ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Подготовка студентов по курсу «Технология обучения элементам математики и логики в условиях семьи» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология»».
1.1. Цель курса: формировать профессиональную компетентность будущего педагога, обучающего элементам математики и логики дошкольников в семье.
1.2. Задачи курса:
1. Дать знание теоретических основ математического образования детей дошкольного возраста: математических, психологических, дидактических.
2. Познакомить с содержанием и технологиями, дидактическими средствами, приемами и формами организации деятельности с математическим содержанием в условиях семьи, в соответствии с современными образовательными программами.
3. Формировать умение в процессе исследовательской и педагогической деятельности в условиях семьи применять теоретические знания при решении практических задач управления математическим развитием детей дошкольного возраста в семье.
Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы
Данный курс является обязательной частью Д.Ф. комплекса предметов в подготовке специалистов с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета дошкольного образования по специальности– «Дошкольная педагогика и психология»».
Дисциплина «Технология обучения элементам математики и логики в условиях семьи» изучается в 9 семестре.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
Студент должен:
· Знать методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников, отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
· Освоить современные технологии ознакомления дошкольников с числом, вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.
· Овладеть диагностикой математического развития как основой целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы курса
· Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина.
· Концепции математического развития ребенка-дошкольника.
· Теоретические основы математического образования дошкольников.
· Современные технологии формирования у дошкольников математических представлений.
· Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.
· Преемственность школы и семьи в обучении элементам математики и логики.
Темы и краткое содержание
РАЗДЕЛ 1. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
- Роль математики в жизни и деятельности человека.
- Значение математического образования для развития ребенка.
- Предмет и основные задачи курса.
РАЗДЕЛ 2. Концепции математического развития ребенка-дошкольника
- Влияние монографического и вычислительного методов обучения арифметики в школе на методику математического развития ребенка-дошкольника.
- Взгляды Е.И. Тихеевой и Ф.Н. Блехер на математическое развитие ребенка и их вклад в разработку концепции.
- Обоснование А.М. Леушиной целей, содержания, средств, форм, методов и приемов математического развития ребенка.
- Современные концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ 3. Теоретические основы математического образования дошкольников
3.1. Элементы математической логики как основа для определения целей и содержания предматематической подготовки ребенка
- Математические выражения, связи, отношения, зависимости и их виды.
- Свойства предметов и множества; операции над множествами.
- Величина и её измерение.
- Геометрические фигуры и их виды.
- Число и натуральный ряд чисел.
- Алгоритм и его свойства. Значение освоения алгоритмов в дошкольном возрасте.
3.2. Дидактические основы методики.
- Задачи и содержание математической подготовки ребенка в условиях семьи.
- Развивающая предметно-пространственная среда – основное условие познавательного и личностного развития ребенка. Характеристика средств математического развития ребенка в семье.
- Разнообразие методов и приемов математического развития ребенка, своеобразие их использования в условиях семьи.
- Современные формы организации математического развития ребенка. Особенности организации активной познавательной деятельности на занятиях разного типа в условиях семьи.
- Специфика организации обучения элементам математики в условиях семьи.
- Дидактические принципы и требования к организации работы по математическому развитию ребенка в семье. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности.
3.3. Особенности математических представлений ребенка-дошкольника.
- Особенности развития представлений о множестве как группе предметов.
- Особенности развития представлений о числах и их последовательности.
- Характеристика счетной деятельности и особенности её развития в дошкольном детстве.
- Особенности развития способов обследования и сравнения предметов по величине и форме.
- Генезис пространственных ориентировок и представлений.
- Время и его особенности. Восприятие времени детьми раннего и дошкольного возраста
РАЗДЕЛ 4. Современные технологии формирования у дошкольников математических представлений
4.1. Технология развития счетной деятельности.
- Развитие понимания количественных отношений и обучение приемам сравнения множеств.
- Обучение счету и развитие счетных умений.
- Развитие понятия числа у детей дошкольного возраста.
- Развитие понимания закономерностей образования числа и натурального ряда.
4.2. Развитие вычислительной деятельности у старших дошкольников.
- Технология введения детей в вычислительную деятельность.
4.3. Технология развития сенсорных умений и навыков, способов сравнения, оценки и измерения пространственных и временных отношений.
- Обучение способам обследования, сравнения и оценки предметов по признакам величины.
- Обучение измерительной деятельности.
- Развитие геометрических представлений у детей.
- Приемы и последовательность развития пространственных представлений и ориентировок.
- Развитие представлений о времени, понимание временных отношений.
- Технология использования алгоритмов для развития представлений о последовательности действий и событий у детей дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ 5. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей.
РАЗДЕЛ 6. Преемственность семьи и школы в обучении элементам математики и логики
- Сущность преемственности при обучении элементам математики.
- Требования современной начальной школы к математической подготовке ребенка и основные направления осуществления связи в его математическом развитии.