Темы и краткое содержание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Подготовка студентов по курсу «Технология обучения элементам математики и логики в условиях семьи» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология»».

1.1. Цель курса: формировать профессиональную компетентность будущего педагога, обучающего элементам математики и логики дошкольников в семье.

 

1.2. Задачи курса:

1. Дать знание теоретических основ математического образования детей дошкольного возраста: математических, психологических, дидактических.

2. Познакомить с содержанием и технологиями, дидактическими средствами, приемами и формами организации деятельности с математическим содержанием в условиях семьи, в соответствии с современными образовательными программами.

3. Формировать умение в процессе исследовательской и педагогической деятельности в условиях семьи применять теоретические знания при решении практических задач управления математическим развитием детей дошкольного возраста в семье.

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы

Данный курс является обязательной частью Д.Ф. комплекса предметов в подготовке специалистов с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета дошкольного образования по специальности– «Дошкольная педагогика и психология»».

Дисциплина «Технология обучения элементам математики и логики в условиях семьи» изучается в 9 семестре.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент должен:

· Знать методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников, отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

· Освоить современные технологии ознакомления дошкольников с числом, вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.

· Овладеть диагностикой математического развития как основой целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса

· Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина.

· Концепции математического развития ребенка-дошкольника.

· Теоретические основы математического образования дошкольников.

· Современные технологии формирования у дошкольников математических представлений.

· Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.

· Преемственность школы и семьи в обучении элементам математики и логики.

Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ 1. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста

- Роль математики в жизни и деятельности человека.

- Значение математического образования для развития ребенка.

- Предмет и основные задачи курса.

РАЗДЕЛ 2. Концепции математического развития ребенка-дошкольника

- Влияние монографического и вычислительного методов обучения арифметики в школе на методику математического развития ребенка-дошкольника.

- Взгляды Е.И. Тихеевой и Ф.Н. Блехер на математическое развитие ребенка и их вклад в разработку концепции.

- Обоснование А.М. Леушиной целей, содержания, средств, форм, методов и приемов математического развития ребенка.

- Современные концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

РАЗДЕЛ 3. Теоретические основы математического образования дошкольников

3.1. Элементы математической логики как основа для определения целей и содержания предматематической подготовки ребенка

- Математические выражения, связи, отношения, зависимости и их виды.

- Свойства предметов и множества; операции над множествами.

- Величина и её измерение.

- Геометрические фигуры и их виды.

- Число и натуральный ряд чисел.

- Алгоритм и его свойства. Значение освоения алгоритмов в дошкольном возрасте.

3.2. Дидактические основы методики.

- Задачи и содержание математической подготовки ребенка в условиях семьи.

- Развивающая предметно-пространственная среда – основное условие познавательного и личностного развития ребенка. Характеристика средств математического развития ребенка в семье.

- Разнообразие методов и приемов математического развития ребенка, своеобразие их использования в условиях семьи.

- Современные формы организации математического развития ребенка. Особенности организации активной познавательной деятельности на занятиях разного типа в условиях семьи.

- Специфика организации обучения элементам математики в условиях семьи.

- Дидактические принципы и требования к организации работы по математическому развитию ребенка в семье. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности.

3.3. Особенности математических представлений ребенка-дошкольника.

- Особенности развития представлений о множестве как группе предметов.

- Особенности развития представлений о числах и их последовательности.

- Характеристика счетной деятельности и особенности её развития в дошкольном детстве.

- Особенности развития способов обследования и сравнения предметов по величине и форме.

- Генезис пространственных ориентировок и представлений.

- Время и его особенности. Восприятие времени детьми раннего и дошкольного возраста

РАЗДЕЛ 4. Современные технологии формирования у дошкольников математических представлений

4.1. Технология развития счетной деятельности.

- Развитие понимания количественных отношений и обучение приемам сравнения множеств.

- Обучение счету и развитие счетных умений.

- Развитие понятия числа у детей дошкольного возраста.

- Развитие понимания закономерностей образования числа и натурального ряда.

4.2. Развитие вычислительной деятельности у старших дошкольников.

- Технология введения детей в вычислительную деятельность.

4.3. Технология развития сенсорных умений и навыков, способов сравнения, оценки и измерения пространственных и временных отношений.

- Обучение способам обследования, сравнения и оценки предметов по признакам величины.

- Обучение измерительной деятельности.

- Развитие геометрических представлений у детей.

- Приемы и последовательность развития пространственных представлений и ориентировок.

- Развитие представлений о времени, понимание временных отношений.

- Технология использования алгоритмов для развития представлений о последовательности действий и событий у детей дошкольного возраста.

РАЗДЕЛ 5. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.

РАЗДЕЛ 6. Преемственность семьи и школы в обучении элементам математики и логики

- Сущность преемственности при обучении элементам математики.

- Требования современной начальной школы к математической подготовке ребенка и основные направления осуществления связи в его математическом развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: