · Развитие представлений о времени, понимание временных отношений. · Технология использования алгоритмов для развития представлений о последовательности действий и событий у детей дошкольного возраста. | |||||
5. | Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элем. матем. предст. у детей | · Организация разноуровневой и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. | |||||
6. | Преемственность В работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач матем-го развития детей. | · Сущность преемственности при обучении элементам математики. Требования современной начальной школы к математической подготовке ребенка и основные направления осуществления связи в его математическом развитии. | |||||
ИТОГО: |
|
|
|
|
4.ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – зачет (9 семестр)
ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»