Второй учебный вопрос

«Понятие качества таможенных услуг»

Рассматривая понятие «качество таможенных услуг», важно правильно его интерпретировать. Очевидно, что осмысление содержания данного понятия должно основываться на понимании категории качества.

В настоящее время существует ряд подходов к определению понятия «качество».

Анализ истории развития и становления данной категории, проведенный в работе, показал, что термин «качество» развивался в рамках двух отдельных областей знаний:

1) он рассматривался различными философами на всех этапах развития общества, которые пытались определить сущность этой категории;

2) качество формировалось как понятие, применяемое в любой отрасли производства материальных благ.

При этом философский подход к рассмотрению качества значительно шире, чем второй подход – технико-экономический, что обусловлено более поздним появлением материального производства.

СЛАЙД 9

Обобщение отдельных взглядов в рамках указанных подходов на определение сущности категории «качество» приведено в таблице, представленной на слайде.

Таблица

Систематизация взглядов на сущность категории «качество»

Автор Формулировка определения качества
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой»
Гегель (ХIХ в.) Качество есть, в первую очередь, тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое качество
У. Шухарт (1931 г.) Качество имеет два аспекта: 1) объективные физические характеристики; 2) субъективная сторона: насколько вещь хороша
К. Исикава (1950 г.) Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей
Дж. Джуран (1970 г.) Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)
ГОСТ 15467–79 Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Философский словарь (1987 г.) Качество – категория, рассматриваемая в совокупности с категорией количества как две важные стороны объективной действительности. Подчеркивается, что качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным и отличается от других предметов
Международный стандарт ISO 8402:1994 Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Международный стандарт ISO 9000:2008 Качество – степень соответствия присущих (собственных) характеристик требованиям

 

Аристотель - считается родоначальником рассмотрения вопросов качества в рамках философского направления. Он изначально заложил в определение качества различие между предметами, дифференцируемое по признаку «хороший – плохой».

Конечно, на сегодня данное определение весьма ограничено и неполно, но в нем уже тогда содержалась основная идея – концепция различия.

В последующие годы ряд ученых различных областей знаний предпринимал попытки сформулировать сущность качества.

 

В XX столетии произошло становление научно-обоснованной технико-экономической концепции.

Дж. Джуран ввел свое понятие качества: качество – это соответствие назначению, которое очень часто можно встретить в переводе как «пригодность к употреблению».

 

К. Исикава в своей книге «Японские методы управления качеством» отмечал следующее: «качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителя», «качество должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс». Именно благодаря этому принципу японские фирмы могут выпускать высококачественную продукцию при низкой себестоимости и высокой производительности труда.

 

В целом ряд зарубежных ученых занимались проблемами качества, но так и не смогли прийти к единому варианту термина.

 

Качество, принятое мировым сообществом и нормативно закрепленное определение качества дано в международных стандартах ИСО серии 9000.

Качество (в сооветствии со стандартом ИСО 9000:2005) - степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям.

Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

В данном определении качество и требования тесно взаимосвязаны, что проявляется в следующем: для потребителя важно именно удовлетворение потребности, причем как явной, так и предполагаемой.

Данное определение является обобщающим понятием всего накопленного теоретического и практического опыта в области качества и ставит во главу угла требования потребителей.

СЛАЙД 10

Элементы, формирующие качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, представлены на рис. 3.

Стандарты ИСО серии 9000 применимы к различным процессам, в том числе производству продукции, оказанию услуг, выполнению работ.

Качество услуги (в системе национальных стандартов РФ, раскрывающих вопросы предоставления услуг населению (ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»; ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг»; ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»), - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные и предполагаемые ожидания потребителя.

 

 
 

 

 


Рис. 3. Элементы, составляющие качество таможенной услуги

Применительно к таможенным органам результат труда - таможенная услуга. Таможенные услуги связаны с защитой национальной экономики, обеспечением государственной безопасности и интегрированности страны в международное сообщество.

СЛАЙД 11

Качество таможенной услуги в рамках выполнения государственных функций - степень реализации данных функций при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Основной критерий оценки уровня качества - степень удовлетворения требований потребителей – участников ВЭД и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики.

Схематично взаимосвязь элементов, составляющих качество таможенной услуги, представлена на слайде.

 

 


Рис. 4. Взаимосвязь элементов, составляющих понятие
«качество таможенной услуги»

 

Понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» сохраняют двойственный характер, что не противоречит действующим нормам права.

Необходимость нормативного закрепления понятий «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» и терминологических словосочетаний, их номинирующих, является на сегодняшний день одной из первоочередных задач, решение которой позволит создать условия для развития эффективной системы повышения качества таможенных услуг.

Таким образом,

Качество таможенных услуг - степень удовлетворения требований потребителей этих услуг – участников ВЭД и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной таможенной политики. Именно в таком контексте оно является основной категорией управления таможенными услугами.

СЛАЙД 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: