ЛЕКЦИЯ
| на тему: | «Основы управления качеством таможенных услуг» |
| (полное наименование темы лекции) | |
| Дисциплина: | «Экономика таможенного дела» |
| (наименование дисциплины) | |
| Авторы: | |
| (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы автора) |
Рассмотрена
на заседании кафедры,
протокол от ___________ № ___
Москва
СЛАЙД 1
Лекция 14
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
СЛАЙД 2
В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:
1. Сущность и содержание таможенных услуг.
2. Понятие качества таможенных услуг.
3. Управление качеством таможенных услуг.
Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.
СЛАЙД 3
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
«Сущность и содержание таможенных услуг»
Стратегическим направлением деятельности ФТС России является:
1) повышение качества предоставления услуг таможенными органами,
2) сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля.
Это предполагает оказание государственных услуг со стороны таможенных органов в рамках исполнения возложенных на них государственных функций на уровне, от которого напрямую зависит создание благоприятных условий для осуществления ВЭД и реализации прав и свобод граждан в экономической сфере.
С позиций государственного подхода интерес представляют государственные услуги, которые являются по своему характеру:
1) некоммерческими,
2) потребительскими,
3) с высокой степенью участия человека в производстве услуги.
Таможенные услуги относятся к государственным услугам, реализуемым таможенными органами.
СЛАЙД 4
Практика работы таможенных органов свидетельствует о необходимости понимания сущности таможенных услуг.
Традиционно таможенные услуги – это только классические услуги в области таможенного дела.
Т аможенная услуга – это деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом товаре, т.е. деятельность, которая опосредована через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара (партии товаров) для перемещения через таможенные границы.
«Таможенная услуга» в широком смысле:
1) это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности:
‒ таможенного регулирования,
‒ таможенного контроля,
т.е.
это услуга, которая связана:
‒ с защитой экономической безопасности государства,
‒ с обеспечением интересов национальной экономики,
‒ развитием внешнеэкономических связей страны.
2) в таможенные услуги необходимо включать ряд новых нетрадиционных услуг:
‒ услуги по ведению реестров,
‒ электронные услуги и т.п.
что
указывает на формирование интегрированных таможенных услуг в международной цепи поставки товаров.
Характеристика таможенной деятельности в ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности):
1) таможня отнесена к государственному управлению общего и социально-экономического характера, и в соответствии с разделом 75.2 «Предоставление государственных услуг обществу в целом»
2) таможенная деятельность включает в себя виды деятельности, связанные:
‒ с реализацией внешней политики,
‒ управлением внешней торговлей,
‒ финансовой международной деятельностью,
‒ международным техническим сотрудничеством и т. п.
Т.О. это значительно расширяет сферу таможенных услуг и приближает их к сложившемуся экономическому пониманию.
В этом связи актуально разграничение понятий:
«функция»
и
«услуга»:
Функция (в специальной литературе)- «нормативно установленный вид властной деятельности органа государства».
Услуга – «способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц».
Государственная услуга –
( в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)
деятельность по реализации функций соответственно:
‒ федерального органа исполнительной власти,
‒ государственного внебюджетного фонда,
‒ исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также
‒ органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий,
переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».
СЛАЙД 5
Реализация функции не исключает оказания услуги, так как таможенная услуга – это услуга, обладающая своими особенностями и имеющая двойственный характер, т.е.
‒ с одной стороны связана с реализацией возложенных на таможенные органы функций,
‒ а с другой – имеет целью удовлетворение нужд потребителей услуги, т.е. реализация функции имеет результатом оказанную услугу.
Это наглядно видно из схемы, приведенной на слайде.
![]() |
Рис. 1. Элементы, составляющие содержание понятия «таможенная услуга»
Важно понимать, кто является потребителями данной услуги.
Проанализированные ранее подходы, в частности концепция «сервисной таможни», указывают на двух потребителей:
– государство
- участников ВЭД.
Таможенная услуга:
для государства в широком смысле - обеспечение безопасности страны и ее населения через систему запретов и ограничений различного характера, защиту экономики в целом от дискриминационных мер,
для участников ВЭД – обеспечение реализации их интересов в сфере внешней торговли.
То есть,
с одной стороны, таможенная услуга ограничена интересами участников ВЭД, на удовлетворение которых она напрямую должна быть нацелена,
а с другой – вопросами обеспечения экономической безопасности государства, которые заложены в реализации функций таможенных органов.
Таким образом, стоит рассматривать таможенные услуги как результат деятельности таможенных органов, имеющий целью, в первую очередь, реализацию государственных функций, а также удовлетворение ненарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников ВЭД.
В этом определении и содержатся цель и сущность таможенной услуги, что в полной мере соответствует признанному научной общественностью философско-методологическому требованию к формированию категорий и понятий: «всякое определение должно быть целевым и существенным».
СЛАЙД 6
Особенности таможенных услуг:
1) услуги, оказываемые таможенными органами, относятся к категории государственных услуг, основной целью которых является реализация таможенной политики и выполнение функций в рамках компетенции таможенных органов;
2) государственные таможенные услуги отличает обязательность их оказания участнику ВЭД, без чего не могут быть реализованы функции таможенных органов и соблюдены требования таможенного законодательства;
3) безвозмездная основа оказания рассматриваемых услуг и отсутствие условий конкуренции поставщиков услуг;
4) таможенные услуги предполагают получение определенных благ для потребителя данных услуг:
‒ -для благонадежного участника ВЭД данные блага заключаются в скорейшем прохождении обязательных для него таможенных формальностей.
‒ - для государства в виде предотвращенного ущерба экономической безопасности и национальной экономике в целом.
